Ум и сознание

Aug 28, 2015 16:11

Станислав Гроф в результате экспериментов с изменёнными состояниями сознания пришёл к выводу о том, что могз - вроде телевизора, который только принимает передачу, которой является наше сознание.
Есть также эзотерический постулат о том, что человек сам не думает своим умом, а только принимает мысли откуда-то из пространства, и всё, что он может сделать - это настроить приёмник на нужную ему частоту.
С другой стороны, новейшие учения твердят о том, что ум - это зло и от него весь вред в жизни человека. Однако, как известно, животные не могут развиваться, а речь ведь идёт о духовном развитии.
Тут делаются попытки разграничить ум и сознание, как будто это разные вещи. С какой-то точки зрения - да, причём разные настолько же, насколько телевизор и телепередача.

Я сейчас пойду немного дальше и скажу, что ум - это приёмник сознания. Без ума наше сознание не может действовать в этом мире. Оно может только наблюдать и всё.
К этому и призывают вышепоименованные учения, однако тут они упираются в проблему "утраченного рая". Если бы наше сознание было изначально совершенно, ему не понадобилось бы садиться в скафандр и познавать эту нелепую жизнь.

Мало того, осознание производится именно умом. В сознании просто есть связи, которые могут перестроиться, если оно проживёт некий опыт и качественно изменится. Но понимание каких-то принципов, которые стоят за событиями - что было (неправильно) раньше и как лучше, производится именно умом.

Поэтому призывы выключить ум хороши только для определённой цели и до определённой степени. Ум - это инструмент, и во внешней жизни без него никуда. Выключить его следует, как телевизор на ночь (а лучше - и большую часть дня, когда он не нужен ни для какой цели, будто узнать прогноз погоды, что творится в мире или немного отвлечься на кино), чтобы просто побыть в тишине, почувствовать себя.
Вот тут они правы - пока человек говорит или думает, он не ощущает себя (даже если говорит об осознанности и прочем тому подобном).

Но посмотрите на людей, чей ум угасает - от возраста или тяжёлой болезни. Они меняются до неузнаваемости. Они больше не в состоянии думать ни о ком, кроме себя, даже если раньше посвящали себя семьи и были довольно отзывчивы. Когда пронаблюдаешь такое хоть раз, отпадут все сомнения в том, насколько важен ум, как функционирующая в мире часть сознания для всего, что связано с совестью, моралью, добродетелью. Все эти вещи тоже - суть лишь понятия в уме, но придающие человеку понимание о том, какие действия правильные и ведут к развитию или улучшению кармы, а какие наборот, пока у него не наберётся достаточно опыта, чтобы ощутить это самому. Особенно в условиях, когда перестали прививать привычку прислушиваться к чувству совести, которое могло бы подсказать человеку, что он делает что-то не то по отношению к другим (об этом позднее). Мало того, именно ум предпринимает усилия для корректировки поведения и отношения к чему-либо, что составляет львиную долю усилий по развитию, пусть даже крупные качественные сдвиги даются без его участия только через усвоение опыта (потому что разрывается прежняя логическая цепь, а в уме всё должно быть связно - в эти моменты он перезагружается и начинает исходить из новой данности).

А значит, для духовного развития ум имеет первостепенную важность. И не только для него, но и для самореализации. Ведь она достигается только путём целенаправленных сознательных действий; то есть, опять, без связи сознания с реальностью через ум - никуда.
Не даром воины всегда мечтали погибнуть на поле боя, а не умереть от старости в постели - для них страшнее всего было потерять себя и достоинство, что может случиться без воли на то человека в случае страшной болезни или по мере деградации тела.

На одном уме далеко не уедешь, это правда, т.к. в отсутствии сознания он будет обслуживать лишь наши эгоистичные желания, но и без ума сознание ни на что не годится.
Пока бьётся сердце человека, он совершает какие-то действия и порождает последствия (карма), на месте стоять невозможно, действия будут совершены либо из эго, либо из осознанности, и без ума на осознанные действия у скафандра шансов нет!

Поэтому предлагаю крепко задуматься всем, кто поддерживает и распространяет постулат о том, какой плохой этот ум, и начать этот инструмент немного уважать, пользоваться с осторожностью (как острым ножом), ухаживать за ним (точить в столконовениях с неожиданностями) и хранить (отключать при ненадобности), как полагается - вот и всё, что нужно, чтобы перестать клясть этот полезный инструмент (плохому танцору и ноги мешают).

механика человека, зерна от плевел, Самосовершенствование

Previous post Next post
Up