Детские сады: Китай и Россия

Dec 02, 2015 12:34

За последние полгода наши дети успели посетить и московский детский сад, и китайский. Эмоций и впечатлений очень много, пока попробую написать сравнение наиболее важных факторов и выводы.
Это всего лишь субъективная оценка и непрофессиональное мнение, поэтому оно не может быть использовано для
обобщения и представления об уровне среды в тех или иных детских садах.

1. Возможность посещения группы более старшего возраста.
Москва, гос. садик.
Очень сложно, но возможно при наличии опережения но в развитии. Его наличие придется постоянно и уверенно доказывать каждому ответственному лицу, начиная с детсадовского психолога и заканчивая воспитателем и нянечкой.
Есть также шанс пойти раньше детям из многодетных семей (в 1.5 года в 3-4 летнюю группу). Не уверена, что разницу позволят сохранять.
Китай, не гос. садик.
Допустимо для иностранцев, хотя требуются дополнительные причины (например, нужно учить язык).
2. Образовательный уровень.
Москва: воспитателям запрещено учить детей читать и писать. Тем не менее, в старших группах ежедневно проводят небольшие уроки. Детей активно учат рисовать, клеить. Есть общеобразовательная программа, но
 она предусматривает занятия с каждым ребенком в соответствии с его потребностями. По факту идет очень сильное снижение уровня ребенка, даже если с ним активно занимаются родители.

Китай: уроки старших групп идут до обеда и после обеда, дети умеют писать многие иероглифы, пишут примеры, учат пиньинь, изучают около 5-7 предметов в соответствии с госпрограммой.
3. Мотивация к обучению.
Москва. Родители пугают детей уроками (если ты не оденешься, то не пойдешь гулять и будешь весь вечер делать уроки!), дети панически боятся прописей, считают учебу скучной. (И это уже в саду!).
Китай. Дети любят уроки, ради них хотят ходить в садик и готовы заниматься вечерами.
За два месяца в Москве (и это в старшей группе!) ребенок практически разучился писать цифры, разучился считать до 100 на разных языках, вычитать и складывать. Большинство родителей не заинтересованы учить детей до школы, в обществе сильно пропагандируется необразованность. Методики развития любых навыков, кроме обучения (бусинки монтессори, тряпочки вальдорфа и что угодно, извините за конкретные наезды), занимают все свободное время детей.
За пару недель в Китае оба ребенка снова начали активно учиться, у старшей за пару недель восстановились навыки письма и счета.
4. Языковая среда.
В нашем случае оба родителя говорят на русском языке дома. В этой связи китайский садик имеет больше преимуществ (он дает второй язык не для "галочки", а для реального общения). Садик с русскоязычной средой тоже был достаточно полезен - появились новые выражения, ребенок научился играть в игры (так как хорошо понимал происходящее) и общаться с другими детьми на более глубоком уровне, научился пересказывать  хронологически произошедшее за день.
5. Игры
Тут наоборот, в китайском садике практически отсутствуют, в то время как русском весьма разнообразны. Большинство китайских садов вообще предпочитает не покупать игрушки для ролевых игр, максимум - конструкторы и кубики, младшие группы часто сидят перед телевизором с мультфильмами. В российских садах огромное количество игрушек и нет телевизоров.
6. Гигиена и здоровье детей
Тут постсоветские санпины делают всех:) Нигде, кроме бывшего СССР, мы не сталкивались с требованиями 3-4 комплектов одежды в день. Российские дети однозначно лучше южных сверстников умеют быстро переодеваться, мыть руки во всех необходимых случаях, не забывать про сменную обувь, и т.п., а воспитатели не устают снимать и одевать бесконечные колготки-кофточки-штанишки-ботинки малышам.
 Дети ооооочень долго гуляют 2 раза в день, поэтому большую часть года у них всегда насморк, температура на улице часто около нуля и ниже. Зато санпины держат температуру в помещениях в очень узких рамках, и внутри сада очень комфортно, многие дети ходят с коротким рукавом. Отлкичное и разнообразное меню, да и в плане еды за ребенка можно не беспокоиться. Три раза в неделю проводится физкультура и музыка с танцами, дети переодеваются в специальную форму.

В Китае соблюдаются самые необходимые требования гигиены. В садиках всегда моют пол, дети спят без обуви (в отличие от, кажется, США), дети в саду чистые и причесанные. Гораздо меньше требования к температуре в помещении, большую часть года в китайском саду для русского ребенка очень и очень жарко, температура за 30. Даже если работает кондиционер, всегда открыты окна для свежего воздуха. Довольно однообразное для русского ребенка меню, отсутствует молочная кухня.
Каждое утро дети всем садом присутствуют на утренней гимнастике на свежем воздухе.

С небольшой простудой дети присутствуют в садах в обеих странах, это в принципе нормально.
7. Безопасность
Увы, нашим детям удавалось получить небольшие травмы в обоих детских садах. В Китае в этом случае вызывают родителей и вместе с директором и учителем вместе отводят в соседнюю клинику. Все процедуры проводят за счет садика, ребенка держит на руках его учитель.
В России родителей могут сразу не информировать (если травма не очень значительная), все процедуры проводит собственный врач детского сада. А родителям сообщат вечером.
Везде огороженная территория, в России в садах есть своя охрана и врач+медсестра, в Китае - не обязательно.
В Китае данные видеонаблюдения всегда можно посмотреть хотя бы у заведующей садика, в России - проблематично, если оно и есть. Да и вообще, заведующая садиком в Китае сидит зачастую в открытом помещении и все родители заходят за детьми через ее открытый кабинет, в этой связи участие в жизни садика становится гораздо выше.
8. Время пребывания
В России сады работают с 7 до 7, но в младших группах детей практически все забирают в 11-14 часов. Если вы будете приходить за своим ребенком без десяти семь регулярно, воспитатель младшей группы будет относится к этому очень негативно. Ребенок после садика обычно грустный и заторможенный (в младших группах), замерзший от 1.5-часовой прогулки. В садике ему с обеда могут говорить "мама скоро придет", долгое отсутствие родителей считается издевательством как со стороны воспитателей, так и со стороны других родителей.
В Китае сады работают с 7-30 до 17-30 (чаще гораздо раньше закрываются), однако в 17-27 приходить можно без проблем и вопросов. Дети с первого дня остаются на полный день, и за несколько дней адаптируются. Воспитатели гораздо меньше выглядят уставшими по вечерам (подозреваю, что и тут проблема не в воспитателях), хотя в группах бывает по 40 человек.
Дети после садика абсолютно счастливые, танцуют или считают у забора, ждут родителей и едят печеньки, которыми их угощает воспитатель.
9. Социальная благополучность среды, взаимоотношения
В московском садике в младших группах родители стремятся принести в садик и показать как можно более дорогие игрушки для группы. В группах сильное половое разделение, девочки почти всегда играют в посудку, кукол, косметику, мальчики - в машинки и конструкторы. Игры довольно агрессивные,  дети часто стремятся самоутверждаться за счет друг друга. В играх постоянно появляется частная собственность, основным смыслом игр становится удерживание у себя игрушки. В отношениях родителей сохраняется уважение к воспитателю, воспитатели строгие, но в целом адекватные.
В старших группах в Китае дети почти всегда заняты на уроках. В свободное время могут хором считать цифры. Гораздо более спокойное отношение к общим игрушкам, в садик дорогие вещи приносить не принято. Очень сильный культ воспитателя, даже называют его "учитель", а не "воспитатель". Как правило, они гораздо больше улыбаются детям (это не у нас работают плохие люди, это общепринято в Китае - часто улыбаться детям. Можно наблюдать отношение прохожих к тем же китайским детям). Есть ощущение, что или в Китае гораздо меньше неблагополучных семей, или у таких детей меньше времени, чтобы передавать свои познания в группу. Большую часть знаний дети все же получают от учителя, они гораздо добрее по отношению друг к другу и любят учиться.
---------------------------
Ну и еще в китайских садах есть автобусы по адекватным ценам, поэтому можно выбрать садик гораздо дальше от дома.
---------------------------
Таким образом,
посещая государственный российский детский сад, ваш ребенок получает безопасное пребывание с 7 до 7, навыки гигиены, хорошее питание и много игрушек. Дома вам необходимо прививать ему мотивацию к обучению (это очень сложно, как мы ни старались, ребенок за пару месяцев практически расхотел учиться и забыл половину знаний). Можно дома смотреть развивающие мультфильмы, т.к. глаза еще не устали. Также нужно самостоятельно развивать общечеловеческие ценности, что также очень сложно " в противофазе толпе", постоянно смягчать внешнюю агрессию, снижать негативное влияние среды.
И тем не менее мы все равно очень рады, что нам удалось побыть два месяца в московском детском саду, и мы искренне благодарны воспитателям, что они воспитывали наших "китайских" детей, несмотря на их дикое несоответствие среде по всем пунктам)))) Мы никак не могли докупить нужное количество всех комплектов одежды, мы не скидывались ни на какие сборы, мы всегда очень поздно приводили и забирали детей, мы требовали их развивать и делали много других гадостей:) Но нас терпели и даже немного любили:)
В китайском садике ребенок очень любит учиться, имеет в целом хорошую систему ценностей, сыт и здоров, получает второй язык "не для галочки". У него здоровая самооценка.
 Имеет существенный отрыв в области знаний и навыков, хотя ему нужно будет потратить гораздо больше времени в будущем для усвоения иероглифики. Дома ему важно обеспечить высокобелковое питание, разнообразие игрушек, прогулки на свежем воздухе.

дети, Россия, детские сады, Китай

Previous post Next post
Up