Каменный храм в с. Омары РТ.

Dec 09, 2017 15:01

С. Омары (Благовещенское тожѣ).




1. О храме. Каменный храм в с. Омары, расположен на верху склона горы, построен в 1753 г., по благословению Луки, епископа Казанского, иждивением прихожан, вместо сгоревшего деревянного храма.


По народному преданию храм строился два года и обошелся в 15 тыс. руб. С течением времени храм значительно изменился. Главный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы был холодный с тёплым приделом - во имя Рождества Христова, пол кирпичный; каменный храм был покрыт тесом, ограда вокруг храма деревянная решетчатая, паперть находилась с левого бока, а главный вход с северной стороны возле сторожки. С начала 19 века храм начинает перестраиваться и принимать вид нынешнего. В 1806 г., по благословению Павла 1-го архиепископа Казанского и Симбирского, к западной стороне храма, во всю ширину пристроена, вместо деревянной , каменная паперть, крытая тесом; половина паперти, с правой стороны , присоединена к теплому приделу. Главный вход устроен с западной стороны. По устному преданию в первой половине 19 века тесовая кровля заменена железной. В 1832 году кирпичный пол заменен опоковым; в 1876 году церковь и колокольня снаружи оштукатурены и обелены, на что употреблено до 300 руб. Тогда же церковная паперть, с пристроем к приделу разобрана и вместо нее устроена, перед входом в церковь теперешняя паперть, а холодный храм обращен в теплый, на что употреблено до 250 рублей.



Вокруг храма устроена каменная ограда с железными решетками.19 августа того-же года в 3 часа по полудни в с. Омары, при порывистом ветре, случился сильный пожар. Не уцелел и храм, не смотря на дальнее расстояние от строений. Сгорел купол на главном храме, а обгорелый крест упал на землю. Кроме церковного купола сгорели церковные лавки и старая деревянная ограда, Многое повреждено внутри храма при спасении.



Начатое в 1876 г. Обновление храма окончено в 1877 г.



Купол покрыт новым железом и окрашен медянкой; главы обиты белым железом; 24 июня на них водружены новые позолоченные кресты.



Каменный храм в с. Омары далеко не первый храм. До него существовала деревянная церковь находившаяся в середина склона горы, на юго-востоке от нынешней церкви. По устному предания она построена в память избавления от набегов башкирцев , имевших в в трех верстах о села свой стан, место которого до сих пор называется "Башкирка" Поэтому можно предполагать, что сохранившееся в народном предании деревянная церковь постоена в конце 17 века после первого бунта башкирцев, бывшего в 1676 г., или в начале 18 века - после второго бунта , бывшем в 1707 г. В народном предании, очевидно, сохранилась память о вновь построенной церкви, вероятно, разрушенной башкирами. Как видно из древней жалованной грамоты, данной в 1623 году казанскому митрополиту Матфею и из других документов, с. Благовещенское на Омаре тогда принадлежало к числу дворцовых сел и в нем была церковь - мирское строение.
В настоящем своем виде храм имеет форму продолговатого корабля, оканчивающегося полуовалом на восточной стороне и прямоугольником на западной.





Построен он в русско-византийском стиле, с полукруглым куполом над серединой главного храма и без всяких украшений. Стены храма весьма толсты и прочны, при этом они скреплены массивными железными связями, проходящими внутри церкви.



Церковь не велика и не высока; только в средней части восточной половины храма (бывшей холодной церкви) окна сделаны в два яруса, в прочих частях в один. Во всех окнах прочные решетки.



Куполов на церкви и на колокольне два: на церкви - в виде опрокинутого полушария, глухой, на колокольне в виде восьмигранной пирамиды без просветов.



Купола завершаются круглыми главами, покрытыми белой жестью, и увенчаны железными восьмиконечными и сквозными крестами. Третья небольшая глава с железным сквозным восьмиконечным крестом устроена над алтарем Рождественского придела.



Крыша железная, окрашена медянкой, на главном алтаре шарообразная на три ската, на средней части полукруглая, на притворе главного храма с приделом дугообразная, на два ската. Наружных входных дверей трое: с севера, юга и запада; двери имеют двойные полотна: снаружи железные, внутри у первых двух створчатые стеклянные, у последней деревянное.



Внутренняя площадь храма вместе с алтарями 124 кв. саж. Восьмигранная двухъярусная каменная колокольня на квадратном основании находится в одной связи с церковью; она стоит над притвором, находящимся между приделом во имя Рождества Христова и сторожкою.



В ней 8 небольших окон и 8 больших пролетов для колоколов которых девять:
- первый - 122пуд. 15 фунта, отлит 1887 году Вятская губ. Г. Слободской, Н.А. Буклев;
- второй 60 пуд.4 фунта, приобретен 1848 году, лил А. Шишкин;
-претий 20 пудов, лил мастер Диакон Г. Иванов;
- четвертый 10 пудов с каймой;
-пятый 3 пуда гладкий;
- шестой 2 пуда гладкий;
- седьмой 1пуд 38 фунтов;
- восьмой 1 п. 9 фунтов;
- девятый 1пуд 1 фунт, последние три с каймой.



Внутри храм продолговатый с двумя притворами.







Главный алтарь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы отделен от средней части храма каменной аркой, к которой прикреплён деревянный трёхъярусный иконостас столярной работы, окрашенный краской сиреневого цвета с гладкими колоннами и резьбою, вызолоченными на полимент, с северными, южными и царскими дверями. Царские двери резные, вызолоченные на полимент, с обыкновенными изображениями - Благовещения и Евангелистов. На всех дверных иконах апликовыя, посеребеныя ризы, а над главой Богородицы венец серебряный.
В алтаре главного храма два боковых отделения: по правую сторону кладовая - она же и ризница, с двумя окнами, с железными решетками и дверью в алтарь,



по левую - кладовая, она же и библиотека, такого же устройства.



Святой престол и жертвенник главного храма сделаны из дубового дерева. На престоле и жертвеннике срачицы из простого белого холста, а индитии - парчовые. В главном алтаре устроен полукруг без возвышения для горнего места; против окна в алтаре помещается большой восьмиконечный крест с изображением Распятия Господа Иисуса Христа, утвержденный на деревянном пьедестале.



Солея перед иконостасом главного алтаря каменная, возвышается на одну ступень от середины храма; расстояние ступени до иконостаса два аршина с четвертью. Из средины солеи выдается полукруглый амвон, имеющий в диаметре аршин две четверти. На южной стороне к солее примыкает клирос… Левый клирос устроен также…
С южной стороны Благовещенского храма, рядом с притвором, помещается придел во имя Рождества Христова.



Алтарь придельного храма отделяется от средней части капитальной стеной,



в которой прикреплён деревянный иконостас в два яруса, столярной работы с резьбой и колонками, вызолоченными на полимент с северными и царскими дверями. На царских дверях в двух клеймах изображение Благовещения, а в двух нижних Евангелистов, по два на каждом клейме. Престол и жертвенник из соснового леса. Горнее место устроено полу кругом; в его нише изображение Воскресшего Спасителя во весь рост, с благословляющей десницею и четырехконечным крестом. Солея, амвон и, правый клирос придельного алтаря устроены также, как и в главном храме с тем только различием, что меньших размеров. В заклиросной киоте образ Св. Преподобного Павла Комельского и Св. Муч. Матроны с благословляющим вверху Спасителем. Левого клироса в придельном храме нет.
Особенно чтутся четыре иконы: Нерукотворного Образа Спасителя, Казанской Божией Матери, Св. Иоанна Крестителя и Св. Пророка Илии. Все они старинные.
В притворе придельного храма стоят в раме старинные, резные царские двери с резным же изображением Св. Крещения Господня, а над ним изображение Св. Духа в виде голубя, высота дверей 2 аршина 1 вершок, а ширина без полвершка два аршина.

Мысли о возрождении и восстановлении храма возникали не однократно.
Ранее {2}"Обследовав здание, специалисты определили, что храм восстановлению не подлежит"- посему использовался в качестве конюшни на территории остатков колхозного гаража. С тех пор в храме и вокруг многое изменилось, побывать не довелось, жду особенного приглашения )))
{3} 19 декабря 2014 в с . Омары состоялся сход жителей , по вопросу восстановления Благовещенской церкви. А уже с середины 2015 начались активные работы по восстановлению сельского храма.

Пора слов о селе.

2. О селе. С. Омара расположено по склону горы при речке Омарке, впадающей в р. Каму; в нем ныне (1900г.) до 2600 жителей обоего пола.



Предполагают, что основателями с. Омары были татары соседней деревни Уразбахтиной, называющейся до сих пор Старой Омарой. Сохранилось ещё устное предание, по которому основателем селения был татарин-разбойник Омар со своей шайкой.
{4}Село Омары было основано в 1523 году, в период Казанского ханства. Основателем был хан-татарин Омар со своей свитой. До конца XVI века в селе Омары жили татары во главе с ханом Омаром. Впоследствии хан Омар с татарами, не принявшими православия, выселились из Омары в Уразбахтино, которое до сих пор старые люди называют Новой Омарой.
{5} Село основано в период Казанского ханства. Предполагают, что основателями села Омары были татары соседней деревни Уразбахтино, называющейся в некоторых источниках Старой Омарой. Сохранилось еще и устное предание, по которому основателем селения якобы был татарин Гомар.
{6} Основано не позднее нач. 17 в. В дореволюционных источниках упоминается также как Благовещенское. Первоначально принадлежало Казанскому Архиерейскому дому.
Несомненно одно, что с Омары одно из древнейших сел не только в Мамадышском уезде, но и во всей Казанской губернии.



С. Омара с приходскими деревнями: Омарским Починком, Рогозиной и Кутушем с 1623 по 1764 г. составляли архиерейскую вотчину. До 1623 г. с. Омара была дворцовым селом. Со времени секуляризации церковных имуществ, в 1764 г. до 1842 г. омарские крестьяне именовались экономическими, и ясашными, а с 1842 г. по настоящее время казенными крестьянами.
Во время принадлежности архиерейскому дому в селе Омаре сосредотачивалось приказное экономическое управление. Ведению Омарского приказа подлежали два села: Омара и Покровское и четыре деревни: Кутуш, Починок, Рогозино, Дигитли (Арх. М. Ю.).
При с Омаре на р. Омарке с первой половины 17 века существует мельница, постоянная казанским архиерейским домом, ныне принадлежащая Седмиозерной Пустыни.



Главное занятие прихожан - хлебопашество. Значительно развиты и отхожие промыслы. В весеннее время очень многие из прихожан уходят в Оренбургскую губ. На железные заводы для сплава железа по рр. Белой и Каме. Дома некоторые занимаются рыболовством, многие крестьяне д. Омарского Починка, кроме хлебопашества занимаются садоводством и выделкой кирпича.
{6} . В начале 20 века в селе располагались волостное правление, этапный дом; функционировали Благовещенская церковь (построена в 1753; памятник архитектуры); медицинский и ветеринарный фельдшерские пункты; мельница, 3 кузницы, 2 сукновальных и 2 красильных заведения, 1 казённая винная и 12 мелочных лавок, 2 пивные, чайная; проходили базар по понедельникам и 2 ярмарки: Ивановская (24 июня) и Ильинская (20 июля). В этот период земельный надел сельской общины составлял 7554,3 десятин. До 1920 года, село являлись центром Омарской (Благовещенской) волости Мамадышского уезда Казанской губернии.

Ссылки
1. Основной текст: «Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии». Вып. 6: г. Мамадыш и Мамадышский уезд. - Казань, 1904.
2. ссылка не работает, принт сделать не додумался http://www.rodina-portal.ru/sarticles/details/id/34
3. ОК https://ok.ru/group/52511097552967
4. Сайт общественной организации "Российский союз сельской молодежи" http://nasledie-sela.ru/places/TAT/1582/8611/
5. Сайт муниципального района http://mamadysh.info/publ/34-1-0-222
6. Институт Татарской Энциклопедии http://www.ite.antat.ru/articles/punkt_o/o_019.shtml

церковь, омары, татарстан, храм

Previous post Next post
Up