Мишель Мерсье (фр. Michèle Mercier, настоящее имя Жослин Ивонн Рене Мерсье, фр. Jocelyne Yvonne Renée Mercier, род. 1 января 1939, Ницца) - французская актриса кино и телевидения. Всего снялась в 55 кинофильмах и трёх сериалах. Мировую известность Мерсье принесла роль Анжелики в историческом сериале 1964-1968 годов по роману Анн и Сержа Голон.
Родилась 1 января 1939 года в Ницце. У Мишель еврейские корни, она с детства увлекалась танцами. В 1957 году Жослин становится солисткой балета в оперном театре Ниццы. Морис Шевалье, однажды встретившись в театре с молодой балериной, предсказывает ей большой успех. В его фильме «У меня было семь дочек» Мерсье впервые появилась на экране: ей досталась эпизодическая роль с одной репликой. В 17 лет Жослин едет покорять Париж, несмотря на возражения родителей, которые видят дочь наследницей фармацевтической компании, принадлежащей семье Мерсье. Она танцует сначала в антрепризе Ролана Пети, а затем в труппе «Балет Эйфелевой башни». В Париже познакомилась с Чарли Чаплином, который посоветовал выучить английский язык и попробовать сниматься в кино. После того, как обе труппы распались, Мерсье отправляется в Лондон, там она учится актёрскому мастерству, но вскоре возвращается в родительский дом.
Дебют Жослин в кино состоялся в 1957 году в фильме «Ответный удар». Режиссёр Дени де Ла Пательер повстречал девушку в доме её отца в Ницце, куда она возвратилась, отчаявшись добиться успеха в балете. Имя Жослин не понравилось продюсерам, и Жослин превратилась в Мишель.
По официальной версии, имя было позаимствовано у Мишель Морган, игравшей в «Ответном ударе» главную роль. Однако, по стечению обстоятельств, имя Мишель также некогда носила младшая сестра Жослин, умершая от тифа ещё в детстве. За «Поворотом ручки» последовали роли в интернациональных романтических комедиях, американский фильм ужасов, комедия с Бобом Хоупом и маленькие роли у Франсуа Трюффо в «Стреляйте в пианиста» и Анатоля Литвака в «Любите ли вы Брамса?» Критика отмечала у молодой актрисы естественность движений, отсутствие скованности перед камерой, яркие внешние данные и красивую фигуру. Дебют актрисы на театральной сцене состоялся в 1958 году в спектакле «А вот и брюнетка!», однако сценическая карьера развития не получила.
Вскоре Мишель переехала работать в Великобританию, а затем в Италию, где полтора десятка ролей в итальянских скетчах делают её «самой известной французской актрисой в Италии». Здесь Мерсье проявила себя в широком диапазоне: она играла в лентах романтических приключений, триллерах, комедиях и детективах. Актрису уже знали во многих странах, но она была почти неизвестна в родной Франции.
В 1963 году режиссёр Бернар Бордери предложил Мерсье главную роль в костюмированном историческом фильме по популярному роману Анны и Сержа Голон «Анжелика», после того как от неё отказались Брижит Бардо, Катрин Денёв и Джейн Фонда. Мишель удачно прошла пробы и получила роль псевдоисторического персонажа из жестокого XVII века, всеми доступными средствами борющегося за своё женское счастье. Партнёром Мишель был Робер Оссейн. Всего с 1964 по 1968 год было выпущено 5 изобиловавших эротическими сценами фильмов об Анжелике, по фильму каждый год. Роль принесла актрисе всемирную известность, с конца 1960-х для мировой зрительской аудитории Мишель Мерсье ассоциируется прежде всего с Анжеликой. Только во Франции общее число зрителей кино- теле- и видеопоказов сериала об Анжелике по состоянию на 2012 год приближалось к 800 млн человек.
В СССР первичный кинотеатральный показ начался в конце 1968 года, и сразу с третьего фильма «Анжелика и король». Через год в прокате появился первый фильм «Анжелика - маркиза ангелов». Из каждого фильма советская цензура вырезала примерно по 30 минут экранного действия. Спустя десятилетия российские телеканалы, вспоминая о премьерных показах, утверждали, что «с „Анжеликой“ в СССР впервые пришла экранная эротика», однако в действительности цензурные ножницы больше оставляли зрителям простор для воображения. В рецензиях, опубликованных советской прессой 1960-х годов, говорилось, что «образ Анжелики - это не сексуальная похоть, а ярко выраженная целомудренная чувственность». Остальные три фильма сначала вообще не прошли цензуру в СССР и появились на советских экранах только с началом Перестройки в 1985 году, при этом из двух последних серий была смонтирована одна.
После «Анжелики» актриса пыталась уйти от стереотипа, навязанного ей кинематографическим альтер эго. На гребне успеха она появилась на экране в роли проститутки в фильме «Гром небесный» с Жаном Габеном и Робером Оссейном (в роли сутенёра), а во «Второй истине» Кристиана-Жака сыграла убийцу. Но после окончания последней серии «Анжелики» все появления Мерсье на экране были малозаметны. Очередной переезд, теперь в США, отмечен не слишком успешным фильмом с Чарльзом Бронсоном и Тони Кёртисом. Сама Мерсье на склоне лет отзывается о своей звёздной роли неоднозначно: «С одной стороны, она принесла мне невероятную популярность, с другой - режиссёры перестали видеть во мне кого-либо ещё, кроме Анжелики. Так что Анжелика для меня - и судьба, и триумф, и своего рода «проклятие».
Триумфальный успех сериала никак не отразился на материальном благополучии актрисы: контракты были составлены так, вспоминала Мерсье, что гонорары оказались «смехотворны». Тем не менее Мерсье продолжает появляться на кинофестивалях с ретроспективами фильмов об Анжелике. В 2006 году правительство Франции вручило актрисе Орден искусств и литературы. « Люди всегда говорят обо мне как об Анжелике, хотя я сыграла полсотни разных женщин. Я много лет пыталась забыть о ней, но сейчас она кажется мне маленькой сестрёнкой, которая всегда готова поддержать меня. Я научилась жить с нею рядом.
Мишель Мерсье »
По утверждению Мерсье, счастья в личной жизни она не знала, хотя была замужем 4 раза, два раза официально, ещё два - в гражданском браке. В 1984 году, после двух разводов (с помощником режиссёра Андре Смагги в 1965 году и с гонщиком Клодом Бурило в 1976 году) Мерсье ушла из кино, чтобы полностью отдаться личной жизни. На экранах она вновь появилась только через 14 лет. В 1999 году финансовый крах заставил её выставить на продажу личные вещи и платья Анжелики, некогда выкупленные у киностудии. Последним возлюбленным Мерсье был итальянский принц, с которым она собиралась обвенчаться. Детей у Мерсье нет .
Фильмография
1957 - Ответный удар / Retour de manivelle - Жанна
1957 - Дай мне шанс / Donnez-moi ma chance - Николь Нобле
1959 - Ночи Лукреции Борджиа / Le Notti di Lucrezia Borgia - Диана д’Альва
1959 - Ангел на земле / Ein Engel auf Erden - Августа Мюнхенбергская
1960 - Дьявольский танец / Le Saint mène la danse - Дани
1960 - А вот и брюнетка! / La Brune que voilà (телеспектакль) - Софи
1960 - Стреляйте в пианиста / Tirez sur le pianiste - Кларисса
1960 - Морские мстители / Il Giustiziere dei mari - Дженнифер
1961 - Любите ли вы Брамса? / Goodbye Again - Мейси № 3
1961 - Приключения Аладдина / Le meraviglie di Aladino - принцесса Зайна
1962 - Ревущие годы / Gli anni ruggenti (по мотивам «Ревизора» Гоголя, в советском прокате «Инспектор инкогнито») - Эльвира
1962 - Пленница дьявольского острова / Le Prigioniere dell’isola del diavolo - Мартина Фоше
1963 - Куколка / La Pupa - Куколка
1963 - Летнее безумие / Frenesia dell’estate - Гиги
1963 - Четверг / Il giovedi - Эльза
1963 - Симфония резни / Symphonie pour un massacre - Мадлен Клаве
1963 - Три лика страха / I tre volti della paura (эпизод «Телефон») - Рози
1963 - Старший Фершо / L’Aîné des Ferchaux - Лу
1963 - Чудовища / I Mostri (эпизод «Опиум для народа») - Мари
1964 - Высшая неверность / Alta infedeltà (эпизод «Scandaloso») - Клара
1964 - Любовь в четвёртом измерении / Amore in quattro dimensioni (эпизод «Любовь и смерть») - Луиза
1964 - Анжелика - маркиза ангелов / Angélique, marquise des anges - Анжелика
1965 - Анжелика в гневе / Merveilleuse Angélique - Анжелика
1965 - Казанова-70 / Casanova '70 - Ноэль (невеста)
1965 - Гром небесный / Le Tonnerre de Dieu - Симона Лебоше
1966 - Чёрное солнце / Soleil noir - Беатрис Родье
1966 - Анжелика и король / Angélique et le roy - Анжелика
1966 - Вторая истина / La Seconde vérité - Натали Невиль
1966 - Как я научился любить женщин / Das Gewisse Etwas der Frauen - Франциска
1967 - Древнейшая профессия в мире / Le Plus vieux métier du monde (эпизод «Первобытная эра») - Бри
1967 - Неукротимая Анжелика / Indomptable Angélique - Анжелика
1968 - Анжелика и султан / Angélique et le sultan - Анжелика
1968 - Любовники Леди Гамильтон: Путь в высший свет / Le Calde notti di Lady Hamilton - Эмма Гамильтон
1968 - Верёвка и кольт / Une corde, un Colt - Мария Кейн
1969 - Золотая вдова / Une veuve en or - Дельфина
1970 - На всех не угодишь / You Can’t Win 'Em All - Айла
1971 - Македонская операция / Macédoine (La Femme sandwich) - Катерина
1971 - В объятьях паука / Nella stretta morsa del ragno - Элизабет Блэквуд
1971 - Скандал в Риме / Roma bene - Вильма Раппи
1972 - Зов предков / Call of the Wild - Калиоппа Лорен
1977 - Женщины мира / Les Femmes du monde (телесериал) - Даниэль Равенн
1977 - Железная рука / Götz von Berlichingen mit der eisernen Hand - Аделаида, графиня ван Вольдорф
1977 - Джин-тоник / Jeans Tonic - Мишель Дабре
2003 - Салон красоты / Il Bello delle Donne (телесериал) - Наоми
2004 - Красная капелла (телесериал) - Элен в наши дни
2005 - Парижская любовь Кости Гуманкова - француженка
2011 - Те, кто любили Рихарда Вагнера / Celles qui aimaient Richard Wagner - Брижит