Медвежьегорск (Карелия). Таинственные подземелья в скалах. Финская крепость Кархумяки.

Jan 04, 2020 02:47

Медвежьегорск - это город в Карелии, расположенный на северном конце Онежского озера. Я давно хотел его посетить, потому что знал, что там многое осталось от второй мировой войны - большая укрепленная полоса финской обороны, построенная в 1942-44 годах. И знал, что там не просто окопы, а еще и большие пещеры, выдолбленные в скалах, что делало поездку особенно интересной. Летом билеты туда были дорогие, а к концу ноября, когда уже наступал зимний сезон, они стали дешевле. И мы отправились туда на поезде, чтоб погулять внутри скал, окунувшись в таинственные подземелья, хранящие на себе печать прошлого....





Поезд выезжаелиз Петербурга вечером в пятницу, а прибывает  в Медвежьегорск в 6 утра. Дальше он идет в Мурманск. В расписании бросилась в глаза остановка, носящая забавное название "Африканда".



Выходим в полной темноте. В Петербурге зимы не было, а тут зима есть, и вполне настоящая.



Рассвет только в 9.30. Автостанция, где можно попить кофе, а также купить билеты на автобус назад, откроется лишь в 8 утра. Перед нами выбор - сидеть 2 часа на вокзале, где ничего нет, кроме пустого зала ожидания, или погулять по городу, исследуя одну из пещер на окраине. Мы выбираем второй вариант, достаточно авантюрный, но все же это интереснее, чем потерять 2 часа, сидя на месте



Часть дороги была освещена фонарями, но последние несколько сотен пришлось идти в полной темноте. В сумерках виднелся контур горы, где нам нужно найти пещеру.  Из фонарей - только смартфоны. Затея безумная... Но, как ни странно, полазав 20 минут по склонам горы, мы все же нашли вход в пещеру.



Выглядит он так. Судя по остаткам дверей, по лежащим рядом поддонам - недавно пещеру использовали как склад



Фотографий этой пещеры внутри скалы в интернете почти нет. Мы первые, кто сделали подробный фотообзор. Правда, фотоаппарат у меня почти сразу запотел от влаги, и фотографий будет мало, из них половина сделана на смартфон.



Ледяные сталагмиты у входа



А пещера, которую почти никто не посещает, оказалась очень интересной! Здесь несколько больших помещений, а между ними - небольшие коридоры, а также маленькие комнатки. Это самое большое по размеру подземелье в  Медвежьегорске. А не ходят сюда туристы по той причине, что она сильно в стороне от остальных объектов. Хотя масштабы ее заслуживают посещения!



Подземелья представляют собой большой бетонный бункер внутри пещеры. Бетонные стены и потолки уложены в подземной полости, местами между стенками бункера и стенками пещеры - довольно большие зазоры, то же можно сказать и про потолки. Здесь были казармы для личного состава. Финны старались как можно больше защитить своих солдат.



Много труда пришлось затратить, чтоб выдолбить все это в скалах...



Поперечный коридор, соединяющий два больших подземелья. От него отходят маленькие комнатки



Тут было что-то вроде электростанции



Одно из помещений представляет собой большую шахту, внутри которой винтовая лестница, которая ведет на вершину горы



Дальше облом - лестница приводит  к железной двери, которая наглухо заперта! В будущем мы как-нибудь сюда вернемся, попробуем залезть с вершины горы сюда, может сможем попасть к двери с другой стороны



Другой интересной особенностью является наличие бетонных вентиляционных труб. Довольно приличного размера. В других подземельях такого мы не видели.



Верхушка вертикальной шахты. Куда ведет ствол - непонятно, но видны были следы веревок, кто-то поднимался, исследовал. Вероятно там что-то вроде чердака. Может быть, ствол шахты выходил наружу, на поверхность скалы. В будущем постараемся изучить. Для этого через пару лет еще приедем. Или это сделают мои читатели...



Возвращаемся назад, к вокзалу, чтоб купить билеты на автобус, как только откроется автостанция - а открывается она в 8 утра. Дойти до скалы с пещерой и вернуться мы успели всего за 2 часа.



Путь обратно навигатор провел через симпатичный пешеходный мостик



Автовокзал оказался древним, с ископаемыми сиденьями, с платным туалетом (хотя в правилах написано, что он бесплатный), и с очень древним автоматом для кофе, который кряхтит и жужжит, когда что-то заказываешь. Кофе в нем редкостная дрянь. Если будете в Медвежьегорске, имейте в виду - на вокзале есть туалет бесплатный. А вот есть ли кофе получше качеством - вопрос пока открыт...



В 8.45 покидаем автостанцию,взяв билеты, а заодно и позавтракав. Еще пока темно, но уже немного светает. Когда дойдем до главной достопримечательности города - Медвежьей Горы, будет уже светло



На станции видим электровоз, который редко бывает в наших краях. А здесь такие бегают часто



В городе была слякоть, а на вершине горы - настоящая красивая зима. Много пушистого снега, причем глубокого. И чистый воздух



Вот и главная пещера , куда все обычно ходят . Сюда легко добраться, поэтому она популярна. И у многих, кто был в Медвежьегорске,на фотографиях она есть. Эта пещера вместе с другими укреплениями, выдолбленными в скалах, получила название "Замок Кархумяки" (Кархумяки - старое финское название Медвежьегорска, что значит то же самое, что и по-русски - "Медвежья Гора")



Это подземелье меньше по размеру, чем предыдущее. Но устроено так же - сначала в скале выдолблена большая полость, потом в ней сделан большой бетонный бункер, чьи стенки и крыша не примыкают плотно к стенкам пещеры, между ними большой зазор.Это защищает находившихся внутри от попаданий воды, капавшей сверху, а также осколков гранита. Кроме того, так уменьшались потери тепла.



Здесь видно вход в бункер из гранитной пещеры. На стене кто-то написал свое мнение о полиции.



Размеры впечатляют... Вероятно, тут было около ста человек. Хотя при желании можно вместить и пятьсот.



Концовка бункера. Здесь стенки из бетона нет. Вероятно, сделать не успели. Все укрепления строились только 2 года. В 1944 году наша армия перешла  в наступление, прорвала линию обороны на Карельском перешейке, дошла до Выборга. После кровопролитных боев в окрестностях Выборга Финляндия заключила с СССР мир. Мощные крепости в других местах не смогли помочь финнам, когда наша армия прорывалась в других местах. Век крепостей ушел в прошлое...



Из бункера наверх ведет  деревянная лестница. Во времена финнов она была железной,но ее спилили.



Лезем наверх



Это сделать довольно просто, лестница надежная. Хотя рискнули не все из нас, а лишь половина.



Наверху оказался второй выход, из которого можно попасть в траншеи, идущие вокруг всей горы. Длина траншей очень значительная - я ходил по ним потом, гулял где-то полчаса - все не заканчивались. И уходили они куда-то уже в окраины городских построек.



Вот здесь видны траншеи, выбитые в скалах. Вероятно, они шли через весь город, соединяя между собой опорные пункты.



Дальше мы покидаем пещеру. И поднимаемся по грунтовой дороге на вершину Медвежьей Горы. Там есть еще несколько объектов



Здесь должне быть люк с крышкой,но металлическая крышка украдена. Это что-то типа узла связи, а заодно наверно и наблюдательного пункта.



Вид снизу



Вид сверху



Вдали виден город Медвежьегорск. Я предвкушал красивые виды с горы, хорошие фотографии - но пошел густой снег, над городом повис туман - и виды с горы почти не были видны



Без снега и тумана тут, думаю,будет очень красиво



Скоро туман чуть рассеялся, мы стали видеть берег Онежского озера



Вся вершина горы изрезана траншеями, выбитыми в граните



Групповое фото на вершине Медвежьей Горы



И еще одно,на фоне живописного мыса Онежского озера



Дальше мы стали искать финский ДОТ (долговременную огневую точку). На карте он обозначен справа от бункера связи, в реальности мы нашли слева, где не обозначено ничего. Пока искал, несколько раз подскользнулся и шлепнулся. Чтоб найти, надо идти все время вдоль траншеи налево, если стоять лицом к Онежскому озеру.



Вид изнутри. Амбразура очень большая, через нее вполне можно влезть - не хуже, чем через дверь. Возможно,тут было орудие.



Внутри ДОТа есть наблюдательный пункт



В нем небольшое окошко для наблюдения.



Дверь из привходовой части в орудийный каземат



Финны любят округлые двери



Взять штурмом все эти укрепления было бы очень тяжело. Они идеально вписаны в ландшафт. Кархумяки был серьезной крепостью



До войны Медвежьегорск был местом, куда отправляли заключенных. Здесь погибло много репрессированных сталинским режимом наших граждан. Недалеко от Медвежьегорска расположена мемориальная зона Сандармох, где были убиты несколько тысяч человек. Отсюда же возили на строительство Беломоро-Балтийского канала. В 1941 году Красная Армия, после нападения на СССР Германии, решила нанести упреждающий удар по Финляндии. Был совершен авианалет на финские аэродромы, откуда ожидалась в будущем атака германских самолетов. Финская армия только этого и ждала: решиться выступить вместе с Гитлером было непросто, часть населения была против новой войны, но после того, как мы сами начали, они перешли в наступление, отбросили наши части, захватили отобранные у них в 1939-40 территории, а заодно прихватили немного и того, что им не принадлежало. Медвежья Гора была всегда нашей территорией, а не финской, но финны захватили и этот город, и построили мощный укрепленный узел на берегу Онежского озера, заодно получив себе и порт,чтоб действовать на воде. Однако дальше финны не пошли - им мешал Беломорканал, да и не хотели они надрываться ради нацистов. Свое уже забрали назад, и этого было достаточно.Так возле Медвежьегорска с декабря 1941 года фронт и встал. И стоял до 1944 года. 23 июня 1944 года он был возвращен СССР , и финская оборона , хоть и мощная, оказалась бессильна.



Выход из ДОТа. Сбоку бетон, а дальше гранитная траншея



Разрушить его было бы очень тяжело



Под снегом спрятан бронеколпак наблюдательного пункта ДОТа, который мы видели изнутри



Вот то самое окошко наблюдателя



Наш путешественник Саша Коновалов проверяет окошко на практике. Снаружи он похож на финского солдата,сидящего в засаде



Возвращаемся в пещеру,чтоб попить чаю. Нам еще идти час назад.



В пещере много выступов, где можно положить термос и бутерброды



По дороге обратно проходим руины воинской части, которая существовала здесь еще в  начале 2000-х годов



Такое ощущение, что тут была война. Но нет,она разрушена без всяких боевых действий...



Мертвый город... Город призраков...



Как быстро могут превращаться в прах творения человеческих рук!



Недалеко отсюда, где уже начинались жилые постройки на окраине города, мы обнаружили третью пещеру. На карте ее не было, и по дороге туда мы ее не видели, так как было еще сумеречно



Сверху у входа свисали обломки бетона, державшиеся на арматуре



И еще вдоль потолка тянулась какая-то штука, похожая на бетонную трубу для проводов, с отверстиями для ламп



В целом, подземелье похоже на два предыдущих. Такая же форма, такой же бетонный бункер, вложенный в пещеру



Почему-то здесь больше все разрушилось. Сама-то пещера цела, а вот потолок бункера частично осыпался.



Получается, что таких бункеров с убежищами для солдат было тут много. И еще многое не изучено в Медвежьегорске, надо приезжать еще и еще, наносить объекты на карты, фотографировать, внимательно все исследовать...



Так выглядит выход.



Что радует  - что все это в свободном доступе. И даже не завалено почти мусором. Так что потенциал для туризма тут велик!



Идем в центр города, к вокзалу. По пути видим позитивные надписи



Пока гуляли, локомотивов на станции прибавилось



С моста над путями видим ту самую Медвежью Гору, где только что гуляли.



Возле вокзала стоит паровоз. Здесь небольшой музей, но открыт почему-то только в будни. А в выходные, когда сюда приезжают туристы, он почему-то закрыт...



Путешественники все начинают на нем фотографироваться



Не попасть в музей - так хоть тогда пощупать, полюбоваться



Сзади вагончик, в которых в старые времена часто перевозили людей. Маленький совсем



Памятник погибшим советским солдатам. Надпись очень умная. Ты вспомни, мир, за что герои гибли. И будь достоиным памяти солдат...



Чудом сохранившийся семафор!



Возвращаемся к деревянному вокзалу, построенному до революции. Кстати, с этой стороны как раз бесплатный туалет. Вывесок нет,но работники подскажут, если что.



Эту железную дорогу на Мурманск строил мой двоюродный прадедушка, брат моей прабабушки. С ее вокзалами, путями... Строилась она в годы Первой мировой войны. И поэтому старинный красивый вокзал мне особенно, как часть семейной памяти, дорог...

Здесь мы ждем автобус, который нас довезет до Петрозаводска. А оттуда "Ласточкой" вернемся в Петербург вечером этого же дня.



Как обычно, прикрепляю карту нашей прогулки. Здесь видны все три подземелья, посещенных нами во время путешествия



Вам был интересен материал в моем блоге? Если да, то можете отблагодарить немного, поддержав мой проект. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это поможет мне в организации моих путешествий и исследований. Ваш вклад поспособствует развитию туризма и краеведения.

Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" (Спб)

Previous post Next post
Up