ПЕРЕПОСТ С ЭТОГО ЖЖ:
http://evgknyaginin.livejournal.com/35735.html Как же получилось, что древние рецепты моющих средств сейчас почти забыты?
Мы настолько привыкли к моющим средствам на все случаи жизни, что уже не можем без них обойтись, ведь все помнят о бедных жителях деревни Вилларибо, не имевших волшебного средства для мытья посуды под названием «Фэйри».
На вопрос, какое моющее средство в истории человечества было самым первым, большинство из нас, не задумываясь, ответят: конечно, мыло. В некоторых научно-популярных изданиях можно даже прочесть, что мыло в современном значении этого слова появилось чуть ли не в шестом тысячелетии до нашей эры.
Однако это не совсем так. В ходе раскопок древнего Вавилона в глиняных сосудах действительно обнаружили нечто похожее на мыло, но на глиняных табличках удалось прочесть, что этот состав использовался всего лишь для укладки волос. Древнеегипетское руководство по медицине также упоминает смесь растительных и животных жиров со щелочью, однако рекомендует его для лечения заболеваний кожи.
А что же, в таком случае, древние люди использовали для мытья тела и стирки одежды?
В первую очередь растения, содержащие сапонин - вещество, дающее с водой обильную пену. К числу этих растений относятся, например, мыльное дерево, мыльная трава.
Как же получилось, что древние рецепты моющих средств сейчас почти забыты?
Средство «от скотских хворостей»
Дело, видимо, объясняется тем, что после падения в V веке Римской империи жители тогдашней Западной Европы мыться и стирать одежду из религиозных соображений перестали. Бренное и грешное тело, по их мнению, не заслуживало заботы, так как это отвлекало от духовного поиска и самосовершенствования.
Задумываться о чистоте европейцы стали лишь в XII веке, когда донельзя грязные и вонючие крестоносцы обнаружили на Востоке чистых и благоухающих арабов. Особенно рыцарей поразили арабские женщины, волосы которых были густыми и шелковистыми. Тогда-то среди рыцарей распространился обычай преподносить в дар своим возлюбленным знаменитые мыльные шарики из Дамаска, однако их хватало ненадолго. Спустя некоторое время волосы европейских дам вновь покрывались пылью и грязью. Попытки в точности воспроизвести восточные моющие средства не увенчались успехом - арабы не спешили делиться секретами, а в Европе благодаря Святой инквизиции не осталось тех, кто был готов открыто делиться секретами растений. В результате в Италии, Испании и Франции мыло варили из чего придется, широко используя говяжье, баранье, свиное и лошадиное сало, ввиду чего мыловарни источали невообразимый смрад. Интересно, что даже во второй половине XVII века во Франции был издан королевский указ, разрешающий варку мыла исключительно из золы и оливкового масла и только в летнее время.
Попытка Петра I наладить производство европейского мыла в Москве и Санкт-Петербурге не увенчалась успехом. Народ на Руси мылся настоями на травах, а если и покупал мыло, то дегтярное, которое предназначалось, по словам его изготовителей, для лечения «скотских хворостей».
Лишь к середине XIX века благодаря достижениям химии полукустарные домашние мыловарни стали уступать место крупным предприятиям. В 1837 году произошло событие, которое предопределило дальнейшее развитие мыловаренного производства, - два американских предпринимателя, Уильям Проктер и Джеймс Гэмбл, решили создать фирму, вложив в нее в переводе на нынешние деньги несколько миллионов долларов. Компанию так и назвали: «Проктер энд Гэмбл».
В уставе отцы-основатели записали: «Настоящим учреждается на долгие годы компания, имеющая целью сделать мир чище и светлее, предоставить для этого каждому человеку на каждый день максимум необходимого, чтобы облегчить его жизнь и деятельность». Именно эти предприниматели из города Цинциннати впервые поставили производство твердого мыла, а затем и стирального порошка на промышленные рельсы.
Это было очень кстати, так как в этот период изобретатели всего мира спешили явить миру первую стиральную машину. В 1851 году американец Джеймс Кинг запатентовал стиральную машину с вращающимся барабаном, которая очень напоминала современную. Привод у его машины был ручным, но конструкция допускала использование пары буйволов. Спустя каких-то десять лет появилось на свет приспособление для ручного отжима белья, которое, кстати, на простейших машинах-полуавтоматах используется и поныне. В 1908 году в Чикаго была запущена в производство стиральная машина с электрическим приводом. Изобретатель этой машины Алва Фишер вошел в историю как создатель электробытовой техники.
Таинственный «шампо»
Впрочем, на лавры первооткрывателя претендует также Жозефина Кокрейн, которая в 1886 году сконструировала первую в мире посудомоечную машину. В анналы истории вошла ее фраза: «Если никто не собирается изобретать такую машину, то это, в конце концов, сделаю я!» На Всемирной ярмарке в Чикаго в 1893 году ее машина произвела фурор. Американские репортеры, захлебываясь от восторга, писали, что через считанные годы вся домашняя работа будет полностью механизирована и человеку останется лишь подсыпать в механизмы белоснежный стиральный порошок.
За этим дело не стало. В 1907 году немецкая мыловаренная компания «Хенкель» пустила в продажу первый порошок для стиральных машин под названием «Персил», который был расфасован в удобные пакеты.
Однако привередливые потребители энтузиазм репортеров не разделяли. Женщины наотрез отказывались мыть голову мылом, после которого на волосах оставался осадок, и не доверяли дурно пахнущим стиральным порошкам. Как раз на рубеже XIX - XX веков в Европу пришла мода на все восточное. Париж, Лондон и Берлин наводнили индийские и египетские танцовщицы, волосы которых напоминали сияющий водопад, в то время как европейские модницы были вынуждены прятать свои тусклые локоны под шляпками.
В модных салонах пошли разговоры о том, что индусы моют волосы с помощью таинственного «шампо». Что это такое, никто толком не знал (в переводе с хинди это слово всего лишь означает «массировать», «растирать»), а потому дамы вовсю принялись экспериментировать. Выяснилось, что самый лучший эффект достигается, если «шампонировать» волосы уксусом или бензином. Королевская техническая комиссия ремесел в Берлине даже выразила по этому поводу свою озабоченность: «По данным, предоставленным полицией, в ходе процедуры потребляется около полулитра бензина, все это количество испаряется без остатка, что может привести к огнеопасной и даже взрывоопасной ситуации. Поэтому, на наш взгляд, следует немедленно запретить «шампонирование» волос».
Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы один англичанин, долгое время служивший в Индии, не пустил в продажу измельченную в кофемолке смесь трав, которые индийские женщины используют при мытье волос. Он назвал этот порошок «Шампу». Чудодейственное восточное средство быстро завоевало популярность по всей Европе. Изготовитель, не ожидавший такого ажиотажа, стал испытывать дефицит сырья. Этим воспользовался немецкий химик и провизор Ханс Шварцкопф, который в 1903 году запатентовал аналогичный препарат, изобразив на пакетиках с сухим шампунем товарный знак, который сегодня известен почти каждому, - черный силуэт головы («шварцкопф» переводе с немецкого языка «черная голова»).
Уже через год его шампунь, составленный на германских травах, с успехом продавался по всей Европе. Вслед за этим встрепенулись мыловаренные предприятия, которые наперебой принялись создавать образцы косметического мыла с экстрактами восточных растений. Компания «Проктер энд Гэмбл», например, разработала в этот период легендарное мыло «Камэй», которое шло нарасхват. А вот жидкий шампунь, который предложила потребителям французская фирма «Лореаль», спросом не пользовался. Стали выяснять причину. Оказалось, 30% французов в то время вообще не мыли голову, считая это пустой тратой времени.
Примерно то же самое было и в США, в связи с чем американским мыловаренным компаниям пришлось приложить немало энергии и выдумки, чтобы обратить внимание чумазых американцев на самих себя. Так, например, один рекламный плакат начала XX века изображал белую девочку, которая обращалась к негритянскому малышу с вопросом: «А почему твоя мама не моет тебя с мылом «Фэйри»?»
О чем не говорит реклама
Однако возрождение восточных традиций, предусматривающих использование при изготовлении косметических средств исключительно растительного сырья, было недолгим. Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война потребовала резкого увеличения производства моющих средств, притом, что сырья катастрофически не хватало. В ответ на требование времени немецкий химик Фриц Понтер в 1916 году создал первое синтетическое моющее средство. Изобретение предназначалось для промышленности. Никто и предположить не мог, что эта гадость, за считанные минуты очищающая промасленную тряпку, когда-либо будет использоваться в быту. Скорее, она воспринималась как боевое отравляющее вещество.
Но уже в 1933 году фирма «Проктер энд Гэмбл» не только выпустила в продажу синтетическое моющее средство «Дрефт», но и провела мощную рекламную кампанию, убеждая американцев в том, что новый стиральный порошок сделает мир чище и светлее. Кстати, именно в 30-е годы эта фирма первой начала финансировать радиосериалы, из-за чего американские репортеры прозвали их «мыльными операми».
После Второй мировой войны компания предложила потребителям синтетический стиральный порошок «Тайд» и средство для мойки посуды «Фэйри», которое во время войны, по слухам, использовалось для стирки обмундирования и промывки двигателей. Другие компании также последовали этому примеру. В СССР первый синтетический стиральный порошок под названием «Новость» появился на прилавках магазинов в 1953 году. Спрос на него был ажиотажным.
К концу XX века в продаже появились еще более эффективные моющие средства. Одна американская фирма, рекламируя свою продукцию, даже заявила: «Шампунь для мужчин «Брек» справится даже с масляными пятнами в вашем гараже!» Согласитесь, это удобно - шампунь и пятновыводитель в одном флаконе. А еще им, наверное, можно мыть посуду, сантехнику и двигатель автомобиля. Только вот потребитель почему-то стал обходить хваленый шампунь стороной и внимательно присматриваться к синтетическим моющим средствам. И наивно спрашивать продавцов, чем эти средства отличаются друг от друга, кроме названия, отдушки и конфигурации флакона, и правда ли то, о чем день и ночь бубнит реклама?
Между прочим, об этом спрашивали не только покупатели. В 2006 году Комитет рекламных стандартов Великобритании поинтересовался у компании «Проктер энд Гэмбл», насколько соответствует истине ее утверждение о том, что регулярное использование шампуней «Прохладная мята» и «Энергия океана» «избавляет от перхоти на 100%». Президент компании долго раздумывал, после чего заявил, что его неправильно поняли. Оказывается, он имел в виду, что регулярное использование шампуня (3 - 4 раза в неделю в течение нескольких лет) устраняет «видимые хлопья перхоти», которые заметны другим людям с расстояния в 2 фута (0,6 метра - условное расстояние между людьми при беседе). Англичане, услышав это, порекомендовали компании «Проктер энд Гэмбл» не держать их за дураков.
Они также обратили внимание на то, что реклама синтетических моющих средств кое о чем недоговаривает. Был такой старый анекдот: «Мужчина написал в редакцию кулинарного журнала: «У вас рецепты чересчур сложные. Все начинаются со слов: «Возьмите чистую тарелку…» Вы скажете, что это было до изобретения «Фэйри» и других синтетических средств для мытья посуды? Вовсе нет. С помощью «Фэйри» можно легко отмыть тарелку, а чем ее потом отмыть от «Фэйри»? То же самое касается, например, чудодейственного моющего средства «Ариэль» - после стирки в этом порошке специалисты рекомендуют полоскать белье не менее восьми раз, причем обязательно в горячей воде. Сколько раз надо промывать голову после синтетического шампуня-пятновыводителя, специалисты деликатно умалчивают.
Так что жители деревни Вилларибо, которые, в отличие от жителей деревни Виллабаджо, не использовали «Фэйри», отмывая противни по старинке, в конечном счете оказались правы.