АПОКАЛИПСИС.
Выборочно:
Согласие на принятие цифрового идентификатора и новых документов является грехом. Священное Писание прямо говорит, что принявший начертание на челе своем или руке своей <…> будет мучим <…> огнем и серою <…> во веки веков (Откр. 14, 9-11), что «имя зверя» на тело человека будет наносить не антихрист, а его предтеча (см.: Там же. 13, 11-18), и что рабы «отца лжи» (см.: Ин. 8, 44) употребят всевозможные уловки (см.: Откр. 13, 14), чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мк. 13, 22).
Священномученик Ипполит Римский говорит: «Прельщает [лжепророк] тех, которые имеют постоянное пребывание сердца на земле» (Сщмч. Ипполит, епископ Римский. Творения. Свято-Троице Сергиева лавра, 1997. Т. 2. С. 73). По мнению блаженного Иринея, лжепророк выходит из земной, полной скверн жизни и имеет два рога, как агнец, чтобы овчею шкурою скрыть убийственность волка и потому, что сначала он примет образ благочестия. Он шествует пред антихристом приготовить ему путь погибели.
* * *
«В 1988 году во всей Греции возникли волнения в связи с показом богохульного фильма Скорцезе „Последнее искушение Христа“, снятого по книге писателя Казандзакиса. Помимо отдельных протестов благочестивых представителей греческого народа, Элладская Православная Церковь приняла решение о проведении 6-7 ноября 1988 года (н. ст.) акции всецерковного протеста, поучаствовать в которой призвала и Святую Гору Афон. Многие были против этого решения, считая, что акции протеста - не слишком духовное дело. Такие люди говорили, что из-за их пренебрежения к фильму Скорцезе этот фильм будет менее популярным. Мнение старца [Паисия] было совершенно противоположным. „Во времена иконоборчества, - говорил он, - у Золотых ворот Константинополя десять христиан решительно защитили икону Христа и пошли ради нее на мучение (см.: Свт. Димитрий Ростовский. Жития святых. Август. М., 1992. С. 144-146). Сейчас - когда хулится Лицо Христа - нам нельзя оставаться равнодушными. Если бы мы - такие “рассудительные” и “разумные” - жили в ту эпоху, то мы бы сказали десяти мученикам: “Поступая так, вы ведете себя недуховно. Отнеситесь к Спафарию, который лезет по лестнице, чтобы сбросить икону вниз, с пренебрежением, а когда положение дел изменится, мы повесим на это место другую икону - да еще более византийскую, чем прежняя”. В этом-то и весь ужас! Свое падение, свою трусость, свое желание устроиться поудобнее мы выдаем за что-то высшее!“ Считая протест против показа богохульного фильма исповеданием веры, старец поспешил встать в ряды верных чад воинствующей Церкви».
В этой акции протеста также принимали участие протоэпистат, антипросопы большинства монастырей, игумены и около ста святогорских монахов, а также монахи и монахини из монастырей в миру и множество верующих. «Скоординированные действия и молитва всех христиан привели к благому результату. Греческое правительство запретило показ богохульной картины» (Иером. Исаак. Житие старца Паисия Святогорца. М., 2006. Гл. 12).
Сегодня уничтожают образ Христа в наших ближних. Сегодня решается временная и вечная участь нас и наших детей. А равнодушие к близким людям апостол Павел называет отречением от веры, считая безразличных «христиан» хуже неверующих (см.: 1 Тим. 5, 8).
* * *
История Православной Церкви знает еще и не такие методы борьбы за чистоту Православия и будущее своих потомков. Когда архиереи Киевской Митрополии приняли унию в 1596 году, они, при поддержке вооруженных поляков и доморощенных отступников, силой захватывали храмы и монастыри. Народ же оказывал им вооруженное сопротивление. Когда православные Львова изгнали митрополита-униата Ипатия Потея, он со злобой писал: «Возможно, и Патриархи присоединились бы к унии, но им не разрешили бы это сделать их овечки» (Исаевич Я.Д. Братства и их роль в развитии украинской культуры XVI-XVIII ст. Киев, 1966. С. 90). Архимандрит Киево-Печерского монастыря Никифор Тур дважды - в 1596 и 1598 годах - вместе с иноками давали достойный отпор Киевскому митрополиту, который перешел к униатам, и отстояли свой монастырь и монастырские имения (Христианство. Т. ІІ. С. 730). Таких примеров множество.
* * *
Старец Паисий пишет: «Если кто-то из нас, старцев, окажется немного косоглазым духовно, пусть не требует <…> слепого послушания, чтобы вместе с ними не впасть в пропасть, по слову Писания: „Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму“ (Мф. 15. 14)» (Старец Паисий. Отцы-святогорцы и святогорские истории. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2001. С. 176
* * *
Старец Паисий сокрушался: «Здесь так ясно раскрывается эта тайна, о которой нам предвозвестил святой Иоанн Богослов в „Апокалипсисе“, и я огорчен, потому что очень многие, даже священники и епископы, не оказывают этому никакого духовного сопротивления, но смотрят на это совершенно по-мирски. Они убеждают народ не придавать никакого значения этим удостоверениям личности, не гнушаться их брать и, в общем, оправдывают все неоправданное. Но это неправильно. Они успокаивают народ, чтобы однажды он оказался в таком положении, из которого уже не будет выхода. Но, без сомнения, такие люди ответят за это сполна.
Многие, зная мою позицию несогласия с введением системы этих удостоверений личности, сказали: „А! Ну и подумаешь, что там говорит Паисий! Это мнение одного монаха, а не Церкви“. Но это неправильно. Я не выражаю своего собственного мнения, а просто смиренно указываю тем, кто меня об этом просит, на мнение Церкви, которое есть Евангелие и слова Христа. Я согласен, что никто - ни Паисий, ни духовник, ни епископ, ни Патриарх - не должен иметь своего собственного мнения и склонять к нему народ Божий, но [каждый христианин] свое мнение должен подчинять мнению и воле Божией, которая становится нам известной посредством Евангелия.
Мы должны просвещать верующих и вносить в их души благое безпокойство, которое заставит их быть готовыми. Но в то же время мы не должны создавать паники, потому что в трудном положении окажутся не верующие христиане, а те, кто станет добычей диавола. Потому и в „Апокалипсисе“ пишется, что хотя трудности будут создавать для нас, но все раны примут на себя другие, и им будет труднее, потому что они-то будут враждовать против Самого Бога» (Иером. Христодул. Старец Паисий. С. 134).
К сожалению, и некоторые современные „гностики“ пеленают своих духовных чад, как младенцев, якобы для того, чтобы те не волновались. „Это неважно, - говорят они, - ничего страшного, не говорите вы на эту тему - об удостоверениях, о печати, чтобы люди не волновались!“ Тогда как говори они людям: „Давайте постараемся жить более духовно, быть близ Христа и ничего не бояться, ведь самое большее - мы станем мучениками“, они бы хоть как-то готовили их к грядущим трудностям. Узнав истину, человек задумается и отрясет с себя сон. Ему станет больно за происходящее, он будет молиться и остерегаться, чтобы не попасть в ловушку.
Что же происходит сейчас? Мало того что такие „толкователи“ комментируют пророчества по-своему, так они еще и сами трусят, подобно людям мирским. А им следовало бы проявлять духовное безпокойство и помогать христианам, всевая в них добрую обезпокоенность ради того, чтобы те укрепились в вере и ощутили божественное утешение. Я удивляюсь: неужели все то, что происходит, не заставляет их задуматься? И почему после толкований, данных ими от своего ума, они не ставят хотя бы вопросительного знака? А если они помогут антихристу с его печатью и увлекут в погибель и другие души?! Говоря в Евангелии: „еже прельстити, аще возможно, и избранных“ (Мк. 13, 22), Господь имеет в виду то, что прельстятся те, кто истолковывает Писание от ума» (Старец Паисий Святогорец. Слова. Т. II. Духовное пробуждение. М., 2001. С. 199-200).
* * *
Конечно, как предрек Дух Святый устами апостола Павла, в последние времена христиане, имущие образ благочестия, силы же его отрекшиеся (2 Тим. 3, 1-5), будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху (Там же. 4, 3-4). Но кто хочет творить волю Божию (см.: Ин. 7, 17), тот узнает, какое учение от Бога. Имеющий уши слышать, да слышит (Там же. 14, 35).
Монах Венедикт (ЯКУБОВСКИЙ),
насельник Свято-Успенской Почаевской лавры
Публикуется в сокращении
Перепост с этого ЖЖ:
http://gazeta-pkrest.livejournal.com/204664.html .