Смотрите, в руках у доктора - электроды, через которые проходит слабый электрический ток. Электроды, приложенные к той или иной точке лица, вызывали рефлекторное сокращение мышц, непроизвольное, «механическое» выражение несуществующих эмоций. Человек в данном случае - подопытная кукла, которую дёргают за разные нитки. И, согласитесь, в этом есть что-то поистине дьявольски жуткое - на лице человека может застыть улыбка, вызванная… разрядом тока. Человек улыбается - а на самом-то деле ему в этот момент больно.
Вот пара иллюстраций к главе "О мышцах радости и добродушия":
Это иллюстрации из книги, которая стала результатом трудов учёного врача. Книга называлась “Mécanisme de la physionomie humaine” ("Механизм человеческой мимики"), вышла в 1862-м году и стала одной из первых научных книг, наглядно проиллюстрированных фотографией. Для современников Де Булоня главным, сильнейшим достоинством фотографии была прежде всего документальность и точность изображения, и утверждение «камера не врёт» в то время ещё не подвергалось сомнению. И конечно же, именно фотография нужна была Де Булоню для отображения своих опытов - никакой рисунок не передал бы мимику лица так наглядно, с таким "эффектом присутствия", и не отражал бы суть эксперимента настолько убедительно. Фотография была наглядным доказательством подлинности чего бы то ни было; в данном случае - научного экперимента.
Поэтому, когда Де Булонь задумал издать научный труд о своих опытах, он сделал ставку на фотографию: поначалу он приглашал фотографа Адриана Турнашона (младшего брата знаменитого Надара), а затем и сам освоил технику и начал снимать своих пациентов. На некоторых фотографиях сам учёный доктор охотно позирует со своим пациентом - ради той самой фотографической достоверности ему важно было представить публике весь эксперимент целиком, наглядно показать, как это делается. Присутствовал и элемент саморекламы - например, вот эта фотография красовалась на титульном листе книги.
Для печатного издания почти все фотографии были скадрированы до крупных планов, в итоге получилась галерея своеобразных "портретов с электродами". И надо сказать, на тот момент никто не предполагал в этих портретах какую либо другую ценность, кроме научной: по сути дела, в глазах современников это была пусть и занятная, но абсолютно нехудожественная фотография. Если фотографы-портретисты естественным образом стремились угодить заказчику, сделать какой-то художественный портрет, то у Дюшана Де Булоня были совсем другие задачи, - он был прежде всего учёным, изучавшим "устройство" человека. И во имя своих научных целей врач Де Булонь легко нарушил принятые в портретной фотографии каноны - он начал использовать фотокамеру не как подобие кисти художника, но как инструмент для исследования человека.
Фотокамерой было принято создавать благородный и возвышенный образ - Де Булонь же делал портреты, в которых человек являлся не более чем подопытным кроликом, объектом исследования для фотокамеры. Изображение эмоций в портрете было совершенно не принято (фотографические пособия того времени советовали фототографам изображать людей, "как умеренно спокойных леди и джентельменов"), а основной целью Де Булоня было показать именно внешние проявления эмоций. И впервые за всю историю фотографии в портрете были показаны сильные переживания - от ужаса до блаженного восторга. Больше того - камера беспристрастно фиксировала искусственно вызванные эмоции, которых человек на самом деле не испытывал! Цирк восковых фигур, театр абсурда, смыслы, вывернутые наизнанку.
У Де Булоня было шесть «подопытных», большинство - пациенты психиатрической больницы. На каких уж он там условиях он с ними работал, могли ли они отказаться - об этом история умалчивает, но любимой «моделью» Де Булоня был вот этот старик - поскольку врач старался доказать, что «всякое лицо может стать духовно прекрасным, если управлять его эмоциями соответствующим образом». Кроме того, у старичка был довольно высокий болевой порог, и с ним было удобно работать - опыты доставляли ему меньше неприятных ощущений, чем другим пациентам Де Булоня. Иллюстрации к разделу "О мышцах испуга и ужаса":
"Мышцы, выражающие удивление" :
"Мышцы внимания":
"Мышцы, выражающие боль":
Ещё из раздела о мышцах радости, "презрительная усмешка":
Каждая иллюстрация подкреплялась детальным анализом - какие именно мышцы задействованы, могут ли они сокращаться отдельно друг от друга и т.д.
Кстати, попробуйте позакрывать половинки лиц на тех фотографиях, гду Булонь действует только на одну сторону лица. Он и сам это делал в иллюстрациях, чтобы нагляднее смотрелось:
В попытках показать, насколько правдоподобно выглядит мимика, вызванная электричеством, Дюшан Де Булонь снял даже несколько весьма театральных этюдов. Вот, например, "Молящаяся монахиня со смиренной скорбью на левой стороне лица" (стороны Де Булонь указывает относительно самого человека, а не зрителя, в данном случае левая - с электродом). Дальше он пишет, что если мы закроем правую сторону, то увидим "молитву со скорбью и смирением", а если закроем левую - то просто лёгкую печаль.
Далее -- "Земная любовь справа и небесная любовь слева. Экстаз земной любви, если закрыть левую сторону; и нежный восторг божественной любви, если закрыть правую."
"Леди Макбет, умеренное выражение злобы. Слабая электрическая стимуляция m. procerus":
"Леди Макбет встречает короля Дункана с вероломной улыбкой". Слабая электрическая стимуляция m. zygomaticus major":
Кроме научной части, в книге есть раздел, в котором Де Булонь задаётся вопросом - насколько правдоподобно мимику лица передают художники и скульпторы. Главным образом он проводил сравнения с классическими образцами античной скульптуры - и успешно доказал, что на лицах многих античных статуй часто присутствуют не просто неправдоподобные, а физически невозможные мимические комбинации.
После выхода в свет книга стала известна только в научных кругах, а более широкий резонанс труды Дюшана Де Булоня получили десять лет спустя, когда в 1872-м Чарльз Дарвин выпустил своё исследование на схожую тему - “The Expression of the Emotions in Man and Animals” («Выражение эмоций у человека и животных»). Дарвин отчасти опирался на труды Де Булоня и с его разрешения перепечатал в своей книге некоторые его фотографии. Впрочем, сам Де Булонь сторонником антропологической теории Дарвина не был, и в своей работе искренне полагал, что исследует некий универсальный мимический язык, которым Творец наградил человека.
Ещё один интересный факт - Де Булонь в своих опытах вывел признак искренней, неподдельной улыбки. Когда человек искренне рад - то в его улыбку обязательно включаются не только мышцы рта, но и мышцы orbicularis oculi, проходящие вокруг глаз. В уголках глаз образуется сетка морщинок - так называемая "воронья лапка". А в дежурной улыбке эти мышцы не участвуют, почти неподвижны. Не только это, но и многие другие выводы учёного-врача-фотографа современная наука успешно подтверждает.
А современные деятели арт-перфоманса успешно ставят опыты над живыми людьми по технологии Де Булоня. Встречайте бонус, группа "Артур и Соленойды". Не дай бог каждому.
Click to view