Позавчера дочитала "Темную башню". Я, если честно, всегда с осторожностью начинаю читать циклы романов: все время боюсь, что увлекусь сюжетом, прирасту душой к героям, а автор возьмет и испишется к третьей книге, или начнет чудить, убивая героев без разбору. В случае с Мартином именно так и произошло. Жду следующей книжки только потому, что интересно: кто же вообще останется вживых?
Так вот. Первая книга имеет ретроградное течение, я такое читала впервые, сперва казалось очень специфично, а потом как затянуло... Читала запоем, складывалось ощущение, что я тоже смотрю в ненайденную дверь и глазами Роланда вижу, чувствую то, что он чувствует. И хочу сказать, что бОльшую часть цикла мне было страшно.
Он - стрелок, человек, чья работа - свинец. И эту работу он выполняет безупречно. Он идет к своей цели, теряя любимых. И все семь книг один вопрос: а стоит ли игра свеч? Что это за цель, ради которой можно отрывать от сердца кусок за куском снова и снова, испытывая такое беспросветное одиночество, что даже у меня холодело сердце? И каким надо быть человеком, чтобы просто сказать: "Это ка. Ка - как колесо. Ка - как ветер." Сколько боли может выдержать человек, опираясь на такое объяснение?
И вот он идет, встречает, теряет, убивает. Идет к своей Темной башне. Темная башня - основа всех миров, она зовет его, манит, поет, посылает знаки и сны, плачет. Спекулирует положением, я бы сказала. Как капризная стерва. Он спасает ее, оставшись совершенно один. Он идет к ней, изможденный, истерзанный горем, наконец, достигает своей цели... И возвращается на исходную точку... Сизифу и то легче.
Стивен Кинг настойчиво предлагает читателю остановиться на подходе к Башне и оставить Роланда наедине с ней. Меня, разумеется. такой подход не устраивает, потому что я по ходу романа так же находила и теряла, плакала и радовалась, я тоже заслужила зайти внутрь. И, знаете, ни один другой финал не поразил бы меня так, как этот. Я даже простила Кингу то, что в последней книге все действо уж очень скоро и предсказуемо разворачивается. Потому что никакого хэппи, и даже никакого энда. Все, чего можно было желать Роланду, это покоя. Я от всей души хотела, чтоб он ступил на пустошь в конце тропы и встретил там всех, кого потерял, всех, кто составлял смысл его жизни. И вот она, бесконечная несправедливость вселенной и беспомощность смертного в борьбе с ней. Потому что ка - как ветер...
Мне интересно, была ли у Кинга аллюзия на "Маленького принца"? Потому что у меня некоторые параллели проводились. Я бы даже назвала весь цикл более жесткой версией отношений принца и розы.
В целом, хочу сказать, очень сильная книга. Заставляет думать о многом.