С 17 по 30 марта в Оперном театре имени Шломо Лахата в Тель-Авиве будет представлена опера «Дон Жуан» Моцарта в совместной постановке Израильской Оперы и Королевского оперного театра «Ковент-Гарден» из Лондона.
Режиссер - Каспер Хольтен из Дании. Дирижер - маэстро Карл-Хайнц Штеффенс из Германии.
Музыка, видео-арт, новые сценические технологии и старая история о «Наказанном развратнике» в режиссуре датчанина Каспера Хольтена, бывшего художественного руководителя Королевской оперы Ковент-Гарден, славящегося безупречной концепцией и превращающего оперу в современное шоу мирового уровня.
На этом фоне тем интереснее интригующая постановка оперного шедевра Моцарта «Дон Жуан» - о самом харизматичном любовнике в мировой классике. В сонме интерпретаций знаменитой моцартовской трагикомедии «Дон Жуан» Каспера Хольтена запоминается экспрессивностью, динамичностью и электризующим визуальным рядом.
Сценограф этой постановки из Ковент-Гарден - британский дизайнер Эс Дэвлин, одним из проектов которого была работа над Церемонией закрытия Олимпийских игр в Лондоне в 2012 году. В постановке используются самые современные технологии, в том числе, видеопроекции Video Mapping - системы, действующие в полной координации с движением актеров и декораций для создания трехмерных изображений. Сценография напоминает многоэтажный особняк викторианской эпохи со множеством дверей и коридоров, лабиринты которых создают дополнительный «обманчивый», многослойный эффект.
«Дон Жуан - художник, сочинитель, мечтатель и мастер прекрасных иллюзий», - считает Каспер Хольтен, обратившейся к фигуре Дон Жуана еще 13 лет назад: в 2010 году состоялся дебют Хольтена как кинорежиссера - его нашумевший фильм-опера «Хуан» по мотивам моцартовского «Дон Жуана» был представлен на кинофестивалях многих стран. Собственно, именно во время работы над сценарием этого фильма и родилась концепция нынешнего оперного спектакля. Хольтен рассказывает, что консультант, которая должна была дать отзыв на его сценарий, не была знакома с оперой Моцарта (!), и ее поразило, насколько непривлекательной и отталкивающей личностью является главный герой произведения. Как зрители могут симпатизировать такому человеку или отождествлять себя с ним? - недоумевала консультант.
Такой неожиданный отзыв заинтересовал Каспера. С одной стороны, согласно литературным источникам, поступки главного героя далеки от принятого свода морали, с другой - никто не может отрицать мощную ауру напора и обаяния, благодаря которой Дон Жуан завоевал 2065 женщин, и сегодня, более двух веков спустя, все так же соблазняет и очаровывает зрителей. Его жизнелюбие и ненасытность, стремление к идеальной любви, неприятие человеческой смертности - эти стороны личности Дон Жуана, по мнению Каспера, притягивают, соблазняют, порождают иллюзии. Весь вопрос в том, когда соблазны переходят в ложь, а ненасытность и жажда обладания завладевают душой?
В экспрессивном, динамичном спектакле Каспера Хольтена поражает не только режиссерская интерпретация либретто, но и визуальный ряд. Еще звучит увертюра, когда поднимается занавес и на занимающем все пространство сцены фасаде здания появляются первые буквы видеопроекции: белый мел торопливо выводит имена… Вскоре уже сотни имен женщин, соблазненных Дон Жуаном, покрывают стены. Список сластолюбца, который ведет его слуга Лепорелло, будет не раз возникать на фасаде здания, которое по ходу спектакля трансформируется и передвигается. Динамичная световая проекция - визуальный эквивалент мыслей и настроений главного героя - уводит зрителей в потусторонний фантастический мир оперы в двух действиях Вольфганга Амадея Моцарта на либретто (по-итальянски) Лоренцо Да Понте, частично основанном на «Каменном госте» - опере Джузеппе Гаццаниги на либретто Джованни Бертати. Имеется также еще довольно большое количество более ранних пьес о Дон Жуане.
В основе сюжета, использованном Да Понте, лежит старинная легенда о Дон Жуане, «наказанном развратнике», дерзком искателе приключений, смелом и ловком соблазнителе женщин. Возникшая в средневековой Испании, легенда эта приобрела широкую известность во многих европейских странах. Сюжет, впервые обработанный испанским драматургом Тирсо де Молина (1571-1648), впоследствии привлекал многих писателей, в том числе Мольера и Гольдони, и является одним из самых популярных сюжетов в истории мирового театра. Она легла в основу множества театральных представлений - драматических, музыкальных, народных, кукольных, хореографических. В год создания моцартовского шедевра только в Италии шло сразу несколько оперных спектаклей на тот же сюжет. В XIX столетии к образу Дон Жуана обращаются Байрон, Гофман, Пушкин, Мериме и др. Неоднократно использовали эту тему и музыканты - в 1761 году в Вене был поставлен балет Глюка «Дон Жуан».
****
На сей раз дирижировать «Дон Жуаном» в Израильской Опере будет немецкий дирижер Карл- Хайнц Штеффенс, впервые сотрудничающий с Израильской Оперой. В настоящее время Штеффенс - музыкальный руководитель Пражской государственной оперы, а также главный дирижер и художественный консультант Симфонического оркестра Норчёпинга в Швеции. В качестве оперного дирижера дирижировал постановками в оперных театрах Берлина, Праги, Осло и Ла Скала в Милане. Он также регулярно дирижирует ведущими симфоническими оркестрами по всему миру и уже бывал в Израиле, когда дирижировал Израильским Филармоническим оркестром.
В 2007 году Штеффенс покинул пост концертмейстера кларнетов Берлинского симфонического оркестра и полностью посвятил себя дирижированию, заняв пост музыкального и художественного руководителя Государственной капеллы и оперного театра города Галле.
Среди оркестров, с которыми работал Штеффенс - Бамбергский симфонический, Дрезденская государственная капелла, Гамбургский филармонический, Мюнхенский филармонический, симфонические оркестры Берлинского, Кёльнского, Франкфуртского, Гамбургского и Лейпцигского и Штутгартского радио, симфонические оркестры Бохума и Дюссельдорфа, Симфонический оркестр Бирмингема, Бельгийский национальный, Иерусалимский симфонический и Санкт-Петербургский симфонический оркестр.
В 2008 г. состоялся дебют Штеффенса в Берлинской государственной оперы. В 2012 году он дебютировал в миланском театре Ла Скала, продирижировав оперой «Дон Жуан» В.А. Моцарта.
В постановке оперы «Дон Жуан» примут участие Хор Израильской Оперы под управлением Итая Берковича. Оркестр Израильской Оперы - Симфонический оркестр Ришон ле-Циона и ведущие солисты, известные благодаря участию в оперных постановках в Израиле и за рубежом, а также замечательные певцы мирового уровня, для которых выступление на сцене Израильской оперы станет премьерным.
Режиссер обновленной постановки - Регина Александровская; хореограф обновленный постановки - Мате Мораи.
Аргентинский баритон Герман Энрике Алькантара и израильский баритон Одед Райх поочередно исполнят главную партию Дон Жуана. Итальянские баритоны одни из лучших баритонов сегодня в мире, поющие в постановках Моцарта и Россини, Паоло Бордония, и Гвидо Дзитини исполнят роль и Лепорелло, израильское сопрано Алла Василевицкая и румынское сопрано Юлия Мария Дан исполнят роль Донны Анны, а израильтянки Яэль Левита и Анат Чарны выйдут на сцену в образе Донны Эльвиры, один из лучших теноров мира нового поколения, выступающий на всех значимых сценах китайский тенор Лонг Лонг и мальтийский баритон Нико Драманин появятся в роли Дона Оттавио, израильские баритоны Яир Полишук и Ноам Хайнц исполнят роль Мазетто, роль Церлины воплотят на сцене Даниэла Скорка и Таль Ганор, а греческий бас-баритон Петрос Магулас выступит в партии Командора.
Исполнение на итальянском языке. Титры на иврите и английском языке.
Перевод титров - Исраэль Юваль
Спектакли состоятся:
Пятница | 17.03.2023 | 13:00
Воскресенье | 19.03.2023 | 19:30 | Премьера
Понедельник | 20.03.2023 | 20:00
Вторник | 21.03.2023 | 20:00
Среда | 22.03.2023 | 20:00
Пятница | 24.03.2023 | 13:00
Суббота | 25.03.2023 | 20:00
Воскресенье | 26.03.2023 | 20:00
Понедельник | 27.03.2023 | 18:00
Среда | 29.03.2023 | 20:00
Четверг | 30.03.2023 | 18:00 (дополнительный спектакль)
За час до начала каждого представления в зале проходит вступительная лекция продолжительностью около получаса, вход на лекцию для обладателей билетов в этот вечер бесплатный
Заказ билетов в кассе Израильской Оперы по телефону 03-6927777 или в «Браво»:
https://bit.ly/41appL7 Спектакли проходят в Оперном театре Тель-Авива имени Шломо Лахата
Бульвар Шауль а-Мелех 19, Тель-Авив
Текст подготовила M
Masha Hinich Пиар-агентство: S
Sofia NimelsteinPR & Consulting
Фотографии замечательного фотографа S
Sergey Demyanchuk