Социальные сети обречены на смерть?

Jul 15, 2024 20:13


Нашла у себя в сохраненках апрельскую статью The Verge Эллиса Гамбургера - в ней бывший сотрудник Snapchat рассуждает о проблемах социальных сетей и описывает цикл, который проходят все социальные платформы. Саммаризирую и поделюсь своими мыслями:





Эллис Гамбургер, в частности, пишет, что почти все платформы социальных сетей проходят один и тот же путь:

1. Начинают с благородных намерений создать место для общения друзей и семьи;

2. Обещают быть «другими» и не манипулировать пользователями;

3. Сталкиваются с необходимостью постоянного роста для удовлетворения инвесторов и рекламодателей;

4. Вводят функции, которые отдаляют от изначальной цели;

5. Переходят к показу контента от незнакомцев вместо друзей для повышения вовлеченности (мы примерно где-то здесь);

6. Теряют свою социальную сущность, превращаясь в развлекательные платформы (посмотрите просто пресс-релизы российских платформ, много ли там продуктовых новостей теперь?)

Гамбургер утверждает, что этот цикл неизбежен из-за конфликта между потребностями пользователей и требованиями бизнес-модели. Он также отмечает роль самих пользователей, которые стремятся к социальному одобрению. Автор заключает, что, несмотря на попытки некоторых компаний противостоять этому циклу, давление роста и монетизации в конечном итоге побеждает, приводя к «смерти» изначальной идеи социальных сетей.

Предотвратить этот цикл - сложная задача, однако, на мой взгляд, есть несколько подходов, которые могли бы решить эту проблему. Например, соцсети могли бы сделать фокус на качестве взаимодействий, а не на количестве - заняться разработкой функций, поощряющих качественное общение, а не количественные метрики. Такие попытки уже предпринимались - вспомним возможности скрывать количество лайков под постами.

Однако с этим тоже сложно - как правильно замечает автор статьи, сами пользователи стремятся к социальному одобрению. В этом случае важен поинт повышения цифровой грамотности и обучения критическому мышлению в отношении социальных медиа. Не помню, чтобы моим младшим братьям в школе и колледже часто проводили беседы на этот счет.

Еще один вариант решения проблемы - децентрализация: федеративные системы, позволяющие пользователям контролировать свои данные (уже есть перекос в эту сторону - в этом году все больше говорят о fediverse). И последнее - инновации в дизайне, например, создание интерфейсов, способствующих осознанному использованию. А об этом - в следующей серии. 
Previous post Next post
Up