Курильское озеро в Южно-Камчатском заказнике привлекательно не только для туристов. Это место словно «намазано мёдом» для фотографов дикой природы. Потому как нигде в России нет лучших условий для съемки медведей. Здесь не надо прилагать особых усилий, чтобы просто снять медведя, они буквально ходят рядом с двумя кордонами, расположенными на озере.
Кроме того, Камчатские медведи своей терпимостью к людям заметно отличаются от бурых медведей, живущих на континентальной части России, в Европейской её части, Сибири и Дальнем Востоке, у которых порог терпимости и доверия к человеку значительно ниже. Поэтому приезжающие сюда со всего света фотографы имеют здесь уникальный шанс снимать медведей почти как в зоопарке. Чего только стоит фото исследователя жизни Камчатских медведей В. Николаенко, сфотографированного рядом с берлогой с выглядывающим оттуда медведем. Такая бесцеремонность с любыми другими медведями вне Камчатки почти стопроцентно стоила бы рискнувшему это сделать жизни или была бы подтверждением серьезного диагноза его психического здоровья. Впрочем, и здесь все закончилось печально: 26 декабря 2003 года научный сотрудник Кроноцкого заповедника Виталий Николаенко был убит медведем.
Медведей здесь и раньше фотографировали многие, но по-настоящему качественных фотоальбомов от этого не прибавлялось. Серьезный скачок в этом совершил Сергей Горшков, который ещё десять лет назад был совладельцем компании «Славнефть», а потом, продав свой пакет акций и став «миллионером на пенсии», решил стать фотографом дикой природы. Сначала и у него получалось не очень. Со временем, поучившись у лучших анималистов мира, наработав опыт и имея серьезные материальные ресурсы для обеспечения своих амбиций, Сергей сделал прекрасный фотоальбом, большинство фотографий из которого снято в Южно-Камчатском заказнике. Это серьезно подняло планку и взбудоражило амбиции многих снимавших медведей фотографов, которым казалось, что стоит лишь попасть сюда, как им сразу удастся "заткнуть за пояс" Горшкова. На практике все оказывалось не совсем так. Слишком неравны ресурсы, то есть обеспечивающие фотосъемку материальные возможности, которые одному позволяют осуществлять все свои творческие задумки, а другому снимать только то, до чего дотягиваются его возможности. Мало снимающих дикую природу фотографов, которые могут нанять под это дело вертолет, персонального обеспечивающего его личную безопасность егеря и даже бригаду, которая по его прилету будет обустраивать место, где ему пару недель предстоит жить и работать. Сергей, имея такую возможность и отнесясь к организации фотосъемки и самопиару не менее серьезно, чем к бизнесу, по прошествии нескольких лет серьезной планомерной работы получил свой результат, официально став лучшим фотографом дикой природы в России.
Впрочем, есть и другая возможность достичь хороших успехов в этом деле, не требующая серьезных материальных затрат, кроме как на приобретение и обновление профессиональной фототехники и линейки объективов к ней. Это возможность постоянно находиться рядом с объектами съемки, когда зверь так или иначе, как говорят охотники, «подставится». Некоторые фотографы дикой природы устраиваются работать в заповедники, тратя значительную часть своей жизни на достижение этих целей
. Бывает и наоборот. Когда работающий в таком медвежьем месте человек сначала снимает дикую природу от скуки, потом, приобретя качественную фототехнику, получает и качественные снимки, постепенно «заражаясь» этим, становясь высококлассным фотографом дикой природы. Если посмотреть итоги последних российских фотоконкурсов дикой природы, то среди их лауреатов мы увидим и Алексея Безрукова, работавшего и попутно снимавшего белых медведей на острове Врангеля, и Игоря Шпиленка, ради возможности снимать бурых медведей и других диких животных уже несколько лет работающего инспектором в Кроноцком заповеднике.
Другие фотографы попадают в заповедник по - разному. Одни, в основном зарубежные, могут приехать в специальный фототур. С такими и туристические фирмы, и заповедник занимаются индивидуально, одновременно и обеспечивая их безопасность, и создавая максимально благоприятные условия для осуществления их творческих замыслов.
Разумеется, что это стоит иных денег, чем тур для наблюдения за медведями. Встречались и такие, которые, приезжая по разрешению посещения заказника для наблюдения за медведями, фактически «за те же деньги» требовали обеспечения условий для профессиональной фотосъемки. Некоторые из фотографов приезжают в заказник в качестве волонтеров. Но в этом случае, как и инспектора, они имеют возможность снимать медведей в основном попутно, так как большую часть времени заняты на тех или иных работах на благо заказника. У всех в итоге остается немало фотографий медведей, более или менее удачных, но, как показывает практика, для по - настоящему серьезного результата разового посещения заказника маловато.
Слишком высока планка, заданная в съемке камчатских медведей Сергеем Горшковым и Игорем Шпиленком. У одного из них она опирается на материальные ресурсы и планомерную работу в достижении целей, у другого - на продолжительное нахождение рядом с объектами съемки и возможность дождаться нужного момента и снять жизнь медведя в дикой природе высокохудожественно. Но и здесь изначально условия не равны. Если у Сергея Горшкова нет материальных ограничений, для технического обеспечения своих фотографических интересов, то Игорь Шпиленок на приобретение высококачественной фототехники и её обновление тратит значительную часть своего бюджета. Подразумевая это, он сам с иронией говорит, что все заработанное отдает фирме «Nikon».
Путешествуя,я тоже снимаю дикую природу, но отношусь к занятию фотографией без фанатизма и не испытываю никакой зависти к достижениям в этой области у других. Хорошо это или плохо, но у меня нет и желания «"переплюнуть"» известных фотографов дикой природы. Но немало и других. У любого любого из них есть шанс снять уникальный кадр. А если к обеспечению съемки хорошей фотоаппаратурой и высококачественными объективами добавляется не только «настрел» кадров, но и художественное видение того, что снимаешь, и умение предчувствовать момент, который упустить никак нельзя, получается шедевр. Сейчас все это есть у очередной сезон зимующего на одном из кордонов Кроноцкого заповедника Игоря Шпиленка. Слежу за его работами, сопереживаю и очень надеюсь, что уровень его фоторабот поднимется на новую высоту.
На другом кордоне заповедника зимует перебравшийся сюда с острова Врангеля фотограф Алексей Безруков. Несколько его работ, снятых ранее, говорят о нем как о человеке с высокохудожественным видением того, что он снимает. Надеюсь, и здесь ему повезет снять кадры, которые войдут в копилку золотых кадров российских фотографов дикой природы.
Прошлым летом, работая в заказнике, я встречал здесь и своих знакомых фотографов. Один из них для приобретения высококачественной фотоаппаратуры и осуществления своей мечты поснимать медведей на Курильском озере, взяв большой кредит, залез в долги.
Другой фотограф,чтобы иметь возможность снимать здесь медведей, устроился в заповедник на сезон волонтером. В качестве «платы» за эту возможность, случавшуюся у него лишь эпизодически, ему пришлось серьезно поработать в команде строителей.
Могу предположить, что в это лето хороших результатов в съемке медведей достиг фотограф Сергей Иванов из Кирова. Он здесь не первый раз, и каким то образом ему удается получать эту возможность и не влезая в «рабство» к заповеднику, и без серьезных материальных затрат.
Все они по-разному относятся к организации процесса съемки. Одни, как Сергей Иванов и Игорь Шпиленок, работают самостоятельно. Другим необходимо сопровождение и охрана. Фотографы - люди увлеченные, и для получения хорошего кадра нередко серьезно рискуют, стараясь снять зверя в наиболее интересном ракурсе, забывая контролировать ситуацию вокруг и подходя к нему слишком близко.
Здесь не забывают историю о том, как один из известных фотографов дикой природы, попросив сопровождавшего его инспектора пристать к берегу, чтобы справить нужду, едва успел снять штаны, как был вынужден бежать назад к лодке, преследуемый медведем.
У Игоря Шпиленка есть история, когда он при подходе к месту съемки был неожиданно атакован медведем. Как оказалось позднее, нападение «миролюбивого» камчатского медведя было вызвано тем, что он находился рядом со своей добычей, другим убитым им медведем. Подобная «неожиданность» может ожидать здесь и фотографов, и экскурсантов на их пути вне кордона практически в любом месте.
В этом сезоне у всех работавших здесь фотографов обошлось без серьезных приключений.
Надеюсь, все они сняли то, что хотели, получив работы соответствующего уровня в свои фотоальбомы.
Приезжающие сюда зарубежные фотографы дикой природы тоже неоднородны и по финансово-техническим возможностям достижения своих целей, и по профессионализму. О некоторых из них - чуть позже.