День памяти - 7 февраля по н.ст.
Неисповедимы судьбы Божии.
Он вступил в столицу империи, в шумный мир человеком, сокровенным в своем сердце.
И жил в ней уже как в пустыне. Пища его была пища пустыни, одежда - одежда нужды. Он жил близ императорского двора, но ничего не искал у двора.
Впоследствии святитель вспоминал: “Для меня приятен кусок хлеба, у меня сладкая приправа - соль; и питие трезвенное - вода. Мое лучшее богатство - Христос”.
. . .
Господь послал в подкрепление юноше друга, единомышленника и сотаинника Василия, впоследствии названного Великим. Так вдвоем они начали возрастать от силы в силу, учась покорять дух свой Богу, а плоть - духу.
Вот вы можете мне возразить, что исключительное время и исключительные обстоятельства взрастили сих великих столпов Церкви. Но не в то же ли время, и не в тех ли обстоятельствах, и не у тех ли учителей учился тот, кто стал великим отступником и гонителем Церкви - Юлиан Отступник?
Да, они все трое, как говорят, сидели за одной партой и какое-то время даже были друзьями. Почему же расходятся пути человеческие?
Да, это дело сатаны. Широк и пространен путь, ведущий в погибель, узок путь, ведущий в жизнь. Каждый человек выбирает сам.
. . .
"Пусть сам я понесу свой жребий, переселившись отсюда и охотно уступив снедающим сердце напастям, но вам, которые будут жить после меня, даю заповедь: нет пользы в настоящей жизни, потому что жизнь эта имеет конец”.
Из предсмертного стихотворения Святителя Григория Богослова.
. . .
Неисповедимы судьбы Божии. “Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом”,- говорит Писание (Притч. 19, 21). Пример жизни святителя подтверждает истинность этих слов, и пример его для нас поразителен.
Из проповеди Архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
Полностью здесь:
http://www.pravoslavie.ru/put/2095.htm Тропарь святителя Григория Богослова.
глас 1.
Пастырская свирель Богословия твоего/ риторов победи трубы,/ якоже бо глубины духа изыскавшу,/ и доброты вещания приложишася тебе./ Но моли Христа Бога, отче Григорие,// спастися душам нашим.