Церковные каноны о Епитимии.

Jun 30, 2012 00:52



Церковные каноны о Епитимии.

*  *  *

Наконец, тех, у которых грехи велики, а покаяние, без всякого сомнения, «лицемерное» (по «Книге о должн. Пресв. Прих.» к лицемерию кающимся относятся те, которые: не хотят оставить ненависти и вражды к ближним, в недоброжелательстве или измене Государю не раскаиваются и не открывают сообщников, похищенного не желают возвратить, всем известное свое злодеяние скрывают перед духовником, не желают оставить каких-либо греховных привычек своих, как-то: блуда, пьянства, лихоимства и т. п.), тех, «яко неисцельно болезнующих, не разрешать», напротив, следует устрашать их праведным и страшным судом Божиим и «представить им то, что если они истинно и правильно не покаются, то из сообщения христианского, как древле прокаженные из стана Израилева, отлучением извержени будут» (Кн. о должн., § 95-97, 104-105).

* * *

Самарской Духовной Консисторией, в виду того, что некоторые священники разрешали грехи нераскаянным грешникам и удостаивали их принимать св. Тайны, к общему вразумлению других священников, которые могли бы оказаться в таком же пагубном недоразумении, было дано следующее разъяснение: «Священник не может разрешить от грехов остающегося нераскаянным, хотя бы и в одном каком-либо вольном гневе; хотя бы замысливший убийство или состоящий в прелюбодейной плотской связи и со слезами исповедывали грех свой, но объявили, что и впредь не могут освободиться из уз связующего их греха или даже, хотя бы они и обещали оставить грех, но дела их противны были словам, таковых нераскаянных священник разрешить в таинстве исповеди не может. Они не могут, вследствие этого, и приступить к св. причащению, но не потому, что священник отлучил их от причащения, а потому, что не состоялось и таинство исповеди, без исповеди же приступать ко св. причащению мирянам Церковью Православной уже не дозволяется. Изрекающий разрешение нераскаянному грешнику, на самом деле, не разрешает его, а в смертный грех себе самому - обманывает и исповедующегося, ибо от имени Господа Иисуса Христа уверяет грешника в прощении и разрешении греха, которого Христос не прощает и не разрешает» (см. Ц. Вед. 1896, 34; сн. Ц.В. 1897, 15, 485-486 стр.).

* * *

Что касается, в частности, столь распространенного у нас в настоящее время незаконного плотского сожительства, то нужно заметить, что к этому злу священники не должны относиться равнодушно, действуя при этом, как и во всех подобных обстоятельствах, с особою осторожностью и благоразумием. По мнению некоторых, относительно виновных в этом сожительстве, всего лучше поступать таким образом: находящегося в незаконном сожитии должно сначала убеждать, чтобы он или оставил такое сожитие или (если можно) покрыл законным супружеством, и если кающийся согласится на то или другое, то разрешит его и удостоит св. причастия; если грешник и после этого не исправится, то на следующей исповеди должно указать ему на суд Божий и пригрозить судом Церкви - указать на отлучение (от св. причастия) и потом для опыта на время даже отлучить его, предварительно заметивши, что в случае исправления он снова получит разрешение и будет допущен к причащению св. Тайн; когда же и это не подействует, то довести до сведения епархиального Архиерея, чтобы потом действовать по его усмотрению (о. Хойнацкий, 150 стр.; см. у Забелина, 205-206 стр.).

* * *

У нас нет кодекса, содержащего в себе подробный перечень всех грехов, разрешение от которых может или не может быть преподано духовником; да такого кодекса и составить нельзя, потому что разрешение и неразрешение от грехов обусловливается не только безотносительной важностью и качеством их, а и душевным состоянием кающегося, степенью искренности раскаяния его и пр.; и светские законы, содержащие в себе уложения о наказаниях за те или другие преступления, не исключают для судей возможности произносить приговоры по личному убеждению и совести их, а не по букве закона (Рук. д. с. п. 1888, 12VПо учению св. Григория Богослова, на священнике лежит обязанность, сообщить крылья душе, исхитить из мира и предать Богу, сохранить в ней Божественный образ, если цел, поддержать, если в опасности, обновить, если поврежден, вселить Христа в сердца Святым Духом (1 ч., 3 сл., 30 стр.; Напомин. Свящ., 132 стр.). Но, для выполнения этой обязанности, имея «все попечение о том, дабы овцу заблудшую возвратити, и уязвленную змием уврачевати», священник не должен кающегося «ниже гнати по стремнинам отчаяния, ниже опускати бразды к расслаблению жизни и к небрежению», но должен «непременно, которым-либо образом, или посредством суровых и вяжущих, или посредством более мягких и легких врачебных средств, противодействовати недугу и к заживлению раны подвизатися» (VI, 102). Поэтому вполне естественно в духовниках опасение, как бы, с одной стороны, иной, не получив «равного беззаконию своему наказания», не впал «в презорство и нерадение», не сделался гораздо худшим и не стал еще более грешить, и с другой стороны, как бы такою «же-стотою» наказания, которой другие «претерпети не могут» (св. И. Златоуста «О священстве»; Дух. Регл., Прибавл. О прав. Прич. Церк., 14 п.), не принести вреда их спасению (возбудив, напр., в них отчаяние, или ожесточение, и дав повод им совсем отпасть от Церкви или уклонится в сектантство). В виду этого последнего опасения некоторые пастыри и советуют не предъявлять непременно во всей строгости всегда и ко всякому кающемуся требований такого действия, которое не под силу его душе, еще не совсем окрепшей в решимости отстать от греха (см. подр. Рук. д. с. п. 1888,29; сн. 1885,40,иХр.Чт.1890п, 1 ч., 471-477 стр.); ибо, как говорит св. И. Златоуст в книге «О священстве», «немощнии и необузданнии, и сластем мира сего по большей части вдавшийся человецы, еще и благородием и превосходством хвалитися могущий, не скоро и по малу к исправлению обращающиеся, могут аще и несовершенно, обаче понеже отчасти от обдержащих себе зол свс^одитися; жестоко убо упсаребляюший пастырь наказания, и малою жестотою отстрашить оных от исправления; ибо душа, стыд погубившая, в отчаяние падает, и уже к тому ни тихому наставлению повинуется, ни прещеними устрашается, ниже благодеянии умягчается» (Дух. Регл., Прибавл. О прав. Прич. Церк., 14 п.). Вообще « в разрешении и вязании кающихся священник должен руководствоваться правилами благоразумия, приличного священнику, как орудию спасительного суда Божия, - чтобы не быть ни излишне снисходительным, ни чрезмерно строгим, но, имея в виду одно только-спасение пасомых, пришсюобляться к состоянию кающегося и не употреблять мер строгости там, где может иметь влияние только любовь» (VI, 102; 1,12; св. Вас Вел. 3,74,84,85; св. И. Злат. О свянь; Паст. Богосл., § 74).

Полностью здесь:

http://azbyka.ru/dictionary/06/matfej_epitimija-all.shtml

законы, церковь

Previous post Next post
Up