Apr 30, 2014 21:28
Довелось мне тут на днях наблюдать занятие в небольшой группе детей 4-6 лет. И так я рада, что довелось, ибо было оно весьма показательно для меня со всех сторон. Занятие было в воскресной школе, но это не так важно. Предмет изучения в данном случае важен лишь потому, что он далек от интересов детей также, как, собственно, почти всё, что обсуждается на любых занятиях для детей такого возраста.
Так вот. Группа из семи детей, которые по замыслу должны за занятие выучить стих из Библии. То есть сначала разобрать, понять, потом выучить. Преподаватели просто молодцы, надо сказать. Они выжимают из предлагаемых обстоятельств максимум возможного. Пытаются говорить на языке детей, никого ни к чему не принуждают, не заставляют сидеть неподвижно и подстраиваются под двигательную активность детей. Но даже при этом, 90% времени уходит на установку дисциплинарного равновесия. Естественно, в группе есть лидер, который в основном и дестабилизирует обстановку. Мальчик с ярко выраженной познавательной, двигательной и лидерской потребностями, много знающий и умеющий. Фактически, занятием рулит он, а не преподаватели, хотя все учат стих (ну то есть делают вид). Вообще, основное впечатление, как всегда от любых групповых занятий - все делают вид. Старшие - что учат, младшие - что учатся.
Между детьми постоянно возникают разные обсуждения, с разной степенью успешности купируемые учителями.
За одну такую беседу и зацепилось моё ухо, остро реагирующее в последнее время на всё, связанное с оценочным суждением. Говорили о том, кто быстрее всех пробежит, и кто всех обгонит. Тема была настолько животрепещущая, что к ней подключились все: и девочки, и малыши, и даже крохотный тихоня, сидевший до сих пор в сторонке. Наперебой каждый из них кричал о своей потенциальной победе, и в глазах их горел азарт.
Эх, если бы я стояла там, полномочиями наделённая, бросила бы я тут же все попытки вложить в незрелые умы крупицы Истины. Остановилась бы, послушала, и развила бы разговор о победах. Зачем приезжать первым? Для чего? Что вам это даст, дети?
Насколько проще, как я считаю, было бы объяснять детям о Боге на примерах из ИХ жизни. На Их желаниях и близких Их сердцам вопросах. Но почему-то считается, что так не считается. Что настоящее образование - это заучивать, зубрить термины и формулы. А остановить занятие, когда у ребенка упала ручка, и обсудить с ним закон тяготения (почему упала вниз? почему не улетела? а почему же тогда самолёты улетают? и птицы? и ещё шары воздушные, или фонарики.....и так до бесконечности) - это понарошку.
Я учу детей понарошку. Я не преподаю предметы, я бужу их мозг. Показываю возможность увидеть, что за каждой фразой и действием стоит бездна. И жизнь дана, чтобы эту бездну пропускать через себя.
Семейное обучение,
творчество,
работа,
семейное обучение