Оригинал взят у
anna_paulsen в
Про отношения с детьми часть вторая15. Как развивать в детях независимость
Испытывать беспокойство по поводу детской независимости естественно, потому что это главная задача развития. Мы должны это помнить. Все процессы развития ребенка направлены на то, чтобы он стал жизнеспособным человеческим существом. Наша задача не в том, чтобы форсировать независимость - на самом деле к независимости нельзя подтолкнуть. Чем больше мы толкаем ребенка к независимости, тем больше он тревожится, паникует и переносит свою зависимость на других. Это парадоксально. Мы должны быть в состоянии удовлетворить его потребность в зависимости. Проблема в том, что в 1960-х - 70-х годах в литературе по воспитанию появился один миф, который полностью игнорирует процессы развития. Это миф о том, что не следует делать для детей ничего из того, что они могли бы сделать сами, потому что делая это, вы только укрепляете их зависимость, и они никогда не станут отдельными личностями. На самом деле, все наоборот. Исследования показывают, что когда мы щедро удовлетворяем потребность в зависимости, когда мы приглашаем детей зависеть, они начинают стремиться к самостоятельности. Это парадоксально. Наша задача как родителей состоит в том, чтобы быть в состоянии отвечать на их потребности в привязанности, их потребность в любви, близости, принадлежности, значимости. Быть щедрыми в удовлетворении их потребности быть зависимыми. А подталкивать их к развитию и личностному становлению - работа самой природы, это естественный процесс, происходящий в мозжечковой миндалине, командном центре лимбической системы. Нам не следует переживать по этому поводу. Если мы выполним свою задачу, природа выполнит свою.
16. Развитие надёжной привязанности
Всю свою жизнь я стараюсь сложить вместе разрозненные элементы, чтобы получилась цельная картина того, как развивается привязанность. Однажды у меня возникла чудесная возможность посвятить целый год изучению всех когда-либо существовавших теорий привязанности, а также предположений о том, как привязанность возникает. Я попытаюсь вам очень быстро и понятно рассказать эту поистине прекрасную историю. В течение первого года жизни ребенка привязанность формируется через желание быть рядом, видеть, слышать, чувствовать запах, прикасаться. Но ко второму году жизни должен появиться новый способ привязанности, когда ребенок хочет быть похожим на тех, кого любит. Не только быть рядом с ними, но и быть похожим на них. Благодаря этому происходит обучение языку, усваиваются родительские правила поведения и многое другое. Если все идет правильно, то к третьему году для ребенка становится важным вопрос принадлежности, а также преданности, верности. Ему важно быть «в том же лагере», что представляет собой другой способ близости. Принимать ту же сторону, помогать и слушаться. Именно в это время впервые проявляется инстинкт послушания. К четвертому году жизни в ребенке должен возникнуть сильный запрос на ощущение своей значимости, важности - потому что теперь он чувствует близость, когда он дорог тем, к кому привязан. Если все развивается так, как и должно, то пятый год будет невероятным. Лимбическая система и её центр управления, мозжечковая миндалина, эмоциональная часть мозга - все это замолкает, и ребенок отдает свое сердце тому, к кому он привязан. Он влюбляется. Он эмоционально глубоко привязан к своему котенку, к своей бабушке, к чему угодно. И это удивительно. Все это очень важно, поскольку когда ребенок достигает данного уровня, закладывается основа для всего дальнейшего воспитания. Ведь невозможно воспитывать ребенка, сердце которого нам не принадлежит. Более того, нельзя воспитывать своих внуков, если их сердца нам не принадлежат. То же и с взрослыми детьми. Это очень, очень важно. Детям необходимо с головой погрузиться в привязанность, а нам нужно сделать так, чтобы это не представляло для них сложности. Последняя стадия очень интересна. Если привязанность безопасна и нет эмоциональной закрытости, то ребенок хочет делиться всем, что есть в его сердце. Поэтому шестилетний ребенок рассказывает вам свои секреты и не хочет иметь никаких тайн, которые бы вас с ним разделяли. Здесь начинается психологическая близость, которая должна сопутствовать супружеским или близким дружеским отношениям. Таким образом, мы получаем все виды близости: контакт, похожесть, принадлежность, значимость, наше сердце, эмоциональная близость, и, наконец, психологическая близость. Предполагается, что именно в такой среде должен расти ребенок. Итак, младенчество и раннее детство - это только начало чудесного развития способности к взаимоотношениям.
17. Когда ребёнок командует
У нас в Северной Америке, возможно, как ни в каком другом месте на Земле, набирает силу проблема альфа-детей. Дети, которые говорят своим родителям, что делать, которые пытаются - и весьма успешно! - заставить их слушаться, они требуют и управляют, часто проделывая это и со своими друзьями. Они кажутся сильными и независимыми, но с этим что-то не так. Здесь абсолютно точно что-то не так! Когда мы собираем кусочки картины привязанности вместе, становится понятно, что мы привязываемся одним из двух способов. Есть два состояния. Первое - состояние зависимости. Для него характерно прислушиваться, искать утешение, следовать, ждать указаний. Второе - состояние альфы. Быть альфой - это отвечать всем этим потребностям, направлять, брать на себя ответственность. Это щедрое предложение, при котором вам не нужно быть тем, кто знает все ответы, потому что вы сами и есть ответ для зависимого. Это прекрасный парный танец! Проблема возникает, когда зависеть небезопасно или когда родители не находят в себе альфа-инстинкта, чтобы взять на себя ведущую роль в отношениях. Тогда самому быть альфой - единственный путь к привязанности для ребёнка. К трём годам дети становятся властными, командующими, это альфа-дети, дети с комплексом альфы. В нашем обществе это настоящая эпидемия. В традиционных обществах культура режиссирует альфа-позицию родителей, поэтому дети естественным образом попадают в зависимое положение, смотрят снизу вверх, ищут указания, танцуют свою партию. Ответ очень прост. Сделайте так, чтобы зависеть от вас было безопасно. Найдите в себе альфа-инстинкты, сделайте себя ответом на нужды ребёнка. Когда вы видите, что ребёнок нуждается в вас, и вы отвечаете его нуждам, он меняет свою партию в танце. Ребёнок начинает зависеть, вместо того чтобы доминировать.
18. Что делать, если ребёнок лжёт
Лживость задевает нас, родителей. Взаимодействовать с ребенком, который врет, очень трудно. Важно понимать, что это вранье возникает совершенно естественно. До ребенка доходит, что если мама и папа о чем-то не узнают, их это и не расстроит. Это более чем естественное умозаключение, и нужно быть очень недалеким ребенком, чтобы не догадаться, как избежать неприятностей. Еще интереснее то, что природа предусмотрела и выход из этого положения. И он состоит в том, что если все идет хорошо, то на последних стадиях развития способности к взаимоотношениям, когда ребенок отдает вам свое сердце, - а это обычно бывает примерно в пятилетнем возрасте - если все в порядке, у него появляется желание делиться с вами всем, что у него на душе. Таким образом, это действительно вопрос взаимоотношений: ребенку нужно быть узнанным, услышанным, открытым для вас. Ребенок сам не хочет иметь от вас секреты, которые отделили бы его от вас. Так что он склонен выкладывать все на свете даже без своего желания. Само по себе то, что мама и папа об этом не узнают, для него слишком тяжело. Это замечательная подготовка к подростковому возрасту. Можете ли вы представить себе ребенка, который дорос до такого уровня привязанности, когда ему нужно сообщать вам обо всем, что с ним происходит? Это не делает его ангелом. Но вам, по крайней мере, будет известно о дьяволенке, сидящем у него внутри, и будет куда легче справляться со всеми трудностями. Проблема нашего общества заключается в том, что дети не могут достигнуть достаточно глубокой привязанности к родителям. Мы сами не обеспечиваем условий, при которых дети могли бы легко и без опаски вручать нам свои сердца и делиться тем, что их наполняет. Для детей лживость - это не этическая и не поведенческая проблема. С ней невозможно работать напрямую. Эта проблема заключается в сложившихся отношениях, и она может быть разрешена точно так же, как если бы она лежала в отношениях между мужем и женой, между друзьями. Когда наши взаимоотношения становятся достаточно глубоки для того, чтобы нам хотелось быть узнанными, услышанными, не иметь никаких разделяющих секретов, все налаживается само собой.
19. В чём причина скуки
Скука - это очень интересное понятие. "Скука", "bore" в английском языке - это буквально "дырка", "высверленное отверстие", и, в конечном счете, в дырке-то все и дело. Почему ребенок может чувствовать в себе дыру? Оказывается, что это может происходить по двум причинам. Один вариант - когда "никого нет дома", отсутствует энергия дерзновения, внутри не рождаются новые мысли и идеи, ребенок говорит: "Мне скучно!", и это должно означать: "Я не могу ничего выдумать, я не наполнен своими собственными идеями, фантазиями, творческой энергией". Это один тип скуки. Другой же имеет в основе голод по привязанности. Он в нас очень силен. Если бы могли как следует прочувствовать этот голод, мы выразили бы его так: "Мне очень одиноко, мне чего-то не хватает, я сегодня так скучаю по бабушке". Многие дети воздвигают защиты от таких мыслей, потому что они очень уязвимы, и говорят только: "Мне скучно!" В этом случае неутоленная привязанность чувствуется не так уязвимо. Проблема в том, что наши дети ощущают скуку слишком часто. Отсутствие энергии дерзновения, так же как и неудовлетворенная потребность в привязанности у детей перерастают в настоящую эпидемию. И первое, о чем нам нужно помнить в этой ситуации - это то, что стимуляция, развлечения, социальные взаимодействия не спасают от скуки, а только маскируют ее. Настоящий выход заключается в насыщении привязанностью, и это единственное, что мы можем сделать. Если мы позаботимся об этом заранее и будем прилагать все усилия к тому, чтобы ответить на нужду в привязанности теплым приглашением в нашу жизнь и доброжелательным общением, это будет самым лучшим вариантом.
20. Причины детской гиперсексуальности и что с ней делать
В Северной Америке проблема гиперсексуальности затрагивает детей всё более раннего возраста. Нам стоит об этом задуматься, ведь мы можем повлиять на эту проблему. Во-первых, необходимо понять, что же происходит. Детям свойственна сексуальность, она связана с их потребностью в привязанности: в контакте и близости, но в сокровенном, интимном смысле. Потребность в привязанности должна приобрести сексуальный оттенок, когда мы приближаемся к детородному возрасту. Это произойдёт в подростковом возрасте, как и должно быть. Проблема ещё и в том, что сексуализация следует за отношениями с ровесниками. Сексуальность не присутствует в иерархических отношениях. А ребенок должен быть вовлечен именно в такие отношения: уход за младшими братьями и сестрами, племянниками и племянницами, ориентация на бабушек-дедушек и родителей. Такие отношения не должны носить сексуального характера, так задумано природой и поддерживается культурой. Проблема в том, что деторождение осуществляется именно в отношениях с ровесниками. В нашем обществе, когда дети ориентируются на ровесников, они интерпретируют это так: «О боже, мы скоро будем готовы производить потомство», и так оно и происходит. Мы наблюдаем, как в этот процесс направляется всевозможная сексуальная энергия, даже у детей 5-7 лет, чего бы никогда не произошло, если бы дети занимали своё место в естественной иерархии. Таким образом, решением этой проблемы является перемещение детей в естественную иерархию привязанности, где взрослые за них отвечают, а сами они заботятся о младших. При таком подходе мы доберемся до истоков проблемы и ситуация сама выправится. Если мы не решим проблему с ориентацией на ровесников, не поменяем её направление, то и не сможем устранить гиперсексуальность. Нам надо устранить её причину, а не бороться с симптомами.
21. Почему мы кричим на детей
Многие из нас испытывают фрустрацию. Наши дети - это невероятный источник фрустрации. Сама жизнь - это источник фрустрации. Фрустрация движет атакующей энергией, поэтому если вам хочется на ком-то сорваться, закричать или что-нибудь стукнуть - это всё указывает на то, что вы испытываете фрустрацию. Вопрос в том, как мы справляемся с фрустрацией. Мы стараемся перестать кричать, но скорее всего, у нас это не получается, потому что мы боремся с симптомами. С таким же успехом можно требовать от маленького ребенка не драться. Так не выйдет. Хорошо, что у вас есть намерение не кричать, но фрустрация всё равно тревожит ребенка, ребенок её ощущает и эти вспышки ранят его чувства. Одного желания перестать недостаточно. Чтобы справиться с фрустрацией, нужно прочувствовать печаль о тех событиях в нашей жизни, которые мы не можем изменить. Нас преобразует то, что мы не можем изменить. Злость должна переходить в печаль. Если это редко происходит в нашей жизни или в жизни наших детей, если злость по разным поводам не переходит в печаль, то нас наполняет токсичная фрустрация. Тут ребёнку достаточно просто попасть нам под руку, и неожиданно для себя мы на него сорвёмся. Также очень важно находить баланс между нашими противоречивыми импульсами. Одна наша часть хочет накричать на ребенка, а вторая часть любит ребенка и не хочет его обидеть. Если мы в состоянии ощущать эти противоречивые чувства, то префронтальная кора головного мозга делает наше поведение гораздо более цивилизованным и сдерживает наши агрессивные порывы до тех пор, пока мы не прочувствуем печаль о том, что не можем изменить в нашей жизни. Когда вы чувствуете печаль, она в буквальном смысле изменяет вас. Вам гораздо меньше хочется что-то ударить, устроить скандал или сорваться на ребёнка.
22. Могут ли дети быть слишком привязаны к родителям?
В нашем обществе существует мнение, что ребенок может быть слишком сильно привязан. Ужасная мысль. Короткий ответ таков - абсолютно нет. Ребенок может быть слишком ненадежно привязан или слишком поверхностно. Если вы рассмотрите это на примере растений, то все становится очевидным. Может ли растение быть слишком привязанным? Нет. Растение может быть привязано своими корнями слишком ненадежно или привязано слишком поверхностно. Такие же аналогии верны и в случае с детьми. На мысль, что ребенок может быть слишком сильно привязан, нас наводят случаи, когда ребенок слишком озабочен удержанием привязанности. Ребенок постоянно думает о привязанности, когда он не может ею насытиться. Это похоже на физический голод. Ребенок думает только о еде, если он не был накормлен. Но разве стали бы мы говорить: «Нет! Ребенок слишком голоден!» Нет, конечно, мы бы так не сказали. Нашей задачей стало бы утолить голод, на котором сосредоточены все помыслы ребенка. То же самое происходит и с привязанностью. Если удовлетворить все нужды ребенка в привязанности, он освободится от постоянной озабоченности о ней. Второй источник нашего заблуждения, которое порождает миф о том, что ребенок может быть слишком привязан, - наше смешивание понятий привязанности с простым физическим контактом и близостью и физическим разделением. Мы считаем, что ребенок слишком привязан, если он не может расстаться с нами физически. На самом деле, истина в обратном. Если ребенок глубоко привязан через похожесть, важность, через чувство принадлежности, преданности, через эмоциональную близость или чувствует себя познанным, у него может быть много способов удерживать связь, будучи при этом разделенным физически. Это и есть ответ. Это всё равно, что утверждать, что супруг может быть слишком привязан к своей второй половине. Нет, можно быть слишком поверхностно привязанным или слишком ненадежно. Но чем глубже ребенок привязан, тем больше он может отделяться физически.
23. На что обратить внимание при выборе детского сада
Вопрос о детском саде остро стоит сегодня для многих родителей. Мы живем в обществе, где воспитание детей приходится разделять с другими людьми. Как сделать это наилучшим образом? Следует помнить, что главное условие воспитания - чтобы ребенок был привязан к тем, кто за него отвечает. Это дает нам основу, главный принцип. Мы должны встретить в детском саду таких воспитателей, к которым наш ребенок с легкостью привяжется, они должны быть открыты к этой привязанности. Дети должны передаваться ответственному взрослому, а не другим детям. Что ещё важно в детском саду - чтобы воспитатели заботились о сохранении привязанности к нам, потому что она очень важна. Мы должны быть способны передать воспитателям эстафету привязанности. Мы должны работать как команда переключения привязанности, передавая ребенка от одной привязанности к другой, при этом мы должны знать, что воспитатели говорят о нас в позитивном ключе. Они должны держать нас в мыслях, оставаясь с ребенком, тогда он не почувствует разделения. В современном мире больше нет расширенной семьи, в которой дети с рождения были привязаны к тем, кому предстоит о них заботиться, а эти люди были привязаны к родителям детей: дедушки, бабушки, тети, дяди и т.д. У многих из нас нет этих естественных нянь для наших детей. В наши дни, когда рождается ребенок, многим из нас самим придётся создавать деревню привязанностей, в которой ребенок будет воспитываться. Мы должны заблаговременно знакомить ребенка с его будущими воспитателями.
24. Несостоявшееся взросление
Несостоявшееся взросление - очень частая проблема, на которую жалуются многие родители. Но корни этой проблемы зарыты глубоко в нашей культуре. Мы не понимаем, каким образом мы можем помочь ребёнку в процессе индивидуации. Ответ на эту задачу актуален в любом возрасте ребенка. Это, прежде всего, удовлетворение не требований, а потребностей. А удовлетворение потребностей, в свою очередь, должно превышать необходимый уровень. Мы всегда должны давать больше, чем нужно ребенку. Если нужны объятия, они должны быть крепче обычных объятий. Если речь идет о словах «Я тебя люблю», то вы должны не просто сказать их в ответ. Так вы перехватываете инициативу. Всегда предлагайте больше, чем добивается ваш ребенок. Когда предложение превышает спрос и ребенок убеждается в этом на собственном опыте, именно тогда он расслабляется. Если бы мы только смогли с самых ранних лет ребенка воспользоваться этим секретом, найти в себе великодушие, чтобы давать больше, чем требуется; самим являться ответом даже для наших повзрослевших детей, потому что на самом деле они нуждаются в привязанности, принадлежности, чувстве значимости и эмоциональной близости, - если бы мы могли это сделать и быть великодушными, у нас намного лучше получилось бы сыграть роль проводника в процессе индивидуации наших детей, чтобы они смогли стать собой и отправиться в свободное плавание.
25. Являются ли тайм-ауты эффективным методом дисциплины?
Тайм-ауты являются огромной проблемой в современном воспитании. Многие родители используют их как панацею. Педиатры рекомендуют тайм-ауты, а изначально их советовали как замену телесным наказаниям, чтобы не нанести вреда детям. К сожалению, мы не осознавали, в чём на самом деле нуждаются дети, и что наиболее ранящим опытом для них является столкновение с сепарацией. Если бы мы знали и понимали это, мы бы не стали использовать этот метод в качестве наказания, как, собственно, и любой другой вид наказания, базирующийся на разделении. Потому что это чрезвычайно ранит детей. Эти наказания вызывают в детях очень сильное чувство тревоги. Примечательно то, что когда дети встревожены, они становятся осторожными и нам кажется, что мы поступаем правильно. Но на самом деле, когда мы пробуждаем в них тревогу, это провоцирует целый ворох проблем, связанных с тревожностью. И теперь мы получаем тревожность, проявляющуюся иными способами, потому что детям необходимо чувствовать себя безопасно со своими родителями. Другая эмоция, которая при этом возникает, -это настойчивое стремление к контакту. Ребенок хочет быть хорошим, он обещает, что никогда больше не будет этого делать. Это также кажется хорошим знаком, но мы не понимаем, что за этим стоит чувство опасности. И это последнее, за счет чего нам стоит добиваться чего-либо от ребенка. Это делает ребенка ответственным за контакт и близость. Когда мы отсылаем их в свою комнату, когда мы сами уходим, когда мы не разговариваем с ними, они ощущают это так, как если бы мы забрали у них приглашение присутствовать в нашей жизни. Это очень сильно их ранит. Еще одна эмоция, которая при этом возникает, это фрустрация. И она порождает проблемы с агрессией. В действительности она имеет огромное влияние. Она будоражит детей. Кто бы мог подумать, ведь мы отсылаем детей в их комнату, чтобы они там успокоились! Если бы наш супруг отослал нас в комнату подумать, только представьте, какие сильные эмоции мы бы испытали. В результате всего этого, если в близких отношениях возникает сепарация, то мозг может изменить направление у инстинкта привязанности. Мы называем это защитным отчуждением. Ребенок начинает сопротивляться контакту и близости: «Уходи, я тебя не люблю, не трогай меня». Это очень разрушительно влияет на отношения. Подводя итог, - нет, тайм-ауты не являются эффективным методом. Мы не должны даже рассматривать какую-либо форму дисциплины, основанную на сепарации. Нам нужно дать детям понять, что отношения важнее, чем проблема, а не то, что отношения под угрозой.
26. Помогаем детям стать сильной личностью
В нашем обществе распространено мнение, что в определенный момент жизни сверстники должны заменить родителей. Будто это такая стадия развития: до поры до времени родители считаются наиболее важными, а затем наиболее важными становятся сверстники. Такая позиция уводит от главного: родители должны играть самую важную роль в жизни ребенка, чтобы сформировалась привязанность, чтобы была утолена потребность в зависимости. Что должно со временем заменить родителей? Только не сверстники. Вместо привязанности к родителям у ребенка должно появиться чувство себя - индивидуальность, осознание собственной личности. Это всегда было самой главной задачей. Мы знаем об этом уже более 100 лет, с тех пор как на рубеже XIX-XX веков появилась психология подросткового периода. Проблемы появляются, если происходит преждевременное замещение родителей сверстниками, равнение на которых подавляет индивидуальность. Развитие идет в противоположном направлении. Ребенок теряет чувство себя, самосознание, свои собственные мысли, идеи. Он берет все от сверстников, и это наихудший сценарий, потому что он приводит, как мне кажется, к невероятной незрелости нашего общества. Поэтому короткий ответ на этот вопрос таков: нет, никогда сверстники не должны замещать родителей. Родителей ребенку может заменить только развитие его собственной индивидуальности, индивидуальности настолько сильной, что она сможет сохранить себя даже в кругу сверстников и которую будет невозможно подавить.
27. Подростки и ровесники
Для подростков является естественным отстраняться от родителей, но является ли это здоровым проявлением или нет, зависит от причины. Наиболее здоровым основанием является то, когда подросток хочет стать отдельной личностью, хочет принимать свои решения, иметь свое собственное мнение, собственные цели. Иногда подростку становится тесно в привязанности, и он начинает отталкивать ее от себя. Это лучший из всех возможных стимулов. Таково естественное развитие. Это важно. К сожалению, многие из наших подростков отстраняются по нездоровым причинам. Ровесники заменяют родителей в их жизни. Они вращаются вокруг своих сверстников, ища у них ответов, ориентируясь на них в том, что делать, как действовать. Я называю это ориентацией на сверстников. Когда наши подростки становятся ориентированными на сверстников, они перестают вращаться вокруг взрослых, которые ответственны за них. Это абсолютно неверная причина, чтобы отстраниться от нас, потому что сверстники не могут воспитывать друг друга. Чтобы вырастить наших детей, нам необходимо сохранять привязанность с ними. Мы должны быть способны удерживать их до тех пор, пока они не будут готовы войти в мир как отдельные существа.
28. Как вести себя при травле
К сожалению, травлю сложно остановить, просто сказав: "Перестань", или пытаясь противостоять обидчику. Она коренится глубоко в инстинктах и эмоциях. В силах родителей сделать всё возможное, чтобы их ребенок не слишком сильно ориентировался на сверстников. Когда дети тянутся к ровесникам в поисках контакта и близости, некоторые ровесники могут извлекать выгоду из этой потребности, выгоду из слабости, из уязвимости, подавляя вашего ребенка, принижая его. Чем меньше ребенок ориентирован на сверстников, тем больше он защищен от этих нападок. Наиболее значимым является то, что ваш ребенок защищен сильной эмоциональной связью с вами. Чем больше вы значите для ребенка, тем менее важно для него, что другие люди думают о нем. Это ваша основная защита. Если старший брат или сестра подавляют младшего, вы должны убедиться, что для младшего ребенка вы имеете наибольшую значимость. Вы для него самый важный человек, и это защищает ребенка от отвержения, которое он может испытать где-либо еще. И еще: вам необходимо заботиться о том, чтобы сохранять сердце ребенка мягким, чтобы он мог почувствовать тревогу. Мы все сталкиваемся с обидчиками в нашем мире, и если у нас правильно работает система оповещения об опасности, мы можем избежать того, что может причинить нам вред. Испытывать страх естественно. Нормально чувствовать себя не в безопасности. Если мы способны увидеть, откуда приближаются неприятности, то, скорее всего, мы сможем их избежать. И последнее: детям необходимо плакать. Им необходимы слезы и чувство печали. С их помощью появляется жизнестойкость. Они должны выплакать свои горести в наших руках. Иногда мы так переживаем, так боимся, мы так хотим изменить их мир, мы не осознаем, что если у них есть слезы по поводу того, что они не могут изменить, они становятся более устойчивыми к этим событиям и раны не проникают так глубоко. В конечном счёте, если ваш ребенок все еще подвергается нападкам, и вы думаете, что это больше, чем он может вынести, вам как родителям важно принять меры, чтобы оградить его от этой ситуации. Многие из нас ожидают, что школа примет меры, но она не в состоянии это сделать. Именно мы, родители, должны вступиться.
29. Как справляться с импульсивным поведением
Все мы рождаемся импульсивными. Таков природный замысел. Мы должны для начала научиться испытывать эмоции по одной. Это как со зрением: сначала глаз воспринимает одиночные сигналы, потом они смешиваются, и мы получаем целостную картину. Поначалу работает одно полушарие мозга в единицу времени - до тех пор, пока оба полушария не разовьются достаточно и пока между ними не появится связующее звено - мозолистое тело. То же самое происходит с одной конкретной эмоцией в единицу времени. C каждой эмоцией мы чувствуем желание сделать что-то - появляется импульс. Поэтому когда мы называем детей импульсивными, то подразумеваем, что они испытывают одну эмоцию за раз. И так и должно быть. Смешивание эмоций происходит в префронтальной коре головного мозга, нашей смесительной чаше, но этот процесс становится возможным в возрасте не ранее 5-7 лет, и мозг должен быть достаточно развит для этого. Ребенку нужно чувствовать свои эмоции, чтобы иметь мягкое сердце, смешивание чувств должно ему в этом помогать. Вы сами поймете, когда это начнет происходить, потому что ваш ребенок будет говорить: “Часть меня чувствует это, а часть меня то“, «Я очень злюсь на тебя, мамочка, но не хочу делать тебе больно», «Я жду - не дождусь школьного спектакля, но боюсь, что надо мной могут смеяться». Вы на самом деле увидите у него внутри это эмоциональное разногласие. Когда это произойдет, это и будет началом самоконтроля. И это прекрасный процесс. У чувствительных детей он начинается позже, чаще всего не ранее 7-9 лет. При неблагоприятных условиях - я на протяжении нескольких лет работал с несовершеннолетними преступниками - размер их префронтальной коры остаётся как у четырехлетнего ребенка, то есть такие дети импульсивны по умолчанию. Импульсивность всегда указывает на незрелость и недостаточное функционирование префронтальной коры. Хорошая новость состоит в том, что тут не бывает слишком поздно. Плохая новость в том, что нужно начинать с самого начала. Это как мышца, которая растет во время тренировок. Как родители мы должны быть терпеливыми - наши дети перерастут импульсивность, если мы создадим благоприятные для роста условия. Они должны испытывать все свои чувства - это очень важно - но они чувствуют только что-то одно за раз. Если ваши дети еще маленькие или очень чувствительные, наберитесь терпения - природа сделает свое дело, ведь у нее есть решение большинства проблем, с которыми мы сталкиваемся в детстве.
Смотреть ВИДЕО на английском -
http://www.kidsinthehouse.com/video/kids-who-are-peer-oriented-vs-parent-oriented Переведено в сообществе "Заботливая альфа"