Aug 07, 2010 01:53
Есть серьезные сомнения в успехе этого предприятия. Натан, выходите, пожалуйста, или присылайте гонца обсуждать процесс.
1. У Натана яркий своеобразный стиль. Его трудно, если вообще возможно, продолжать писателям с улицы. Дело не только в яркости, а в особой сложносочиненности, даже перегруженности фраз, множеству метафор, аллюзий и авторских философических отступлений буквально в каждой фразе. Натан внешне говорит как бы о Человечникове, а внутренне продолжает думать и говорить о своем, о частном случае частного Человечникова в общем потоке открывшегося автору бытия.
Посмотрите, к примеру, на следующие фразы, таких, пожалуй, не устыдился бы и сам Гоголь. А как можно достойно продолжать Гоголя, если гоголи у нас родятся крайне редко, и повези нам, допустим, с современным гоголе-подобным Дубовицким, будет крайне невероятно, что в ближайший век-полтора ему найдется продолжатель с достойным его дубовицко-подобием. Итого, в сухом остатке, авторский стиль начала романа позволяет создавать заметные вещи, но является серьезным препятствием для коллективного творчества в предложенном автором проекте.
Что же делать? - хоть и призван, а всё туп и глух раб божий, как обух топора, которым приколачивает судьба вещи вселенной к отведённым для них местам...
Он осмотрел долгим ноющим взглядом распростёртый перед ним как бы в обмороке бескрайний, однообразный, плоский, как голодная чёрствая степь, четверг, на котором не было видно ни единой живой души, хоть сколько-нибудь пригодной для выдачи взаймы пусть самых скудных средств ради самых простых нужд. Ни малейших денег, ни капли спасительной аквавиты вокруг - только бесплодное, ни на что не годное местное время. Девать это глупое время было решительно некуда, некуда было и податься...
Либо с утра до вечера глазели кто в окно, кто в телевизор, кто в интернет, и там, и там, и там наблюдая одно и то же развлекательное отражение и подмигивание, подёргивание и подпрыгивание сутулой своей судьбы...
Как многие наши соотечественники, жил не в жизни, хотя и недалеко от неё, из виду её не терял, но всё же не в ней, а чуть в стороне.
Тут нельзя не заметить кстати, что и в целом наше племя, именуемое в исторических хрониках святой русью, как-то в обычной жизни не помещается. И залезть как в неё, не знает, а если и залезет, не приложит ума, чем в ней заняться, имея об устройстве действительности и об её практических законах какие-то не идущие к делу, часто фантастические представления.
2. Если развивать предложенные темы другими авторскими стилями, получится плохо читаемая каша. Соответственно, за Натаном должна быть общая компиляция и правка отобранного чужого текста - перефразирование, стилизация и т.п. - т.е. фактически перевод на "дубоязык" всего романа. Этот процесс более трудоемок, чем простое написание романа своим родным стилем, что противоречит мотивации проекта викиромана, как она описана во введении. Нужны пояснения от Натана, зачем ему это нужно и какие у него планы по собственно процессу компиляции разных продолжений в один связный текст.
3. Как вариант, можно предложить Натану провести мастер-класс по обучению примкнувших писателей подобию его стиля и методу писания художественной прозы "по Дубовицкому". Далее сдается экзамен в виде продолжения одной из глав и по результатам голосования участников писателю-кандидату выдается сертификат на "дубописание". Несертифицированные писатели не участвуют в написании текстов, но могут участвовать в обсуждении написанного другими, обсуждениях сюжета и т.д.
4. Более оптимистичным выглядит коллективная работа над сюжетом, чем над собственно написанием романа. Можно попробовать строить сюжетные линии по методу демократического централизма - все предлагают продолжения заявленных тем, Натан отбирает и правит структуру романа. Таким же образом можно обсуждать и фиксировать сюжетные решения отдельных глав. В результате еще перед началом собственно писания, должен быть составлен план романа и план каждой главы. Пока план главы не согласован, продолжения этой главы не принимаются - если все же дойдет до продолжений от разных авторов.
Это уровень спецификаций, если использовать предложенную Натаном аналогию с открытой платформой. Обсуждение структуры и сюжетных ходов вполне может быть коллективным, а дальше выписывание глав лучше бы оставить Натану с коллективной же критикой черновых вариантов. Либо писать останутся несколько авторов, каждый из которых отвечает за свою сюжетную линию - тоже с общей критикой.
5. В любом случае, переходить к этапу "разработки" отдельных сюжетных ходов и глав лучше после согласования "спецификаций". Предложенные варианты структуры романа и затем вариантов текста глав можно рецензировать и обсуждать в соответствующих ветках этого сообщества.
добавка: вот еще отрывок из "Дубовицкого". Про Человечникова по прозвищу Человек. Имя автора дам в комментариях
Припоминалось тут все, что когда-нибудь было дорого; все заветное, пригретое, приголубленное, все, что помогало примиряться с жизнью и нести ее бремя. Человек так свыкся с этими извечными идолами своей души, так долго возлагал на них лучшие свои упования, что мысль о возможности потерять их никогда отчетливо не представлялась уму.
Это и есть тот самый конец всего, о котором ему когда-то смутно грезилось и ожидание которого, незаметно для него самого, проходит через всю его жизнь. Что остается тут делать? Что можно еще предпринять? Можно только сказать себе, что прошлое кончилось и что предстоит начать нечто новое, нечто такое, от чего охотно бы оборонился, но чего невозможно избыть, потому что оно придет само собою и назовется завтрашним днем