Давным давно, когда луна была одноликой, а горы плоскими в долине Айнорат жило племя Икинау. Мужчины этого племени делали все, что должно делать настоящим мужчинам: ходили на охоту, ловили рыбу в глубоком озере, где, по легенде, спал всемогущий Бог Айн - покровитель заблудших душ. Для жителей долины это было всего лишь красивым преданием. Однако женщины, провожая мужчин на рыбалку, украдкой клали им за пазуху обереги с душицей, а мужчины старались как можно тише скользить лодками по водной глади озера. И всегда бубнили себе под нос:
Айн Великий - Бог заблудших!
Пощади наши души.
Из нутра священных вод,
Дай нам рыбы прокормить народ.
Айн великодушно давал рыбы и мужчин не трогал. Женщины же выполняли всю остальную работу: кормили мужей и детей, штопали одежды, стирали, убирали, большой компанией ходили в близлежащие поля собирать урожай батата, репы, кабачков, моркови. Пели песни по вечерам у костра и мечтали. Мы же, дети, частенько бегали в темный лес по грибы, да ягоды. Однако, в чащу заходить было не велено. Жались около пролеска. Обдерем все, за что глаз зацепиться. Поиграем среди волшебных дубов в прятки, да домой. То матери подсобить с уборкой, то воды из ручья натаскать. К озеру подходить было запрещено. Утопнуть можно. Хотя я была уверена, что взрослые боялись Айна.
Я верила в предания. И об Айне, и о старичке Йеле, что живет в чаще леса и ухаживает за ним. О стражах, что стоят по ту сторону темной чащи. День и ночь несут они свою службу, ни на секунду не смыкая глаз. Потому что там, за выжженной землей и колючим садом обитают…драконы. Настоящие. С огромными янтарными глазами и горбатыми колючими спинами. Крылья их громадны и когтисты. Одним только взмахом сметут они наши дома и сараи. Хвосты - как вековые дубы. Крепки и мощны. Один удар и щебенкой разлетится каменная стена, что стоит вокруг нашей деревни. А дыхание их из самих недр земли. Стоит один раз вздохнуть, и раскалятся воды синего озера…и проснется Айн. И начнется Великая война драконов.
А вот что будет дальше - неизвестно, так как на этом моменте нянюшка всегда засыпала. Я думала, что всему живому настанет кирдык. Скорее всего, Айн победит драконов и сдерет с них шкуры. А мы попадем под горячую руку, и он заберет наши души к себе на дно озера. Одним вечером я поделилась своим предположением с матушкой. Но она сказала, что все это вздор. Надо просто хорошо себя вести и не забивать себе голову всякими сказками. И никто во всей деревне не мог мне рассказать, чем же закончится это великая война Айна с драконами. Никто, кроме…Йеля.
В тот погожий летний день мама отправила меня собирать грибы для закруток. Так как больше никто из детей в лес не собирался, она строго настрого наказала искать грибы в пролеске и дальше волшебных дубов не ходить. Все шло по плану. Я резво добралась до полянки, спустилась к пролеску и стала искать грибы. Постоянно отвлекаясь то на пролетевшую мимо бабочку - нарядницу, то на лягушку - носатку. Корзинка набиралась нехотя. Вскоре стало ясно, что все возможные грибы я собрала, и пора возвращаться назад. Еще раз повиляв среди волшебных дубов, я уже засобиралась, как вдруг в нескольких метрах за ними увидела огромный, лоснящийся, толстобокий гриб, прикрывшийся тяжелой шляпкой. До того он был большой и аппетитный, что я сделала шаг за волшебные дубы. Подобралась к нему, чуть дыша, и с победным криком впилась ножичком в мясистую ножку. Птицы, испуганно вспорхнули с веток, а деревья недовольно зашуршали. Вот теперь можно и домой, мама будет довольна. И тут цепкий взгляд выхватил среди травы у дальнего пенька еще один самородок. Да жирнее предыдущего. Ну как без него уйти. Осторожно я сделала еще несколько шагов в чащу. Сколько же их там было. Словно хотели друг друга перещеголять. Вскоре лукошко наполнилось до краев и стало уверенно тянуть к земле. Вот теперь точно пора возвращаться. Подняв взгляд от коряжек и кустов, я повертела головой. Страх, разрядом пробил позвоночник до самой макушки. Я была в чаще. Выкрученные темные стволы деревьев изгибались во все стороны. Закрывали собой едва уловимые тропки, редкие лучи солнца. То тут, то там что-то протяжно вздыхало. Потом - гробовая тишина. Ни движения воздуха. Ни щелканья птиц. Почти мертвая земля, посреди которой стояла я с полным лукошком грибов для маминых заготовок. Без лукошка уходить не хотелось, но с ним найти дорогу было невозможно. Пойду искать дорогу, а вдруг еще больше заблужусь? Так хоть еда есть. Остаться тут. Но ведь скоро стемнеет. А в чаще волки. Глубоко вздохнув я поняла, что для меня остается только один выход …
От страха кружилась голова, я зашептала:
Леса дух, зверей и птиц,
Ты зловещ и смуглолиц.
Стань приметным для людей.
Покажись, великий Йель…
Легкий ветерок пролетел за спиной и скрылся там, где свет окончательно терялся среди черных деревьев. Не подействовало. Как же так. И тут страх стал животным. Правда, животные обычно дают деру. Я же остолбенела. Впереди меж двух скрюченных крон моргнули два зеленых глаза.
-Йеееель? - охрипшим голосом спросила я.
- Чавой звала? - два глаза сделали шаг. Передо мной стоял низенький старичок, с пухлыми щечками, тонущими в длинной пушистой бороде. Голову его покрывала ветхая соломенная шляпа, а на крючковатом носу красовался крошечный бархатистый мухомор.
- Так чавой звала? - проскрипел он.
- Как закончится война драконов с Айном? - выпалила я, сама до конца не поняв, что спросила.
От неожиданности Йель округлил глаза бусинки и крякнул.
- Ты позвала спросить о войне драконов?
- Ну… нет. Но да - смутилась я
- Фу ты свят. Бывает же…а сама как думаешь?
-Ну…Айн победит драконов. Но он злой, поэтому утащит наши души на дно озера…
-Айн? Злой? - Йель нахмурил кустистые брови.
- Айн - Бог заблудших душ…
- Дочка, Айн живет в этом лесе, озере, тебе, мне... Он и есть душа.
На миг мне показалось, что через черноту мертвых деревьев пробился прозрачный луч солнца.
- То есть…Айн победит драконов, да?
- Если вы будете в него верить - протянув ко мне свои длинные руки, ответил, улыбаясь Йель…
***