АСТАНА - СТОЛИЦА КАЗАХСТАНА.
Численность населения города на 1 января 2011 года составила 697,3 тысяч жителей. По итогам 2009 года сальдо миграции города Астаны составило 31 908 человек - самый высокий показатель в республике. Основу миграционных потоков в город составляют приезжие из других регионов Казахстана. Город продолжает оставаться центром притяжения человеческого капитала, при этом лидируя по уровню денежных доходов населения. Национальный состав: казахи, русские, украинцы, татары, армяне, азербайджанцы, евреи, белорусы, грузины, молдаване, таджики, узбеки и т. д.
Основу экономики города составляют: торговля, транспорт и связь, строительство. По вкладу в
валовой продукт торгового сектора
экономикиКазахстана Астана занимает второе место среди областей и городов республиканского значения после г.
Алматы. Совокупный
региональный продукт двух городов
Алматы и Астаны составляет более половины всего объема сферы торговли
Казахстана. По объему розничного товарооборота Астана также занимает второе место в стране. Астана лидирует в республике по темпам строительства. Одна пятая часть всей введенной в эксплуатацию жилой
недвижимости в
Казахстане в
2009 году приходилась на г. Астану. На протяжении более чем пяти лет город лидирует по объему ввода в эксплуатацию жилых зданий
[6].
Промышленное
производство города сконцентрировано преимущественно в выпуске
строительных материалов, пищевых продуктов/напитков и
машиностроении. Лидирующее положение в Казахстане Астана занимает по производству строительных металлических изделий,
бетона, готового для использования, и строительных изделий из бетона. Также относительно высока доля города в производстве строительных металлических конструкций,
радиаторов и котлов центрального отопления и подъемно-транспортного оборудования.
До 22 %
валового регионального продукта города обеспечивают субъекты малого и среднего предпринимательства.
С целью привлечения
инвесторов и развития новых конкурентоспособных производств, в городе функционирует
Специальная экономическая зона «Астана - новый город». Преимуществами
СЭЗ является наличие особого правового режима, предусматривающего
налоговые и таможенные
льготы. На территории СЭЗ реализовываются проекты различных направлений. В частности, развитие города ориентировано на создание конкурентоспособной экономики с высокой долей
инновационной продукции в общем объеме производства, развитыми секторами обрабатывающей промышленности (производство строительных материалов,
пищевая промышленность и пр.), малым
предпринимательством, обеспечивающим значительную долю
валового регионального продукта города, и развитой сферой
туризма.
Предприятиями обрабатывающей промышленности за 2009 год выпущено продукции в действующих ценах на 77 млрд. 25 млн тенге - это 81 % от общего объема промышленной продукции. В структуре производства обрабатывающей промышленности наибольшую долю занимает:
- производство неметаллических продуктов, стройматериалов (30,3 %),
- производство пищевых продуктов, включая напитки (20,1 %), мясокомбинат, маслозавод, молочный комбинат, мельницы;
- производство металлических изделий (16,2 %), «Металлист», насосный, чугунолитейный;
- машиностроение (15,6 %), вагоноремонтный, насосный и другие предприятия;
- менее 1 % составляют доли объемов текстильной и швейной промышленности, обработки древесины и производств изделий из дерева.
Большое влияние на хозяйственное развитие города оказала железная дорога на
Карталы, построенная в
1931-
1936 годах. В Целинограде ранее действовал крупнейший в Казахстане завод сельскохозяйственных машин - ПО «
Целинсельмаш», а также завод «Казахсельмаш» (бывший завод имени 50-летия
СССР), специализировавшийся на производстве сельскохозяйственных машин для районов подверженных ветровой эрозии. 14 сентября 2006 г. государственным комитетом по работе с несостоятельными должниками была завершена процедура банкротства АО «Целинсельмаш», предприятие ликвидировано и исключено из реестра юридических лиц, имевшиеся долги по заработной плате погашены не были
[7]. Станки завода были проданы в Иран и частным предпринимателям. Организованный на 67 гектарах бывшего «Целинсельмаша» бизнес-инкубатор ОАО «Астанатехнопарк» предоставляет помещения свыше ста собственникам предприятий и 150 арендаторам, занимающихся производством металлоконструкций, оборудования, товаров народного потребления (посуды, швейных и бытовых изделий). Здесь же производят хлебобулочные и кондитерские изделия, мебель и столярную продукцию, ремонтируют автомобили. На этой же территории находится пять высших и пять средних учебных заведений, где учится около 5000 студентов.
Указом Президента Республики Казахстан
Назарбаева Н. А. от
17 марта2006 года № 67 утверждён стратегический план устойчивого развития города до
2030 года[8], определяющий основные направления деятельности по становлению и
устойчивому развитию города как столицы государства. Разработку данного плана осуществил
Центр устойчивого развития столицы.
Железнодорожный узел на стыке линий
Петропавловск -
Караганда -
Балхаш и
Барнаул -
Павлодар - Астана -
Карталы -
Магнитогорск. В городе расположен центральный офис национальной железнодорожной компании «
Казакстан Темир Жолы».
Крупный узел шоссейных дорог: через город проходят автодороги
М-36Челябинск -
Алма-Ата и
А-343 Астана -
Петропавловск.
Международный аэропорт,
Городской транспорт представлен
автобусами (40 маршрутов, ок. 550 единиц),
маршрутными такси (21 маршрут, ок. 250 единиц). Общая протяжённость городской маршрутной сети (
2004) - 1720 км, годовой пассажирооборот - 115 млн чел., стоимость проезда - 60
тенге (в маршрутном такси - 65), 11 автобусных предприятий. В городе также работает
такси.
Троллейбусное движение было открыто в
1983 г. (3 маршрута, однако, с
2006 г. был оставлен только 1 маршрут № 4; 51,7 км контактной сети, 40 единиц). В 2008 единственный троллейбусный парк специальной государственной комиссией был признан убыточным из-за долгов перед энергоснабжающей компанией и полностью закрыт
[9].
В парке культуры и отдыха ранее действовала
детская узкоколейная железная дорога им. Героя Советского Союза
Яглинского М. В., открытая 9 июня 1946 года. В начале 2002 года Детская железная дорога была передана на баланс города и уже к апрелю 2002 года полностью уничтожена - сняты рельсы, выровнены следы от шпал, в здании вокзала открыто кафе, депо переоборудовано под общежитие приезжих строителей, часть вагонов использованы под бытовки, остальные порезаны в металлолом.
В прошлом (1940-е годы) в Целинограде недолгое время действовала в виде городского транспорта внутригородская неэлектрифицированная пассажирская ширококолейная железная дорога - «Горветка»
[10].
В ближайшие годы запланировано сооружение скоростного
Астанинского легкорельсового транспорта LRT (лёгкого метро, скоростного трамвая), а также обычного
трамвая.
В городе построен современный
международный аэропорт, способный принимать все типы воздушных судов. Аэропорт находится на расстоянии 16 км от города.
Также имеются пять высших учебных заведения, Акмолинская областная филармония, музеи (историко-краеведческий музей, музей изобразительных искусств), театры (Национальный театр оперы и балета имени К. Байсеитовой, Казахский музыкально-драматический театр им. К. Куанышбаева,
Русский драматический театр имени М. Горького), библиотеки.
К культурно-просветительским учреждениям города можно отнести также Конгресс-холл, Дворец молодёжи и Президентский Центр Культуры. Монумент
Байтерек является главным символом города.
6 июля 2000 года по проекту Азата Боярлина в столице был построен фонтан «Древо Жизни». По четырем сторонам фонтана расположены фигуры животных -
быка,
лошади,
верблюда и
барана. Фигурку каждого животного венчает голова
дракона-символа мудрости. Само сооружение исключительно символического характера, передающее вечный круговорот жизни. Открытие площади было приурочено к 60 - летию президента Казахстана.
С 24 по 30 октября 2006 года в Астане прошли IV молодежные Дельфийские игры государств-участников СНГ. Подготовку и проведение мероприятия осуществили совместно Национальный Дельфийский комитет Казахстана и
Международный Дельфийский комитет.
Умеренный резко континентальный.
Лето жаркое и сухое,
зима морозная и долгая. Среднегодовая температура 3,1 °C. Осадков выпадает 300
мм в год. Летом может жара превысить 40 °C, зимой иногда возможны
морозы до −50 °C. Город зимой могут легко достичь сибирские морозы, летом - жаркие воздушные массы Средней Азии.
http://ru.wikipedia.org/