Originally posted by
gazeta_pkrest at
Рассуждения почаевского монаха о письме отца Иоанна (Крестьянкина) об ИНН Письмо под названием «Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) об ИНН» было напечатано в 2001 году в № 7 «Русского вестника»; сейчас его можно прочитать на многих сайтах, в частности, на официальном
сайте Сретенского монастыря. Тогда с мнением отца Иоанна (Крестьянкина) не согласился известный всей России старец Кирилл Павлов и остался при своем прежнем убеждении: «Сегодня номер, завтра - карточка, послезавтра - печать». Противоположной точке зрения отца Иоанна позиции по данной проблеме держатся также все известные русские старцы. Да и у отца Иоанна (Крестьянкина) ранее было несколько другое мнение: на мой вопрос об ИНН осенью 1998 года он ответил, что согласен с решением Священного Синода УПЦ от 19 мая 1998 года.
Иеромонах Христодул в книге «Избранный сосуд» пишет: «Церковь учит нас, что Святой Дух - Один и что Он имеет одну мысль и одну волю по каждому вопросу. По этой причине невозможно для Его благой природы „известить об одном и том же вопросе“ разных священников „противоположно Себе“». «Если всякий духовник отбросит свою волю и свое мнение, то мы будем приведены к Единому Христу, Который есть сущая Истина, и оставим благодать действовать, и научимся всему, что Он заповедал нам» (СПб., 2000. С. 375). Также и отец Иоанн (Крестьянкин) приводит слова священномученика Вениамина Петроградского: «Веры надо больше, больше ее иметь нам, пастырям. Забыть свою самонадеянность, ум, ученость и дать место благодати Божией - вот истинно христианский духовный настрой» (Предсмертное письмо митрополита Вениамина Петроградского к одному из благочинных Петроградской епархии).
Исходя из сказанного, попробуем разобраться: что же внушает благодать? Где воля Божия? Кто ошибается: все современные духоносные старцы, согласно свидетельствующие, что мы переживаем времена апокалиптические, или отец Иоанн?
Из истории Церкви мы знаем, что погрешали иногда в вопросах истины не только священники, епископы, но и Патриархи становились ересиархами, даже некоторые соборы были волчьими, еретическими, «советом нечестивых», хотя по количеству собравшихся часто были и многочисленнее Вселенских. Преподобный Феодор Студит говорит: «Собор - это не просто собрание епископов и священников, хотя бы их и было много, - ибо сказано: „лучше один“ праведник, „творящий волю Господню, нежели тысяча грешников“ (Сир.16, 3), - но собрание во имя Господа, для мира и соблюдения правил и для того, чтобы связывать и разрешать не как случится, но как следует по истине, по правилу и по точному рассуждению» (Послание 24. К Феоктисту, магистру // Преподобный Феодор Студит. Послания. Книга 1. М., 2003).
Церковь - там, где Дух истины, где Ее Глава Иисус Христос. Ей вручил Господь хранение истины (см.: 1 Тим. 3, 15), и священноначалие должно учить согласно Духу истины (изволися Духу Святому и нам (Деян. 15, 28)). Только в этом случае решение Богословской комиссии, мнение некоторых священнослужителей, Патриарха и даже Собора есть выражение соборного голоса Церкви, голоса Божиего. Конечно, все согласятся с отцом Иоанном (Крестьянкиным) в том, что нужно бояться «разделения и раскола в Церкви»; но при этом не нужно забывать, что раскол создают те, кто не покоряет своего мудрования Богу.
Преподобный Силуан Афонский спросил кавказского подвижника отца Стратоника: «Как говорят совершенные? Что значит предаться на волю Божию?» После молчания тот сказал: «Я этого не знаю... Вы мне скажите». Преподобный Силуан ответил: «Они от себя ничего не говорят <...>. Они говорят лишь то, что дает им Дух» (Преподобный Силуан Афонский. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2005. С. 63). Уча послушанию священноначалию, святой Силуан Афонский все же пишет: «Архиереи (и священники. - Примеч. сост.), хотя и имеют дар Святого Духа, но не все разумеют, как должно, и потому в час нужды должны искать просвещения от Господа; они же делают по своему разуму и тем оскорбляют милосердие Божие и посевают смущение. Преподобный Серафим говорит, что когда он давал советы от своего ума, то бывали ошибки; а ошибки могут быть малые, а могут быть и большие. Так всем надо учиться познавать волю Божию» (Там же. С. 380).
Как говорит отец Иоанн (Крестьянкин): «Даже великие столпы Церкви ошибались». Без сомнения, мог ошибиться и сам отец Иоанн.
Так через кого же говорил Дух Святый, Который не мог наставлять старцев по-разному, и кто говорил от своего ума?
Старец Паисий Святогорец «имел свой ум - через молитву - постоянно с Богом и всегда старался получить движение от Него. Для каждого человека он хотел, да будет воля Христова, и никогда не говорил ему то, что сам хотел, но как благодать известила его очищенный и освященный ум» («Избранный сосуд». С. 294).
«В тот период назрела церковная проблема. Некоторые епископы прибегали к старцу спросить об этой проблеме и получить помощь. Однако она была очень сложной, и старец, хотя и хотел помочь, не мог, поскольку, как говорил, с какой бы стороны ни исследовал тему, существовал духовный тупик. Так он решил молиться об этом. Все то время молился, чтобы Бог дал решение проблемы, с которой столкнулась Церковь…» Старцу явилась святая Евфимия и «дала решение, которое ожидал старец, - и еще на три вопроса, занимавшие его, о которых он молился» (Иером. Христодул. Старец Паисий. С. 208).
Первый из вопросов касался проблемы цифровой идентификации личности и электронных документов. Получив извещение от Бога, старец Паисий написал в 1987 году свое известное письмо «Знамения времен - 666». Это письмо с облегчением приняли многие верующие, они руководствуются им и по сей день.
Многие люди пересмотрели свою точку зрения и согласились с позицией старца, указанной Богом через святую Евфимию. Предвидя, что его мнение по этому вопросу будет востребовано и в будущем, старец Паисий написал собственной рукой письмо «Знамения времен» и поставил под ним свою подпись, чтобы не дать никому возможности внести в него какие-то изменения. Этих взглядов старец Паисий придерживался до конца жизни.
Были предупреждения Божии о близкой кончине мира и наставления христианам последних времен через многих других русских подвижников: преподобных Лаврентия Черниговского, Кукшу Одесского, Серафима Вырицкого, Амфилохия Почаевского, схиархимандрита Христофора (Никольского), старицы схимонахини Нилы (Новиковой) и других. Никто из них не звал, как утрирует отец Иоанн, людей «в леса, в пустыню, в потаенные комнаты» и не призывал «уйти из Церкви». Их советы были трезвыми. Поскольку святой Ефрем Сирин пророчески предупреждал нас, что «начинает он („зверь“) с чрева, чтобы человек, когда приведен будет в крайность недостатком пищи, вынужден был принять печать его» (Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово // Преподобный Ефрем Сирин. Творения. Т. II. М., 1993), преподобные советовали быть ближе к земле.
«Земля <…> хлеб дает и жизнь <…>. Можно и накормить всех, и все устроить», - наставлял преподобный Серафим Вырицкий. «Нужно всем трудиться на земле. <…> Оттого и голод наступит, что земля брошена. Если есть участок, каждый клочок земли надобно обработать, засеять, и земля поможет выдержать голодное время», - советовала схимонахиня Нила (Новикова). «Иметь маленько землички, возделывать немножко пшенички, картофеля <…> и тогда, держа какую-нибудь скотинку, козочку, несколько курочек, христианин сможет пропитать свою семью», - говорил старец Паисий (Слова. Т. II. Духовное пробуждение. С. 195). Сегодня многие городские жители имеют дачные участки или покупают частный дом, а в город едут только на работу. Хороший пример подал Сретенский монастырь, который закупил комбайны и взял шефство над несколькими деревнями, чем и сельских жителей избавил от безработицы, и себя обезпечил продуктами питания. На земле можно еще прожить какое-то время без ИНН и электронных карт до явного гонения на отказников.
А в пустынные места нас в свое время вывезут. «В последние времена истинные христиане будут ссылаться, а старые и немощные пусть хоть за колеса хватаются и бегут вслед за ними» (Преп. Лаврений Черниговский). «Потом начнутся гонения на христиан; когда будут вглубь России уходить эшелоны из городов, надо спешить попасть в число первых, так как многие из тех, кто останется, погибнут» (Преп. Серафим Вырицкий). «Когда начнутся гонения на верующих, спешите уйти с первым потоком отъезжающих в ссылки, цепляйтесь за колеса составов, но не оставайтесь. Те, кто первыми уедут, спасутся. Вы все увидите своими глазами, ваше поколение встретит приход антихриста» (Схимонахиня Нила Новикова).
Хочется упомянуть об извещении, которое дал Господь через Своего Вестника протоиерею Валентину Бирюкову еще в 1948 году: «Сказал он, что скоро будут церкви строить, купола золотить, а жизнь будет все хуже и хуже. Сказал, что наступит такое время, когда будет большое колебание в народе по поводу новых документов. Никаких тех документов принимать нельзя. „Скажи об этом всем“, - добавил Божий Вестник. Сказал, что будет последнее гонение на православных» (см.: Прот. Валентин Бирюков. На земле мы только учимся жить. М.: Даниловский благовестник, 2004. С. 66-68). В дальнейшем эти слова из книги убрали. Но отец Валентин подтвердил их истинность осенью 2007 года и в 2008 году в беседе со своим сыном игуменом Петром (Бирюковым), а сын (еще до своей трагической смерти) в письменной форме лично передал благочинному Почаевской лавры архимандриту Герману.
Как видим, единая точка зрения близких к нам по времени преподобных отцов и старцев, получивших откровение от Бога, противоположна мнению отца Иоанна (Крестьянкина).
Теперь попробуем сравнить мнение отца Иоанна (Крестьянкина) с писаниями Святых Отцов. Старец Паисий Святогорец советовал: «Различные богословские взгляды пропускайте через святоотеческое решето. Вы должны просеивать их на основе Отцов и отбрасывать мусор и шелуху» (Когда чужая боль становится своей: Жизнеописание и наставления схимонаха Паисия Афонского. М., 2009. С. 184).
Отец Иоанн, утверждая, что апостол Павел «запрещает верить „духу, или слову, или посланию“ (2 Фес. 2, 2-4)», искажает смысл этих слов, даже прямой текст Писания, что, по его же словам, есть «метод отца лжи диавола». Апостол не «запрещает верить» в приближение конца мира, что противоречило бы христианству, ведь каждый православный ежедневно исповедует в Символе веры свое чаяние «воскресения мертвых и жизни будущаго века». Апостол Павел указывает на признаки Второго пришествия Христа и наставляет не спешить колебаться умом и смущаться (см.: Там же, 2), доколе не рухнет Римская Империя. В том месте Послания к Фессалоникийцам, которое приводит отец Иоанн (Крестьянкин), написано: И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему (антихристу) в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, - и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих (Там же, 6-8).
Святой Иоанн Златоуст в толковании на цитируемое место Послания пишет: «Одни полагают, что под этим (удерживающим) должно разуметь благодать Святаго Духа, а другие - Римское государство. С этим последним я больше соглашаюсь. Почему? Потому, что если бы (Апостол) хотел говорить о Духе, то не выразился бы об этом неясно. <...> Кроме того, надлежало бы ему (антихристу) уже прийти <...>, потому что они (духовные дарования) давно оскудели <...>. Когда прекратится существование Римского государства, тогда он (антихрист) придет. И справедливо. Потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится антихристу: но после того, как оно будет разрушено, водворится безначалие, и он будет стремиться похитить всю - и человеческую, и Божескую - власть». «Так как Апостол говорит о падении Римского государства, то ясно и понятно, почему он только намекает на это и до времени говорит прикровенно <...>. Его, как возмутителя, непременно осудили бы на смерть, а вместе с тем воздвигли бы гонения на всех верующих» (Свт. Иоанн Златоуст. Четвертая беседа на Второе Послание апостола Павла к Солунянам). А мы знаем из жития святителя Иоанна, что его келейник видел во время написания толкований в щель дверей самого апостола Павла, стоящего возле святого и говорящего ему на ухо, как правильно понимать его Послания. К тому же это не только мнение святителя Иоанна, но общее Предание Церкви.
«А придет предсказанный антихрист тогда, когда окончатся времена Римского царства» (Свт. Кирилл, архиеп. Иерусалимский. Огласительное слово о Втором пришествии Христовом).
Учитель Церкви Тертуллиан пишет: «Есть и ина великая нужда нам молитися о Императорах и о стоянии всея державы <…> римлян, ею же силу величайшую, всему кругу вселенныя грозящую (то есть антихриста) и сам конец века, горести страшны собирающ, римския державы подвизанием вемы удерживаемы быти» (Архив русской истории. М. 1992. № 1. С. 13).
Именно поэтому святой апостол Петр повелевает христианам чтить царя (см.: 1 Пет. 2, 13, 17), в то время язычника и гонителя христиан, как богоучрежденную форму власти.
Тот же признак близкого воцарения сына погибели после разрушения Римского государства мы находим во многих местах Священного Писания. «Апокалипсис» святого Иоанна Богослова, завершая библейские пророчества об истории человечества и Страшном суде, имеет много параллельных мест с предсказаниями Ветхого и Нового Завета. Пророк Даниил имел видение о четырех животных (см.: Дан. 7, 1-28), символизирующих четыре мировые цивилизации: вавилонскую, персидско-мидийскую, греческую и римскую. Четвертое царство будет стоять вечно (Там же. 2, 44) и будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее (Там же. 7, 23). Из него восстанут десять царей, а затем иной, у которого глаза и уста, говорящие высокомерно (Там же, 20). Последний (антихрист) вел брань со святыми, доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего (Там же, 21-22). Святые будут преданы в руку антихриста до времени (год) и времен (два года) и полувремени (полгода) (Там же, 25), то есть на три с половиною года. Во сне царю Навуходоносору (см.: Там же, 2) Римское Царство было представлено в виде ног истукана, сделанных из железа и глины. В этих видениях раскрывается тайна домостроительства Божиего. Римское Царство разделилось на два государства: западное и восточное (две ноги истукана). Римская Империя затем разделилась на многие государства, что прообразовано смешением железа и глины, из которых сделаны ноги истукана (см.: Житие св. пророка Даниила // Свт. Димитрий Ростовский. Жития святых. Т. IV. С. 454-455).
Европейцами были открыты, завоеваны и освоены новые континенты. Но западная латинская церковь впала во многие ереси и стала вавилонской блудницей, увлекающей людей в погибель. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена (Откр. 17, 9-10), жена же <…> есть великий город, царствующий над земными царями (Там же, 18), то есть речь идет о Риме, стоящем на семи холмах и бывшем во время написания «Апокалипсиса» столицей мира. Папа римский, возгордившийся, как когда-то диавол, и возомнивший себя земным богом, есть прообраз антихриста. Выдавая себя за повелителя ангелов, католиков и земных правителей (о чем символизирует тройная тиара), папа римский прообразует антихриста, который будет духовным, политическим и экономическим лидером отпавшего от Бога человечества. Признав на втором Ватиканском соборе возможность спасения и иудеев, и мусульман, и всех, «ищущих Бога», католическая «церковь» тем самым отвергла даже свой еретический Символ веры и уже не имеет абсолютно ничего общего с христианством, кроме одной видимости. Из еретического сонмища она окончательно превратилась в мировую антицерковь, предшественницу церкви антихриста.
Восточная же Империя, прообразованная во сне Навуходоносора второй ногой истукана, до 1917 года продолжала оставаться православной. Сначала это была Византийская Империя, приведшая к Православию балканские страны и Русь. После порабощения Константинополя мусульманами на место Византии поднимается Московское Царство, переросшее в Империю, которая простиралась даже на американский континент. Ее преемницей, хранительницей Православной веры, является нынешняя Россия.
Все географические открытия и несение народам мира европейской цивилизации преемниками как западной, так и восточной частей Римской Империи совершились по промыслу Божию, предначертанному пророчествами святого Даниила, чтобы во все уголки мира дошла весть о Христе.
Святитель Феофан Затворник, толкуя отрывок из Послания к Фессалоникийцам, процитированный отцом Иоанном (Крестьянкиным), пишет: «Под Римским Царством будем разуметь царскую власть вообще. Царская власть, имея в своих руках способ удерживать движения народные и держась сама начал христианских, не попустит народу уклониться от них, будет сдерживать его. А так как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечения всех от Христа, то он и не явится, пока будет в силе царская власть. Она не даст ему развернуться и помешает ему действовать в его духе. Вот это и есть удерживающее.
Когда же всюду заведут самоуправство, республики, демократию, коммунизм, - тогда антихристу откроется простор для действования. Сатане нетрудно будет подготавливать голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во время французской революции прошедшего и нынешнего столетий. Некому будет сказать властное „veto“ („не позволяю“), а смиренного заявления веры и слушать не станут. Вот когда заведутся всюду такие порядки, благоприятствующие раскрытию антихристовых стремлений, тогда явится и антихрист. До того же времени подождет, удержится» (Толкование на 2-е послание к Солунянам. М., 1883).
В «Основах социальной концепции РПЦ» - документе, принятом Архиерейским Собором 2000 года, - говорится об иерархии форм власти. В III главе прямо и недвусмысленно написано о судействе и монархии как о богоустановленных формах власти, а о третьей, самой низкой форме - демократии, - как об установлении чисто человеческом. Таким образом, в февральской, а затем и октябрьской революциях 1917 года был отвергнут не только Помазанник Божий святой Царь Николай II, но Бог, чтобы Он не царствовал (1 Цар. 8, 7) над православным народом. Об антихристе - звере, выходящем из моря (см.: Откр. 13. 1), - в толкованиях Святых Отцов (свт. Андрея Кесарийского, посмертных вещаниях преп. Нила Мироточивого) и в самом «Откровении» определенно сказано, что он выйдет из человеческого моря, мирового хаоса всеобщей великой анархии, именуемой демократией. Воды <…> суть люди и народы, и племена и языки (Там же. 17, 15).
Поэтому все старообрядческие толкования о конце мира при Патриархе Никоне, Императоре Петре I, Наполеоне и т.п. были ошибочны, поскольку не основывались на Священном Писании и Священном Предании. Сегодняшние же «настроения и речи», которые отец Иоанн называет почему-то «сектантскими» и «противоцерковными», основаны не на «потрясениях» и «перестройках», а на изучении духа Священного Писания и Предания Церкви.
Конечно, в том, что нужно бояться греха, с отцом Иоанном (Крестьянкиным) согласится каждый православный христианин. Пророчества «Апокалипсиса» не просто содержат перечисление фактов, но открывают и причину происходящего, чтобы можно было понять скрытый смысл событий, познать волю Божию и, принеся покаяние, исправить положение. Судя по вымиранию европейской расы, в том числе и православных народов, современные люди не раскаялись, не прекратили убийств своих (см.: Откр. 9, 21) (в первую очередь абортов, применения «противозачаточных» абортивных средств). Не раскаялись люди и в чародействах своих (Там же): колдовстве, экстрасенсорике, спиритизме, астрологии, хиромантии, верованиях снам и т.п. В греческом тексте употреблено слово «фармакон», под которым можно понимать также наркоманию, в том числе и всевозможные фармакологические наркотические средства. Не раскаялись люди и в блудодеянии своем (Там же). И не только не раскаялись, но высмеивают целомудрие, монашество, дошли уже до такого безстыдства и безумия, что утверждают на государственном уровне школьные программы для обучения детей «безопасному» блуду. Оскверняют также свой брак, все равно что прелюбодеянием, по слову Климента Александрийского («Педагог»), и те супруги, которые избегают рождения детей, что есть зло <…> пред очами Господа (Быт. 37, 7-10). «И ничто божественное, - согласимся с отцом Иоанном (Крестьянкиным), - не пройдет сквозь эту страшную греховную печать, которой мы ежедневно печатаем свой ум и сердце», если люди не принесут искреннего глубокого покаяния, не отстанут от своих грехов и не сотворят плодов, достойных покаяния.
Как было верно отмечено в Послании Священного Синода УПЦ от 19 мая 1998 года, «„печать антихриста“ лишь завершит процесс отпадения от Бога и благодати Его, что ныне тайно совершается в глубине человеческих сердец».
Судя по самоистреблению человечества абортами и «противозачаточными» средствами, по легализации однополых «браков», насаждению гендерной политики, ювенальной юстиции, запрету преподавания Закона Божиего и даже основ христианской этики в школах, человечество очень скоро придет к своему концу. Хотя нам не дано знать времени, когда отвергшее Господа и развратившееся человечество изберет правителем над собой противника Божиего, но неведом лишь день и час (см.: Мф. 24, 36). Священное Писание нас как раз и призывает различать знамения времен (см.: Там же, 3), для чего указывает признаки (см.: Там же. 24, 3-51), которые сегодня налицо.
Монах Венедикт (ЯКУБОВСКИЙ),
насельник Свято-Успенской Почаевской лавры
Продолжение следует