...

Mar 21, 2021 18:46



Единственным прижизненным портретом великого композитора Модеста Мусоргского был знаменитый портрет кисти Ильи Репина.
Картина написана 2-5 марта 1881 года в Николаевском военном госпитале в Петербурге, куда композитор Модест Мусоргский загремел с белой горячкой. Через 10 дней Мусоргский умрёт.
Да, Модест Петрович пил, отчего терял работу, срывал концерты, бедствовал. Ещё в 1873 году композитор Александр Бородин писал: «...в Павловске Мусоргского видели совсем пьяным, он там поднял шум; дело дошло до полиции... Мне сообщили, что он уже допивался до чертиков и ему мерещилась всякая дрянь».
В Николаевский госпиталь композитор поступил в бессознательном состоянии, но довольно быстро пришёл в себя. Дальше уже его лечили от болезней сердца и позвоночника.
Репин, давно друживший с Мусоргским, навещал его и написал портрет всего за четыре сеанса - без мольберта, примостившись у стола. Будто спешил, чувствовал, что осталось недолго. Потом, когда друзья ушли, Мусоргский дал санитару 25 рублей, чтобы тот принес ему бутылку коньяка. Он думал, что 16 марта - день его рождения, и хотел отметить наступление своего 42-летия. Ему казалось, что все налаживается, что неудачи остались в прошлом, что его ждут крупные музыкальные формы, и именно за это он пил. Спустя некоторое время врач Лев Бертенсон, который и смог поместить его в Николаевский военный госпиталь, послал его друзьям записку, что у «Мусорянина» новый удар, его разбил паралич конечностей, положение опасно и что им нужно поторопиться.
Это не стало неожиданностью для друзей. Композитор пил давно, особенно сильно начал злоупотреблять алкоголем после смерти матери в 1865 году, правда, в некоторых статьях возникновение «нервной болезни» и алкогольной зависимости относят к еще более раннему периоду, с 1852 по 1856 год, когда Мусоргский обучался в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Вдохновенный портрет, созданный Репиным, произвел впечатление ошеломляющее.
Только что усопший гениальный русский композитор предстал перед всеми как живой. Возрожденный и увековеченный кистью мастера.
Психологическая правда. Глубокое сходство. Сама натура музыканта-исполина отразилась в картине. Именно теперь, как это ни печально, раскрылся гигантский масштаб того явления в национальной культуре, которое являл Мусоргский.
Полотно немедля привезли на передвижную.
Стасов прямо с панихиды примчался на выставку, чтобы поторопить экспозицию портрета. Не было рамы.
Решили задрапировать холст черным материалом.
Первое, что увидел Стасов, была оцепеневшая фигура Крамского. Он сидел на стуле. Придвинулся вплотную к картине и пожирал ее глазами. „Что это Репин нынче делает, - воскликнул он, - просто непостижимо. Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем не пробованные. Этот портрет писан бог знает, как быстро, огненно. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано! Посмотрите эти глаза: они глядят как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, а много ли на свете портретов с подобным выражением! А тело, а щеки, лоб, нос, рот - живое, совсем живое лицо да еще все в свету, от первой до последней черточки, все в солнце, без одной тени - какое создание!"
Третьяков еще накануне прислал телеграмму, извещающую о том, что он заглазно просит оставить портрет за ним.
В этом поступке был весь характер уникального собирателя.
С первых мгновений все, кто видел портрет, потрясенные сотворенным, "в один голос трубили славу Репину".
Живой, живой Мусоргский навсегда остался с Россией.
Previous post Next post
Up