Я работаю в колл-центре, провожу соцопросы на разные темы. Опросы я провожу по заранее составленной анкете. Некоторые вопросы кажутся мне вполне адекватными, а бывают и такие, которые стыдно или неудобно задавать.
Вот, например, в одной из анкет у людей в конце спрашивалось, какой у них рост и вес. Хотя основная тематика опросов никак не была связана с этим. Некоторые респонденты даже шутили: «Вы что мерки для гроба с меня снимаете?»
Я не придавала значение этим «закидонам» составителей анкет до тех пор, пока в передаче
«Осторожно! Реклама будущего» не услышала следующие слова:
«…в последнее время Ватикан запускает такое интернет-приложение - «электронные чётки»,
электронные четки
где он там, ежедневно, присылает людям определённую молитву, с определёнными словами,в определённое время призывает всех присоединиться, к вот такому богослужению.И что удивило людей, что собирается очень странная информация: скажем, вес человека, его рост, его географическое местоположение, пол человека, право на совершение звонка ему, то есть разрешение на этот звонок.»
Географическое местоположение, пол человека, право на совершение звонка ему, то есть разрешение на этот звонок- все это спрашивается в начале опросов и никаких подозрений не вызывает, эти вопросы кажутся естественными.
В этой передаче причина вопросов о весе и росте немного приоткрвапется:
«… Ведь служения, в религиях, они происходят в одно и то же время, в определённые дни.
….И произносят определённые молитвы, в соответствии: с днями, с богослужением, со временем.И вот простой вопрос: может ли оператор к ним подключиться?»
Что за оператор? Это человек специальным образом воздействующий на людей и внушающий им определенные мысли. Вот, например, как в цитате ниже пойти и купить гамбургер. Или роллс-ройс- и такой пример приводится в этой передаче.
Про гамбургер:
« Конечно может, легко.Главное, знать, что люди делают в определённое время. И это как инструмент.Я проще скажу: человек переходит через дорогу, загорается зелёный свет ему. И вот это может являться тем маячком,с которым может срезонировать, и благодаря которому вернее, оператор может подключиться.И те люди, которые будут переходить через этот переход, могут идти в соседний McDonald's, и покупать…Я не скажу, что все 100 % пойдут, ну заставить, вот как эксперимент показал, легко можно 70 % (даже больше)заставить пойти в McDonald's купить гамбургеры.Ещё процентов 10 зайдёт, но они купят чего-нибудь другое, но они всё равно зайдут в McDonald's.Процентов 20 может отсеется, но всё зависит опять-таки от оператора, условий и тому подобное.»
Например, проводился
закрытый эксперимент «Пирамида», подтвердивший возможность подобного воздействия.
Вот к таким неожиданным выводам я пришла. Казалось бы безобидные вопросы, а может и не совсем.