30 июня и 1 июля, в рамках международного фестиваля Jaffa Fest в театре Гешер, зрители смогли увидеть спектакль «Я - Марлен» с Елизаветой Янковской в главной роли, созданный звездами легендарного Гоголь-Центра. Да-да, вы не ослышались. Гоголь-Центр, закрытый год назад, имеет возможность радовать зрителей своими спектаклями в Израиле на сцене театра «Гешер». О чем с благодарностью говорил драматург и режиссер спектакля Савва Савельев.
Итак, вы пришли в театр. Вы просмотрели релиз, примерно знаете, о чем и о ком будет спектакль. Но, все равно, в самом начале вы можете даже не совсем понять, почему на сцене вы видите поочередно то блистательную, избалованную вниманием Марлен Дитрих, то бедную, больную, забытую всеми старушку Катерину Петровну из деревни Заборье.
Но постепенно приходит понимание.
Рассказ Паустовского «Телеграмма», который так сильно тронул душу Марлен, он о ней, о Катерине Петровне, одинокой женщине, доживающей свой век в старом доме. И, в какой-то степени, о Марлен. Такие разные женщины, даже невозможно пытаться их сравнить. Но есть нечто общее. Одиночество. У Марлен - дочь Мария, у Катерины Петровны - дочь Настя. В трудную минуту у Марлен вырывается крик «Мария!" Настя всегда занята, успешна, ей некогда писать матери, а, тем более, приезжать к ней.
И этот рассказ Марлен запомнила навсегда, и когда в 1964 году она приехала на гастроли в Россию, ей было просто необходимо встретиться с автором этого рассказа.
Сама звезда писала об этом событии так: «Мы, наконец, встретились с ним в Москве, где я выступала перед артистами и журналистами. В один из дней наш администратор сказал мне, что Паустовский в зале, и что он очень болен, но нашел силы чтобы приехать со мной встретиться. Это придало мне какой-то невероятной энергии, и я выступила просто блестяще. После концерта меня попросили остаться на сцене, и я увидела мужчину, который медленно поднимался ко мне по ступенькам. Меня переполняли эмоции, я не могла вымолвить ни слова, и просто опустилась на колени, чтобы показать все свое уважение к таланту этого человека».
И, в сущности, фотография этого момента и стала отправной точкой сценария.
Падчерица писателя Галина Арбузова рассказывала, что Марлен Дитрих была любимой актрисой Константина Георгиевича, пропустить ее выступление в Москве он просто не мог. Врачи были против, считая, что Паустовский еще слаб, однако писатель настоял на своем и отправился на концерт с женой и домашним врачом Виктором Абрамовичем.
На память об этой встрече Марлен Дитрих оставила писателю снимок с автографом. В ответ Константин Георгиевич подарил ей свой сборник «Потерянные романы» с подписью: «Марлен Дитрих, если я напишу рассказ, подобный "Телеграмме", то я позволю себе посвятить его Вам».
Марлен Дитрих, ровесница века, она стала воплощением всех противоречий и бунтарского духа ХХ столетия. Ею восхищались, ее клеймили, ей подражали, ее ненавидели, ей поклонялись. Всю жизнь она приковывала к себе внимание, даже тогда, когда она исчезла с экранов. Платой за мировую славу и успех стало 20 лет одиночества и болезней, которые одолевали ее на склоне лет…
В 1975 г. артистка совершила свой последний гастрольный тур. И с этого момента ее начали преследовать неприятности. Сначала она сломала ногу во время спектакля и несколько месяцев провела в больнице. Затем последовал перелом шейки бедра, из-за чего актриса оказалась прикована к постели.
Последние 13 лет актриса не могла подниматься с постели - после полученной травмы она отказалась от госпитализации и врачебной помощи. В этот период она стала зависимой от обезболивающих и алкоголя, что еще больше усугубило ее состояние. Из-за того, что Марлен не появлялась на публике и не пускала к себе журналистов, не раз возникали слухи о ее смерти. Однажды она даже позвонила в редакцию одного издания и заявила о том, что это неправда. После этого на обложке журнала напечатали заголовок: «Дитрих звонит и предупреждает, что она еще жива». Из-за лежачего положения и злоупотребления алкоголем у Марлен Дитрих отказали почки, что и стало причиной ее смерти в 1992 г. На тот момент ей было 90 лет. С ней рядом не было никого, только огромное количество фотографий ее друзей…
Она была совсем одна, как та же Катерина Петровна из рассказа «Телеграмма». В вечном ожидании своей дочери, которая все никак не может приехать к матери. И, кажется, здесь-то их пути сошлись, на этом ложе, где встретят свой смертный час и великая кинозвезда, и безвестная старушка, советская пенсионерка. Недаром центральное место в спектакле Савельева занимает кровать. Это и последнее убежище Марлен, и ее больничная койка, и смертное ложе, когда человек остается один на один со своим прошлым, с прожитой жизнью, со всеми своими видениями и миражами. И где тут сон, где явь, уже не понять. Одно от другого не отличить.
В главных ролях: Лиза Янковская - одна из самых ярких восходящих звезд театра и кино и Семен Штейнберг - актер театра "Гоголь-Центр", исполнитель ролей в фильмах "Содержанки", "Француз" и "Петровы в гриппе".
Актеры - великолепны.
Спектакли состоялись 30 июня и 1 июля в рамках международного фестиваля Jaffa Fest в театре Гешер.
Фотографии со спектакля
Sergey Demyanchuk