(Годичной давности текст из недр Facebook.)
В Рождество посмотрел "28 панфиловцев" - наверное, самый абстрактный фильм про ВОВ, который я видел. Нет ровным счетом никакой идеологии, ни советской, ни перестроечной: Сталин не упоминается вовсе, вместо СССР герои защищают "Россию" и "отечество", мимоходом проиллюстрированное двумя дедушками в ушанках.
Интересно, что в начале герои обсуждают не существующий еще фильм "7 самураев" (и заодно его американский ремейк), как бы ставя свое творение в один ряд с классикой. И это, пожалуй, зря - контраст между фильмами разительный, и совсем не в пользу "панфиловцев". У Куросавы за сюжетом про tower defense в отдельно взятой японской деревне угадывался фон совсем другого масштаба, история про конец эпохи: самураи побеждали в бою, но проигрывали исторически, как сословие, и в этом была кульминация. При этом каждый из главных героев чем-то запоминался, и когда они говорили, диалоги были уместными (с поправкой на условности старого кино).
"Панфиловцы" - по сути, противоположность фильма Куросавы. Задний фон отсутствует, весь контекст ВОВ сведен к одному окопу, а единственный взгляд на войну, предлагаемый авторами, это взгляд из данного окопа на врага. Диалоги наполовину состоят из абстрактных идеологических рассуждений, и выглядят, как вложенная в слова персонажей авторская речь. Сами панфиловцы воспринимаются как единое целое - фильм построен так, что следить за каким-то конкретным персонажем почти невозможно. На общем фоне выделяется лишь политрук, но и он не столько человек, сколько персонификация подвига. Даже умирает он именно только, когда герои победили, и умирать уже "можно". И вполне вероятно посмотреть фильм, не запомнив имени ни одного из героев.
Если "наши" обезличены фигурально, то "фашисты" лиц лишены уже в самом буквальном смысле.
Скрывающее их черные повязки делают врагов похожими на пришельцев, и для хелгастов из Killzone не хватает только красных глаз. Немцы-инопланетяне разъезжают по России на своих марсианских танках со злыми свастиками, перекидываясь чуждой, никак не переведенной речью. И пачками лезут к окопам, протягивая к панфиловцам свои сжимающие шмайсеры тентакли. А герои встречают инопланетных захватчиков огнем пулемета "Максим". И, победив, перед титрами превращаются в памятник.
В целом "28" - это не только "анти-идеологическое", но и "анти-авторское" кино, которое, отказавшись от выражения идей и позиции, в попытках охватить и сплотить наиболее широкую аудиторию ищет "наибольший общий делитель" патриотизма.
И его лучше, конечно, рассматривать сам по себе или сравнивать с современным российским "военным" кино вроде михалковского "Предстояния". И нашедшим в ВОВ новое золотое дно создателям сериалов-однодневок про то, как постепенно округляющийся Гоша Куценко играет в "контрстрайк" с умственно отсталыми немцами.
На этом фоне у "28" есть одно преимущество, - этот фильм можно смотреть.