"34 Поэтому, вот, Я посылаю к вам пророков и мудрых и книжников; иных вы убьете и распнете, иных будете бичевать в синагогах ваших и гнать из города в город;35 да придёт на вас вся кровь праведная, проливаемая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахии, которого вы убили между храмом и жертвенником." От Матфея,глава 23.
.
.Священник Павел Адельгейм.
. "...Вот почему символом духовного запустения и культурного одичания Русской земли смотрятся заброшенные и осквернённые храмы.
Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,
Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей (Н. Рубцов «Я буду скакать»)
Ослепшими глазницами глядят они сегодня на торжество, смиряя наше ликование. Печаль сопутствует всякому юбилею. С возрастом мы не только приобретаем. Каждый юбилей подводит итог историческому периоду, за который много пройдено путей и много сделано ошибок. В этих храмах нет ни икон, ни Престола. Умолкли хоры и нет молящихся. Их лишили содержания и превратили в «памятники старины». Что бывает с телом, когда из него уходит дух? Оно умирает. Только формы, по прежнему возносящие к небу израненные купола, напоминают, что здесь некогда обитал Дух Божий, созидая человеческие души. «Бывшие» храмы стоят свидетелями величия ушедшей культуры. Стоят как надгробные плиты, как кресты над могилами.
Так что же, отрёкся русский народ своих крещальных обетов? Или на время забыл о своих духовных ценностях в погоне за благами цивилизации? Апостол Павел видел в храме образ человеческой души: «Разве вы не знаете, что вы- храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм - вы»(1Кор.3, 16-17). Жизнь храма связана с нравственным состоянием человеческой души. Много примеров тому мы видим в библейской истории. Когда Израиль забывал Бога и служил иным богам, он утрачивал храм, а порой и Отчизну. Заброшенные храмы свидетельствуют о духовной опустошённости и культурном одичании русских людей. Душа народа веками собирает свои духовные ценности, как храм хранит свои святыни. Так происходит становление культуры и национального духа. Идеи социальной справедливости, свободы и равенства, которые составляют предмет гражданской гордости, выросли не на пустом месте. В их основе лежат добродетели, выношенные многовековой культурой: милосердие и великодушие, воздержание и терпение, благородство и честь, целомудрие и верность. Эти понятия забылись, превратились в «устаревшие» слова, звучащие старомодно и смешно для современного слуха. Увы, и сами понятия свободы, равенства и социальной справедливости, лишившись своей культурной основы, повисли в нашем сознании ни на чём. На место отвергнутых ценностей просачиваются ненависть и нетерпимость, зависть и подозрительность, равнодушие и недобросовестность. Христос называет это «мерзостью запустения на святом месте»(Мф. 24, 15).
Лишь один путь ведёт к возрождению вещественных и нерукотворных храмов. Когда Израиль оставлял нечестие и приносил Богу покаяние, Бог возвращал народу Свою милость. Народ возрождался и обретал храм. «Восстановить» разрушенный храм означает не только «отремонтировать». Храму необходимо вернуть его сакральное и просветительное значение, что бы он снова стал «источником воды, текущей в жизнь вечную»(Ин.4, 14). В этом миссия храма.
Когда опустошённая человеческая душа обретёт забытые святыни, она станет «светом миру и солью земли»(Мф.5,13-14). В этом миссия христианина.
Сегодня мы радуемся и печалимся. Радуемся, ибо нам много было дано. Печалимся, что мы мало сохранили. Но в печали, как и в радости оживает надежда. «Радуюсь- пишет апостол, - что вы опечалились к покаянию. Ибо печаль по Боге производит неизменное покаяние ко спасению»(2Кор.7, 9-10). Через покаяние пролегла дорога к возрождению каждой человеческой души и всего русского народа."
Из проповеди о.Павла -
http://adelgeim.livejournal.com/ .
Click to view
.