Nov 29, 2017 23:16
Сразу два масштабных проекта концессионных соглашений, перспективная реализация которых позволит коренным образом изменить практически всю систему тепловодоснабжения, обсуждаются сегодня в Нижнем Тагиле. Предполагается, что модернизацией подготовки и подачи холодной питьевой воды займется российско-венгерская фирма "Уральская водная компания" (УВК), и в этом случае вернуть вложенные в проект миллиарды рублей инвестор сможет либо за счет бюджетных средств, либо путем увеличения тарифов на воду. Договор же в отношении объектов теплоснабжения с администрацией города готово заключить АО "Облкоммунэнерго". Условия данного концессионного предложения по ряду веских причин будут согласовываться вплоть до марта 2018 года.
Концессионное соглашение с российско-венгерским предприятием «Уральская водная компания» администрация Нижнего Тагила планирует заключить уже в конце текущего года. Пока же обе стороны подписали протокол о совместных действиях.
В целом контракт на 12,5 млрд рублей (около 200 млн евро) подразумевает строительство нескольких очередей станции водоподготовки и очистки. Первые объекты могут появиться в городе уже в 2019 году, окончательно соглашение надеются реализовать к 2022 году, когда город будет праздновать свое 300-летие. По словам гендиректора УВК Сергея Хвана, «подписанный протокол - это официальное подтверждение ранее существовавших договоренностей между компанией и администрацией Нижнего Тагила».
Тем не менее, отмечают эксперты, при реализации своих идей стороны могут столкнуться с трудностями из-за несовершенства российского законодательства.
«Концессионные соглашения подписываются не только муниципалитетом и инвестором, но также правительством региона. Чтобы такое соглашение состоялось, необходимо, чтобы все три стороны оговорили тариф на 30 лет при вхождении инвестора в город. Это самая большая проблема, потому что сегодня есть формальное ограничение роста коммунальных платежей на 4 процента в год, что, наверное, правильно, с точки зрения гражданина. Но в данном случае гражданина никто не спросил, что он хочет», - заявила исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова. Иными словами дальнейшее развитие событий будет во многом зависеть от того, сумеет ли муниципалитет согласовать с инвестором тот рост тарифов, который сможет покрыть издержки концессионного соглашения.
Несколько иной точки зрения придерживается мэр города Сергей Носов. На состоявшейся еще летом пресс-конференции градоначальник заверил, что населению платить больше не придется, так как существующие сейчас потери при доставке воды «фактически ложатся на плечи потребителя». Кроме того, согласно поправкам в законодательстве о концессионных соглашениях, возврат средств инвестору не возбраняется производить и за счет бюджетных средств.
Вот только в местной городской казне таких денег нет и не предвидится, а готов ли на дополнительные долговые нагрузки субъект федерации - неизвестно. Ведь в итоге возвращать придется не 12 миллиардов рублей, а почти 20. С учетом тридцатилетней длительности концессионного соглашения и издержек при получении необходимого банковского кредита.
С другой стороны, никаких иных способов решения в Нижнем Тагиле проблемы полноценного питьевого обеспечения пока тоже нет. Сейчас город снабжается водой из Черноисточинского и Верхне-Выйского водохранилищ, где содержание вредных веществ превышает допустимые нормативы.
В стадии обсуждения находится и проект соглашения с «Облкоммунэнерго». Согласно постановлению администрации города № 2801-ПА от 21.11. 2017, заключение концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения признается возможным, но на иных условиях. Каких именно - обе стороны не уточнили.
На протяжении многих лет тепловодоснабжение жилфонда города осуществляют местные предприятия: МУП «Нижнетагильские тепловые сети» (НТТС), пребывающие в стадии банкротства МУП «Тагилэнерго» и МУП «Горэнерго».
Попытки оздоровления финансовой ситуации коммунальных МУПов ни к чему не привели. Так, например, одним из главных кредиторов «Тагилэнерго» является ЕВРАЗ НТМК. В 2011 году руководство пребывающего в стадии банкротства предприятия в лице конкурсного управляющего Владимира Черных, заручившись поддержкой действовавшей тогда административной команды градоначальницы Валентины Исаевой, в судебном порядке признало предъявленные НТМК претензионные долговые обязательства на сумму в несколько сотен миллионов рублей и подписало мировое соглашение. Согласно принятому к исполнению документу, значительная часть имущественного комплекса «Тагилэнерго» (муниципальные котельные) перешла в собственность НТМК, что, впрочем, не предполагало ликвидацию «Тагилэнерго» как самостоятельного предприятия. «В целях сохранения профиля коммунального предприятия все имущество, которое получит металлургический комбинат, одномоментно передается МУП «Тагилэнерго» на праве дальнейшей аренды», - утверждалось в тексте мирового соглашения. При этом полностью расплатиться с кредитором предприятию так и не удалось.
Несколько лет пребывает в стадии банкротства и «Горэнерго». В марте 2014-го предприятие признали несостоятельным и было открыто конкурсное производство. По решению арбитражного суда эта процедура продлена до начала февраля 2018 года. Один из главных кредиторов МУПа - Уралвагонзавод, в пользу которого Арбитражный суд Свердловской области в августе текущего года постановил взыскать 2,4 миллиарда рублей за поставленный, но неоплаченный теплоноситель.
Впрочем, не все так просто. Обеспечение теплом и горячей водой жителей Дзержинского района, даже при дальнейшей ликвидации предприятия - поставщика этих услуг - «Горэнерго», должно продолжаться в прежнем объеме. В соответствии с некими договоренностями между руководством муниципалитета, УВЗ и МУП, предполагалось вменить эти обязанности предприятию «Нижнетагильские тепловые сети». Но не упомянутому выше МУПу, а новоявленному ООО с таким же названием.
«Рассмотрев обращение директора Нижнетагильского муниципального унитарного предприятия «Нижнетагильские тепловые сети» А.А. Обельчака, в целях обеспечения населения тепловой энергией, руководствуясь Гражданским кодексом Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Нижний Тагил, утвержденным Решением Нижнетагильской городской Думы от 19.11.2015 № 39 (в редакции Решений Нижнетагильской городской Думы от 26.05.2016 № 32, от 30.06.2016 № 44, от 27.10.2016 № 54), Уставом города Нижний Тагил, постановляю: 1. Дать согласие Нижнетагильскому муниципальному унитарному предприятию «Нижнетагильские тепловые сети» на участие в обществе с ограниченной ответственностью «Нижнетагильские тепловые сети...» - гласит текст постановления мэрии № 2472-ПА, подписанного Сергеем Носовым.
Но странности с одинаковым названием двух разных предприятий на этом не закончились. Постановление, уточним, было подписано 11 октября 2017-го, и именно в этот же день появилась официальная информация о переводе директора МУП «НТТС» на другую работу, никак не связанную ни с МУП «НТТС», ни с его тезкой ООО.
Никакого «подвоха» здесь нет, заверил теперь уже тоже бывший замглавы Нижнего Тагила по горхозяйству Константин Захаров, «ООО создавалось для возможной передачи имущества от «Горэнерго», а передавать МУПу было бы не правильно». Наверное, с этим нельзя не согласиться: у муниципального предприятия безубыточный период деятельности уже закончился, а одноименное общество ограниченной ответственности с уставным капиталом в 10 000 рублей производственная жизнь началась буквально с чистого листа.
Как бы то ни было, ни один концессионер в данном случае без производственной базы топливно-энергетического комплекса работать не сможет, поэтому так называемые иные условия мэрии и касаются в первую очередь находящегося у коммунальных банкротов в хозяйственном ведении имущества.
«Сложившуюся ситуацию сложно комментировать, поскольку пока что нет однозначного мнения. Сейчас происходит первый обмен мнениями, обсуждаются возможные варианты. Лично мое мнение о концессии таково: сегодня практически все наши ресурсоснабжающие организации работают, накапливая долги, или с трудом выходят на уровень самоокупаемости. Мы находимся в патовой ситуации. С одной стороны, есть необходимость обновлять основные фонды теплоснабжающих организаций. С другой, нет источника для этого обновления. К тому же все это усугубляется плохой собираемостью платежей с конечных потребителей. Еще раз повторю: обновлять фонды НАДО. И концессия, на мой взгляд, - выход из кризиса. Однако и здесь, как говорится, семь раз отмерь - один раз отрежь», - прокомментировал рассматриваемые проекты председатель комиссии гордумы по вопросам ЖКХ Денис Корякин.