Добрачный секс не вызывает у россиян неприятия, зато адюльтер и гомосексуальные отношения по-прежнему считаются аморальными.
В преддверии Дня святого Валентина Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, как за 25 лет изменились ценностные установки россиян относительно добрачных половых связей, измен и гомосексуальных отношений.
За 25 лет, прошедших с распада СССР, нравственные установки граждан в отношении половых связей изменились не сильно. Большинство опрошенных по-прежнему осуждают супружеские измены (67% в 1991 г. и 71% в 2016 г.). Причем данной позиции придерживаются как женатые (73%), так и холостяки (71%), мужчины (71%) и женщины (71%), молодежь (75% среди 18-24-летних) и пожилые люди (75%). Доля тех, кто относится к адюльтерам довольно снисходительно, снизилась: с 25% до 20%, соответственно.
В то же время в добрачных интимных отношениях наши сограждане в большинстве своем как во времена перестройки (67%), так и в наши дни (74%), не видят ничего предосудительного. Согласно данным одного из прошлых исследований, наиболее оптимальным возрастом для этого считается 18-19 лет. Не приемлющих добрачный секс стало меньше: с 26% до 19% всех опрошенных. Можно выделить группы людей, настроенных наиболее радикально: это вдовцы (38%), люди пенсионного возраста (39%), жители сел (25%).
Неприятие гомосексуальных связей в обществе за эти годы не только не ослабло, но, напротив, усилилось: с 71% до 81%. Большинство также отказывает людям одного пола в праве вступления в официальный брак. Толерантность к однополым связям сегодня проявляют 12% (в 1991 г. - 15%), заметно чаще молодежь (25%), жители Москвы и Петербурга (21%).
Директор по коммуникациям ВЦИОМ Алексей Фирсов: «Российский традиционализм имеет свою специфику. Он менее привязан к внешним нормам, чем, к примеру, в ряде стран Востока. Поэтому осуждение измен или гомосексуализма вполне сочетается с либеральным принятием добрачных отношений. Юридические нормы это одно, а как «по сути» - совсем другое. Каркас гендерных связей держится, скорее, на внутреннем уровне. Поэтому понятие измены легко распространяется и на отношения, которые не закреплены официальным браком, а верность остается базовым этическим принципом. Для данного типа культуры также свойственно отсутствие четкой границы между социальной и более фундаментальной биологической нормой: отсюда такое решительное неприятие гомосексуализма, при отсутствии правовых, да и культурных ограничений».
Весь текст:
Пресс-выпуск ВЦИОМ № 3037, 12 февраля 2016 г.
http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115581