Оригинал взят у
femina_vita в
Психологические характеристики абьюзера. Часть V - Лживость. В Библии сказано: "Возлюби ближнего, как самого себя". Отношение к другим людям определяется отношение человека к собственной личности, к самому себе. Отношение к другим людям не только выступает важной частью характера, но и составляет основу формирования сознания личности.
Любовь к себе, хорошее отношение к себе не имеет ничего общего с эгоизмом. В первую очередь, это забота о себе. Человек чистит свои зубы утром и вечером, потому что хочет, чтобы они как можно дольше служили ему. Это забота о здоровье зубов. Человек старается вести здоровый образ жизни, потому что хочет прожить активную и радостную жизнь. В заботе абсолютно нет ничего мимишного, что попадает под определение "любить"= эгоизм. Забота - это ежедневный, монотонный, часто изматывающий труд. Истинная мать сурова и непреклонна в своей заботе - она заставляет ребенка делать то, что для него полезно (те же зубы чистить два раза в день). Истинная любовь к себе сурова - это воспитание и принуждение делать "правильные" вещи. Когда человек научается любить себя, что равно забоится о себе, то он становится способен и на любовь к своему ближнему. Перескочить через это невозможно. А душа человека нуждается в воспитании так же сильно, как ум и характер. Но далеко не каждому доступен этот более глубокий уровень заботы - забота о своей душе. А у людей, создающие ситуации абьюза, встреча со своей душой попросту не происходит.
"...не только другие, но и мы сами являемся "объектом" наших чувств и установок; наши отношения к другим и к самим себе не только не противоречат друг другу, но по сути своей связаны.[...]
Отсюда следует, что мое собственное "Я" должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек. [...]
Эгоист интересуется только собой, хочет, чтобы все было только для него, испытывает наслаждение, только получая, но не отдавая. Он воспринимает внешний мир только с точки зрения того, что он может из него извлечь, его не интересуют потребности других, он не уважает их достоинство и целостность. Он ничего не замечает кроме себя; он судит обо всех и обо всем с точки зрения полезности для себя; он в принципе не способен любить." (с) Э. Фромм "Искусство любить"
"Эгоизм и любовь к себе отнюдь не равнозначны; более того - они противоположны. Эгоист любит себя скорее слишком мало, чем слишком много. В действительности он себя ненавидит. Этот недостаток заинтересованности в себе самом и заботы о себе, которое есть лишь одно из проявлений не плодотворности личности, опустошает и фрустрирует его. Он неизбежно несчастен и лихорадочно стремится урвать от жизни те блага, доступ к которым сам себе закрывает. Кажется, что он заботится о себе слишком много, но на самом деле он всего лишь делает неудачные попытки восполнить недостаток заботы о собственном Я. Фрейд считает, что эгоист склонен к нарциссизму; он как бы отобрал у других свою любовь и направил всю ее на свою личность. Верно, что эгоист не способен любить других, но он не способен также любить и себя." (с) Э. Фромм "Искусство любить"
"При нарциссической ориентации человек переживает как реальное лишь то, что существует внутри него, в то время как явления внешнего мира лишены реальности сами по себе, а переживаются лишь поскольку могут быть полезны или опасны для этого человека. Нарциссизму противостоит объективность; это способность видеть людей и вещи такими, какие они есть, объективно, и уметь отделять эту объективную реальность от той, которая складывается под влиянием собственных страхов и желаний. [...]
Способность судить объективно есть разум; эмоциональная установка, стоящая за разумом, есть установка скромности. Быть объективным, пользоваться своим разумом становится возможным, только если достичь установки скромности, если избавится от детских мечтаний о всезнайстве и всемогуществе."(с) Э. Фромм "Искусство любить"
Способоность судить объективно у абьюзера неразвита. Ведь увидеть реальность своих поступков и поведения равно столкнуться с собой уродливым, имеющим дефицитарность, ущербность личности. Один из механизмов избегания встречи с собой - это ложь.
Лживость является такой же определяющей чертой характера абьюзера, как садизм.
Лживость - это поведение, в основе которого лежит ложь, обман, полуправда.
Лживость - это индивидуально-психологическая особенность, выражается в сознательном искажении действительного положения вещей, в стремлении создать неправильное впечатление о фактах и событиях. противоречит общечеловеческим требованиям, вытекающим из потребности иметь правильное представление об обществе, о поступках окружающих, о жизненных обстоятельствах. От лживости нужно отличать искаженные представления следствие недоразвития мышления, неумения разграничить желаемое и действительное (у детей - "мнимая лживость"). Особый случай составляет лживость патологическая, обычно сопряженная с некритической верой в реальность выдуманного. Как общественное явление лживость обычно наблюдается в обстановке взаимной враждебности, конкуренции и подозрительности. Дифференциация лживости и оценка ее конкретных проявлений возможны при условии правильного понимания ее мотивов и причин. Как тип отношений и психологическая черта лживость преодолевается в результате воспитания, основанного на доверии между воспитанниками и воспитателями. (с)
Как говорил знаменитый доктор Хаус: "Все лгут" (с).
Чем отличается ложь обычного человека от лжи абьюзера?
Ложь обычного человека направлена на то, чтобы выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. Ложь абьюзера всегда преследует выгоду, она направлена на порабощение человека, выбранного на роль жертвы. Именно поэтому такая ложь, когда вскрывается, приносит огромное количество душевной боли и поражает... цинизмом.
Цини́зм или цини́чность (др.-греч. Kυνισμός) - откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности, отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности, к официальным догмам господствующей идеологии. Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых моральных ценностей.
Мировоззрение, воспринимающее этические ритуалы как мешающие или избыточные для решения практических задач, отрицающее такие мотивы поведения, как сострадание, жалость, стыд, сочувствие и др. как несоответствующие личному интересу.
Цинизм в убеждениях и поведении характерен для людей, готовых прибегать к любым средствам для достижения своих личных целей. (с) Википедия.
Поведение человека определяется его мышлением, уровнем и глубиной развития сознания, его мировоззрением. Для абьюзера лгать так же нормально, как дышать. Ложь необходима ему для порабощения жертвы, через ее объективизацию, а так же ложь необходима ему для выработки конструктов для самоутешения, оправдывающего гнусные и циничные поступки.
Абьюзер лжет ВСЕГДА! Лжет непрерывно. И, чаще всего, из-за расщепленной психики, он сам верит в эту ложь. То есть агрессор реально видит свою партнершу (включая поступки и поведение) уродливой, недостойной, ужасной, когда находится в первой фазе цикла насилия "Накопление раздражения." А после эскалации насилия и слива своего дерьма избавления от негативных, фрустрирующих чувств, и перехода в другую часть своего Я ("надеющееся Я"), он снова верит в придуманные "хорошие" образы о своей партнерше, проживая третью фазу насилия - "Встреча надеющихся Я". Но это длится ровно до момента, пока жертвой не будет принято решение "понять-простить-принять". Как только партнерша прошла через этот шаг, начинает копится раздражение.
В ситуации абьюза жертва сталкивается с огромным количеством лжи:
- ложь о самой жертве (внешности, качествах личности, способностях и навыках, качестве сделанной работы, о качестве выполняемых социальных ролей и т.д.) - это можно назвать неконструктивной критикой, разрушающей личность человека, и подрывающей веру в себя.
" Еще одна форма невротической любви - использование проективных механизмов, для того, чтобы уйти от своих собственных проблем и вместо этого занятся "недостатками" и "слабостями" "любимого" человека" (с) Э. Фромм "Искусство любить"
- ложь о событиях и фактах объективной реальности (отрицание фактов, поступков, которые имели место быть, искажение фактов)
- примитивная ложь, которую абьюзер применяет ради достижения сиюминутной выгоды. Подробнее можно посмотреть здесь
http://ru-dark-triad.livejournal.com/53351.html Огромное спасибо
sirin_from_shrm за перевод этой статьи!
Лгут абьюзеры для того, чтобы погрузить жертву в токсичный стыд и вину. Чем отличается обычный стыд и вина от токсичных?
Обычный стыд и вину человек испытывает за свои неблаговидные поступки и поведение, а токсичные стыд и вину человек испытывает за поступки Другого. Печально то, что токсичные стыд и вина активируют в человеке мышление жертвы:
- со мной так поступили, потому что я плохой человек (более мягкий вариант - недостаточно хороший);
- со мной так поступили для моей же пользы;
- со мной иначе поступить было нельзя.
Для того, чтобы выбраться из этого состояния, хочу предложить жертвам абьюза создать дневник памяти, где будут записаны факты и события реальной жизни, которые абьюзер совершил по отношению к вам (и детям).
А манипулировать сознанием достаточно легко. Предлагаю ролик для иллюстрации (содержит ненормативную лексику).
К слову, манипулировать сознанием абьюзера тоже просто, но вряд ли стоит тратить себя и свою жизнь на это, потому что ложь разрушает душу не только того кому солгали, но и того, кто лжет.
Берегите себя!
Click to view