Animus/Anima по В.А. - I - definitio

Jul 29, 2009 03:32

Определение:

Понятие Анима/Анимус было введено К.Г.Юнгом в рамках его теории архетипов в подсознательном.
Настоятельно рекомендую прочитать его статью Анима и Анимус (доп.определение в "Психологических типах" - пункты 15-16). Статья очень познавательная, кроме того, как оказалось, в ней собственно говорится в теории о технике, подобной той, что "изобрела" для себя я. Несколько плавающими мне кажутся лишь утверждения о естественной множественности анимуса у женщины в противоположность аниме мужчины, которые он даже как-то предположительно поясняет, хотя очевидно, что Анимус для Юнга, как мужчины, мог исследоваться исключительно умозрительно, я же, соответственно, не возьмусь даже рассуждать про особенности Анимы у мужчин.

Вкратце, Анимой он называет некий автономный комплекс внутри психики мужчины, формирующийся из вытесненных в подсознание черт противоположного пола, противоречащих персоне (общественной личности), и соответственно, анимус - наоборот, у женщины. При этом, у некоторых людей со слабой самоидентификацией с персоной может быть образ того же пола. И этот образ всегда (как правило) проецируется вовне, определяя таким образом наши пристрастия и особенности личной жизни, но также и отношения ко многим объектам и явлениям внешнего мира. Наиболее заметным влиянием оказывается наш выбор партнёров, на который влияет этот внутренний образ.

Хотя Юнг, как и пристало материалисту, словом "душа" обозначает некоторую часть психики, важно, что он использует именно это слово. Не говоря уже о том, что психея и есть душа, по-гречески, ну а anima - то же самое по латыни, animus - слово противоположного рода образованное по аналогии по морфологическим правилам латинского языка. Несомненно, однако, что это так или иначе связано с понятием родных душ.

Юнг называет анимуса компенсаторным комплексом по отношению к сознательной личности. И это, не вдаваясь в споры физики с метафизикой, проводит определённые мощные параллели в нескольких областях "мистического" плана.

1) Согласно символу Дао и пришедшему ко мне однажды видению сотворения мира путём дифференциации противоположностей, всякое человеческое существо для проявления выбирает определённые качества, но для этого обратная сторона их отходит в тень. Поэтому Анимус-Анима - персонификация нашей тени, причём не в смылсе противоположности, а в смысле именно компенсаторном. Хотя Юнг говорит о том, что у добродушного мужчины скорее всего будет стервозная анима, мне кажется, в жизни подтверждения этому не наблюдается, разве что для совершенно незрелых личностей, для более сознательных же явно есть смысл говорить о другом расслоении качеств - по уровням. Т.е. степень доброты или злобы - это плоскость, на которой могут проявиться две таких в чём-то противоположности, как милосердие и справедливость.

2) Совершенно схематически аналогично Юнгу, Теун Марез в лекциях о мжуском и женском (для женщин, для мужчин) говорит о том, что тональ - область проявленного для женщины, тогда как нагваль для неё - из области принципиально непознаваемого, и соответственно наоборот для мужчины. Поэтому работать с "теневой" для себя областью они полноценно могут только через партнёра, который становится как бы зеркалом этих областей у них. И даже утверждает, что полная самореализация невозможна по одиночке, точно так, как Юнг утверждает, что невозможно самоосуществление человека без балансировки Я между персоной и анимой.

3) Аналогичную Теуну Марезу точку зрения представляет и Джон Бейнс в книге "Наука о Любви" , только соответственно мужчина активно и сознательно проявляет принципы духа, а женщина - души, при чём противоположная область в самих себе остаётся для них туманной и безымянной. В книге также даются наставления о том, как правильно построить ведущие к небывалым достижениям отношения между этими двумя, как единицей могущей активно воплощать обе стороны, т.е. натурально рецепты истинного партнёрства.

4) В нумерологии существует понятие формирования двумя людьми полноценного целого. В астрологии есть понятия о сочетаемости и компенсации стихий. В китайской астрологии также есть понятие о сбалансированности, наборе элементов, необходимом человеку для эффективного функционирования в жизни, что при недостаточности врождённых качеств можно составить с кем-то другим. Иными словами, хорошо кричать о самодостаточности людям среднепроявленным по всем планам, но для людей с ярко выраженными или развитыми отдельными чертами острая недостаточность компенсирующих черт никуда от увещеваний не денется. Об этом же пишет и Юнг - чем мужественней мужчина в общественной жизни, тем эмоционально беззащитнее его подсознание (что кстати объясняет феномен того, что гибкое гнётся, а жёсткое ломается с применении к людям и мужчинам в частности). Кто-то должен прикрывать тылы.

[+ Update (29.07.2009 - 5:14)]
5) Соционика, как наука о функциональной психологии прелагает нам образ дуала - партнёра, чей тип информационного метаболизма (ТИМ) будет идеально дополнять наш ТИМ. При этом, имея одну общую базовую характеристику личности (рациональность/иррациональность), остальные будут именно компенсаторными и помогать друг другу по слабым функциям. Это удивительно совпадает с общим представлением как об идеальных отношениях по любому из вышеперечисленных пунктов, так и с чисто внутренней идеей анимы/анимуса по-юнговски, особенно если подвести под неё не "вытесняемые" в процессе формирования личности мужские/женские черты, а шкалы базовых дихотомий психотипов по тому же Юнгу, ставших основой соционики (логик-этик; интуит-сенсорик; экстраверт-интроверт). Также стоит отметить, что данная теория предопределяет образ личности дуала по отношению к нашей личности и делает "магию" таких отношений несравненной и незаменимой при определённых условиях (одного дуализма мало, но при едином контексте жизненных ценностей, с дуалом никто не сравнится и никто так не поддержит/сбалансирует психику во враждебной среде существования, причём именно через бессознательное, без фейерверков эмоций, зато насущно как воздух, ценность которого становится особо актуальной, когда он заканчивается). [- end update]

Всё это можно объединить в своеобразную "теорию половинок", поясняющую с одной стороны нашу поиск идеала противоположного пола (как правило), а с другой стороны, необъяснимые успешные изменения в жизни людей, обрётших "второе крыло" - удачно компенсирующего их партнёра (перераспределение в паре по-любому происходит, оно только не всегда здоровое, см. Юнга).

Однако же в объективной реальности людям не так уж часто удаётся найти "половинку". Юнг вообще рассматривает только необходимость исключительно внутреннего поиска баланса, но он же и советует воспользоваться для этого персонификацией Анимуса/Анимы и налаживания отношений с ними как способа проникнуть в своё бессознательное с целью дальнейшего налаживания контакта и нахождения точки баланса для индивидуального Я между внутренним и внешним мирами (социальными и душевными требованиями). К.П.Эстес в "Бегущей с волками", представляя сказки и сны, как архетипичеческие образы, дающие ключи для работы со своим подсознанием, также подчёркивает важность Анимуса и отношений с ним как показателя здоровья и сбалансированности, и, следовательно, творческой жизнеспособности психики человека.

Данная статья является вступительной по теме изложения моего опыта работы с Анимусом.
Мои цели были изначально другими, из области охоты за собственными привиденями и феями, однако же побочный результат показал, что позитивный контакт с Анимусом/Анимой ведёт к п(р)оявлению целостности. И таким образом тема оказалась неожиданно актуальной для личностного роста и не только для меня.

To be continued...

Анимус/Анима, теория половинок, Самосовершенствование, Душа

Previous post Next post
Up