Ханнила. В глубине Карельского перешейка.

Sep 29, 2018 03:33

Вот удалось же наконец залезть в такую глушь, что надолго запомнится...Дороги, которые есть лишь на карте, а в реальности заросли стеной из деревьев, абсолютно глухие леса без намека на присутствие человека...Деревья, не знавшие рубки, озера без мусора, скалы... Просто чудо, что у нас такие места еще есть. Богаты жители Петербурга и Ленинградской области, просто счастливы - не в каждом регионе можно найти совершенно глухие места, где душа отдыхает от цивилизации, а также ее негативных явлений. Да еще как здесь красиво! Вот сегодня о таком месте и расскажу. И без опасений, что кто-то придет и испортит. Потому что не придет сюда шашлычник или случайная пьянь - тайга их не пустит... А нормальные люди прочтут отчет - и, возможно, захотят побывать, отдохнуть телом и душой. В общем - читайте рассказ о нашем походе по окрестностям Ханнила (станция на краю Ленинградской области), где мы дошли до скал на берегу красивого озера, полюбовавшись сказочными красотами карельской природы.

1.Дорога

Путь сюда был весьма неблизок, хотя сложным для нас я бы его не назвал. Сначала мы доехали на электричке до Выборга. Далее пересели на дизель-поезд РА2, который отправлялся через 45 минут после нашего прибытия в сторону Хийтола (это крупный поселок в Карелии, если кто не знает). Этим дизелем мы уже ездили в конце апреля, когда совершали путешествие в окрестности Каменногорска. Ханнила, куда мы направлялись - в двух остановках оттуда, так что направление нам уже знакомое. До Ханнила (или Ханнилы, кому как нравится, в Карелии принято не склонять, у нас обычно склоняют) ехать примерно час, так что в сумме дорога - три часа (плюс 40 минут ожидания), а по цене - около 360р. Через неделю мы поехали в Псков на Ласточке, и было по деньгам и времени - примерно так же.

Этот дизель - один из моих любимых поездов. Если не садится в первый вагон, где сильно урчит мотор, то ехать очень комфортно.

На фото -автор блога, Юрий Гайдамако и Сергей Кириченко

За окном проносились красивые пейзажи. Все поселки, что мы проезжали, в будущем надо изучить - красивая природа здесь стоит внимания...

Кроме нас пассажиров было мало, поэтому девчонки могли позволить себе захватить часть вагона.

Выходим на небольшой станции

Когда мы были в Выборге, то видели на вокзале красавец-дизель, который не пускают на пассажирские рейсы. И вдруг, сойдя с платформы, увидели его едущим сзади за нашим поездом, по одноколейке. Наверно в Возрождении или Каменногорске он обгонит наш состав, потому что где-то там есть разъезды.

Как я прочитал потом в интернете, это рижский поезд - первый дизель, сделанный  в СССР, до тех пор наша страна закупала их в Венгрии. Но интересно то, что данный состав сделан не в Риге - у него просто та же самая марка. Сохранив советский брэнд, дизель стала выпускать Белоруссия. Оттуда к нам он и приехал. Но возит не пассажиров, а начальство. А жаль. Наверно ржд-шные чиновники поехали в Карелию на рыбалку..

2. Путь до первого озера

Главной целью похода было озеро Липовское. За неделю до поездки мы были на Кургальском полуострове, и там тоже посещали озеро Липовское, которое многим хорошо известно, потому что это единственное соленое озеро в нашей области. Поэтому я даже не стал говорить, на какое озеро идем, чтоб услышав название, люди не перепутали. Так вот, в лесу здесть есть свое Липовское озеро, а возле поселка есть небольшое озерцо. Его, в связи с недостатком фантазии, местные назвали " 1-е Липовское", а другое, большое - "2-е Липовское", или просто "Липовское". По пути до второго, главного озера, мы решили попробовать дойти до маленького, первого, которое почти никто не знает. Фотографий ни одного из озер в интернете не было, а о первом не было даже упоминаний.

Когда мы вышли из поезда, с нами вышла одна местная тетка. Увидев нашу группу, она почему-то сказала "О, Господи". В этих местах людей наверно видят очень редко, судя по ее реакции.

Поселок прошли очень быстро, людей тут мало. На окраине поселка был дом без электричества, питающийся от солнечных батарей, установленных на крыше.

К озеру вели, судя по карте, две параллельных дороги. Они разветвлялись, потом сходились. Мы выбрали левую, потому что она шла мимо первого, маленького озера. Была надежда, что мы сможем найти туда дорогу, хотя на карте тропинок туда обозначено не было.

Постепенно первая дорога превратилась в узенькую тропинку, еле заметную среди зарослей. Вот и верь картам... Зато здесь было невероятно много брусники!

И грибов!

Грибы были на каждом шагу. Красные, белые... Хоть на продажу в элитных магазинах собирай! Столько благородных грибов я не видел никогда. Однако положив в мешок несколько огромных подосиновиков, я понял, что пора остановиться, иначе поход рискует сильно замедлиться. Даже небольшое количество грибов давало в рюкзак ощутимый вес, и этого хватило бы на суп и жаркое.

Другие тоже не устояли от искушения поохотиться на грибы, и продолжали это дело, когда я уже остановился, набивая грибами свои пакеты. Грибов тут безумно много - потому что никто не приезжает их собирать. На фото - наш турист Сергей Кириченко с белым грибом в руке.

Пару минут всего прошло, а Татьяна уже набрала по пути мешочек брусники

Сказочная природа Севера

Мы свернули с тропки влево, в направлении озера, как показывал навигатор. Дорог к нему не было вообще, но поднявшись на высокую гору, мы увидели озеро где-то вдали. Никакого вменяемого пути к нему не просматривалось, поэтому я оставил группу на вершине скалы - собирать ягоды и грибы, а сам вместе с Юрой Гайдамако пошел исследовать подходы к озеру

Брусники становилось все больше и больше. Людей нет, дары природы никто не собирает, и поэтому их безумно много

На склоне горы - сентябрьская черника

Листья опали, а ягоды висят.

Наконец добрались до озера. Путь с вершины горы был нелегким, точнее его вообще не было. Просто карабкались через камни и поваленные деревья. Стало ясно, что группу сюда нельзя вести, это затянется на очень долгое время, тем более что там не все молодые и спортивные. А озеро - симпатичное.

Вдоль берега шла тропка, и озеро было обитаемо. Виднелись стоянки рыбаков, а вдали просматривались дома поселка. Видимо это окраина Липовки - поселка при станции Ханнила. И со стороны станции есть нормальный подход к озеру, просто на карте он не обозначен. Тропинка уходила в сторону поселка.

В нижней части кадра видно деревянную ступеньку. Это сходни, купальня. Так что можно и рыбачить тут, и купаться. Но это не для нас, наша цель - озеро побольше, и без людей.

А так - здесь красиво!

Внизу было полно грибов. На этом белом грибе следы то ли зубов, то ли когтей.  Только чьих?

Куча подберезовиков. Мне хватило ума не собирать здесь грибы, иначе обратно на скалу я бы не поднялся.

3.Ко второму озеру

Поднявшись на вершину горы, мы обнаружили, что оказались совсем не там, где спускались. Стали кричать, чтоб услышать по голосу, где сидят наши. Но услышали сразу голоса с двух сторон, что нас немного озадачило. Оказалось - одна наша туристка пошла за грибами и потерялась. Так что она отозвалась, думая , что мы ее ищем. Нет, не ее, но раз уж так совпало, так и быть, пусть идет на звук наших голосов, а мы на звук голосов из лагеря.

Вернулись на тропу. Тропа все меньше была похожа на себя саму, постепенно просто теряясь в густых зарослях. Но зато сколько там было подосиновиков...Это что-то невероятное... А собирать - сил нет!

Идем через джунгли. Где-то тропа превращалась в болотце, и ее обходили с краев, где-то на ней были сплошные заросли березок, которые надо было с силой раздвигать руками.

Иногда дорога была такой. Враг, то-есть шашлычник, не пройдет! Здесь вообще ни один нормальный человек не пройдет. И мы больше не сунемся, если еще поедем сюда, так как знаем теперь иные пути к озеру.

Но дорога к озеру не вела, а уходила дальше. И когда навигатор показал, что озеро слева от нас - мы прошли напролом.  Через двадцать минут мы вышли к озеру. Картина радует глаз - поваленные деревья, завалы из стволов и камней...

4.Скалы

Но главное, что мы на месте. Вот и скалы, ради которых мы шли к озеру. Изучать новые скальные массивы, любоваться царством гранита - это всегда счастье! Ради этого можно пройти куда угодно.

Разные по форме, своеобразные скалы здесь.

Липовское озеро. Очень красивое.

Красота! И чистота, потому что мусора нет ни грамма. Все ж хорошо, когда куда-то тяжело добраться

Идем вдоль скал.

Красиво и сурово.

На скалах много причудливых выступов

Местами поверхность гладкая и отвесная

Эти скалы лишь недавно стали осваиваться альпинистами и скалолазами. Поэтому они мало кому известны, и большинство гранитных поверхностей здесь еще ими не исследованы

Каменная глыба поверх другой каменной глыбы

В северной природе есть своя романтика и красота, которой больше нет нигде

Идем вдоль скал, ищем место для привала

Высокая отвесная скала

Снова причудливые выступы

Дерево растет на выступе скалы

Выемка в скальном массиве, типа оврага в граните

А это вообще сказочное место...

Вдали все-таки показались люди. Но это люди хорошие, для природы безвредные. Вроде как спасательная тренировка какой-то команды альпинистов или спасателей, не знаю. Внизу был человек, замотанный в кокон, на веревках его планировали товарищи поднять наверх. Нашему присутствию они были явно не рады, судя по взглядам, им наверняка хотелось, уехав в такую глушь, о которой почти никто не знает, быть одним. Мы не стали им мешать, и пошли дальше.

Я поднялся наверх, чтоб выяснить пути к отступлению. Идти напролом больше не хотелось, надо было найти тропку, по которой пришли эти спасатели

Тропинку нашел. И вид сверху неплохой...

Вдоль берега можно было дойти до скалы, уходящей в воду. Дальше пути нет. Вот здесь и сделали привал.

15 сентября - не повод отказаться от купания. Хотя тут осень приходит раньше, и вода была холоднее, чем в южной или западной частях Ленобласти, но все же сентябрь стоял теплый. Первым в воду пошел я, чтоб разведать дно. Оно оказалось не идеальным, но терпимым - с листьями на дне, травой, мелкими палочками - но без коряг и острых камней.

Вода довольно еще теплая. Ныряю. Подводных фото не сделал, но вода показалась достаточно прозрачной.

Потом окунулись Леша, Алла и Наташа

5.Назад

Затратив кучу времени на сражение с зарослями, мы пришли на озеро поздно. До дизеля оставался час, идти 3 километра, и шанс успеть был на него лишь в том случае, если б мы выбрались на нормальную дорогу. Скажу сразу - нам это не удалось. Внезапно пошел дождь, фотографировать стало почти невозможно. Вид с вершины скал сфотографировать толком не получилось

А дождь полил такой, что зонты не спасали - вся одежда промокла моментально насквозь. Штаны мои прилипли ко мне, и потом я еле шел, так как они меня обтягивали, затрудняя движение. Сделал последнее фото озера и скал.

По тропинке мы рванули в сторону дороги, но тропа завела в тупик. Вернулись. пошли по еще одной тропинке. Вдоль нее стали попадаться метки из камней. Это означало , что мы идем верной дорогой.

Вышли на нормальную грунтовку. Но времени было потеряно много. Часть из нас слишком отстала, собирая попутно грибы (чертова жадность!). Когда они дошли, стало ясно, что на дизель мы никак не успеем. Принято решение идти в другую сторону - к шоссе, где можно сесть на автобус.

До шоссе дошли без проблем. А дальше надо идти 5 километров до поселка Возрождение - именно там на карте ближайшая официальная остановка. Но случилась приятная неожиданность: вскоре мы увидели какую-то самодельную остановку из бревен. Этакое народное творчество. А у остановки - несколько местных пенсионеров. Это означало, что автобус тут остановится, и что  5 километров идти не надо. Через 10 автобус и правда пришел, в точности по расписанию. Это вам не сраный нехороший приозерский автобус, который ходит как попало, в Выборге все четко.

По пути автобус простоял полчаса в пробке. Приехав на вокзал, мы увидели, что в Ласточку нельзя попасть даже за 20 минут до отправления - люди уже стояли в дверях, она была переполнена. Пришлось ехать старой торжокской электричкой. Но все приключения позади, можно уже расслабиться. Мы возвращаемся домой. Миссия выполнена.

Фотографии похода были сделаны Дмитрием Бородиным, Марией Марковой, Михаилом Богдановым и Алексеем Сузи.
Трек похода от Алексея Сузи

Группа о достопримечательностях Ленинградской области: https://vk.com/bestofpiter

Страница нашего туристического клуба. Вы можете присоединиться к нашим походам здесь: https://vk.com/club17791063