Только цифры и факты.
1. Из 70 тысяч ПХД-студентов набора 2013 в США на собственно науку приходится всего 25. Я включаю сюда биологию с сельским хозяйством (что спорно, но пусть будет) "математику и компьютерные науки", "физику и науки о земле", химию и проч. "Выбрасываю" образование, бизнес, управление и прочую гуманитарщину в плохом смысле этого слова.
На те же блоки у Китая приходится 45-50 тысяч человек. Разница в два раза уже нарисовалась...
Едем дальше. Общее число "студентов с временной регистрацией в США" (читай: иностранцев, хоть и упрощенно) на уровне ПХД-программ составляет 20%, что уже впечатляет.
Ещё больше впечатляет разбивка по областям науки: доля "понаехавших" в математике и CS- 57%, инженерных науках - 55%, физике - 30 (табличка 2.9). При этом 60% всех иностранцев идут в "высокорейтинговые ВУЗы по классификации Carnegie", а вот среди коренных американцев таких всего 36%(2.7).
Более того, почти все физики (60% от всех postgraduate-студентов) появляются, аки черти из коробочки, уже на уровне ПхД.
При этом (табл.3.10) уже очень много лет снижается набор "белой британской расы" на программы магистратуры и докторантуры. Прошу прощения за закавыченный термин, у сшашников он используется регулярно (non-hispanic white) и призван олицетворять гордость нации, её, так сказать, элиту. Поскольку мне трудно понять, что не так с белыми испанцами, я использую тот термин, который использую.
Итак, сухой итог: из примерно 25 тысяч студентов в более-менее научных областях 10+ тысяч приходятся на нерезидентов. Вообще говоря это свидетельствует об очень серьезных проблемах с уровнем образования в самих штатах, причем не только на уровне бакалавриата, но даже и на уровне магистратуры: чрезмерно большой процент попадающих в докторантуру от общего числа обучающихся на этих программах (а в более широком аспекте - и резкое снижение числа "своих" студентов после бакалавриата) говорит о том, что условный выпускник бакалавриата того же Гарварда с трудом выдерживает конкуренцию за место под научным солнцем, в то время, как, судя по рейтингам, попасть в этот самый Гарвард должно светить только двум-трем гениям из-за рубежа, да и то по квоте...
Иллюстрация: CS (computer science) - 7% выпускников бакалавриата не имеют постоянной регистрации на территории США, 65% выпускников - те самые "белые американцы, в связях с испанцами не замеченные". Выпускники магистратуры - 60+% нерезиденты, всего 30% "белые". В докторантуре, вроде бы, ситуация чуть выравнивается (исходя из тех данных, которые у меня есть), но я не исключаю, что это артефакт.
Теперь источники.
США:
1) Graduate Enrollment and Degrees: 2003 to 2013
Jeff Allum, September 2014 Copyright © 2014 Council of Graduate Schools, Washington, DC
(pdf-version)2) Computing Degree and Enrollment Trends (From the 2010-2011 CRA Taulbee Survey)
Computing Research Association
http://cra.org (pdf-version) Китай:
China Statistical Yearbook
(раздел education, Science and Technology. Открывать в Интернет Эксплорере, на текущий момент сборник 2014-года может не открываться в других браузерах.) Раздел Number of Postgraduate Students by Field of Study. Хотя Statistics on Postgraduates and Students Studying Abroad тоже может представлять интерес.
Итого: штаты-гигантский пылесос с довольно-таки посредственной (если не сказать, плохой) системой начального, среднего и высшего образования вплоть до магистратуры (включительно или нет - вопрос отдельный), перекошенной в область "управления и администрирования, менеджмента и других ругательных слов", сшашную науку делают люди, созданные не этой образовательной системой. Как только пылесос потеряет привлекательность (а он уже её теряет, проблемы в финансировании науки в США - секрет полишинеля), наука "схлопнется" окончательно. В то же время, Китай имеет достаточно ресурсов для того, чтобы нарастить число студентов в разы, если не на порядок, по инженерным и научным специальностям, так как разница в числе студентов на ступенях "бакалавриат", "магистратура" и "докторантура" это позволяет. Кроме того, как вы понимаете, большая часть китайских студентов выращены в местной школе, что,однако, не мешает им и их коллегам занимать львиную долю позиций в тех же американских ВУЗах и, следовательно, быть заряженными на возвращение домой (см. столбец Number of Returned Students в таблице Statistics on Postgraduates and Students Studying Abroad)
Не судите строго, это пока первая версия, "причесывать" буду позже. Смысл, однако, вряд ли изменится...
Все отчеты доступны и легко скачиваются, так что цифры легко проверить.