Чудо зарождения сознания (психологический пост)

Aug 27, 2014 00:53

Вместо предисловия
Этот пост посвящен наблюдениям за развитием совершенно настоящего ребенка раннего возраста с учетом языковой среды, отличной от внутрисемейной.
Цель поста - обратить внимание нынешних и будущих родителей на период раннего развития ребенка и еще раз подчеркнуть, что любой ребенок может добиться чего угодно, если помогать ему правильно выстраивать мотивацию.
Сразу оговорюсь, что автором поста является мама, поэтому информацию нельзя считать абсолютно досторверным научным источником. Со стороны папы, который является МГУ-шным психологом по образованию, пост проверялся только на явные несоответствия.
Но хотелось бы полагать, что опуса из серии "Как вырастить гения", "десять способов соблазнить женщину", "как вернуть любимого, если его сглазили" и прочей эзотерики здесь не возникнет :)
--------------------------------------------------------------
Развитие ребенка происходит циклично, за периодами тренировок наступают периоды новых умений и навыков. Это особенно заметно при наблюдении за младенцем до года. Например, после того, как малыш научился уверенно сидеть, первые недели он все время двигается в разных направлениях, чтобы встать. Он плачет, падает, но продолжает ежедневные тренировки. И вдруг Вы замечаете, что он совсем-совсем неуверенно поднимается, цепляется за вертикальные поверхности, встает на колени. Как только необходимые мышцы окрепнут, а пропорции тела достигнут необходимого соотношения, он будет уверенно вставать каждые пять минут. Такие скачки физических навыков до года происходят каждые несколько недель, и заметны невооруженным глазом.
В период от года до двух картина совершенно меняется. Вы успеваете привыкнуть к размерам и способностям своего ребенка, и изменение происходит менее заметно. Однако в этот период организм накапливает все необходимые ресурсы для следующего рывка: ребенок начинает отдельное осознание своей личности, набирает словарный запас, изучает причинно-следственные связи и взаимоотношения объектов.
В нашем случае в 1.8 ребенок пошел в китайский детский сад. Наложившийся на это время эффект адаптации внес существенное изменение в развитие, ребенок начал собирать запас китайских слов, начал взаимодействовать с другими детьми, стал более самостоятельным. С другой стороны, более старшие дети в детском саду передали новые негативные черты - нелюбовь к книгам, некоторую агрессию, нежелание читать буквы, плюс к этому - кризис "я сама" и неумение выразить эмоции словами.
Через четыре месяца работы мы решили сделать каникулы в садике на один месяц, и именно в этот месяц начали происходить потрясающие вещи. Я никогда не видела двухлетних детей у себя дома, и не подозревала, насколько это волшебно.
Первое появление долгосрочной памяти мы заметили, когда ребенок вечером вдруг неуверенно сказал, что уронил эту банку со стола утром. А потом буквально за пару недель маленькое, вечно хныкающее и ломающее все вокруг существо, которого нужно было постоянно развлекать одними и теми же надоевшими всем играми, начало превращаться в крошечную девочку:)
Сначала Алиса неуверенно комментировала все происходящее 2-3 сложными фразами, затем быстро-быстро базово освоила падежи, роды и предлоги, добавила глаголы, затем появились "еще", "сначала", "а потом", "если-то", "зачем".... Папа рассказывал ей обо всем, что видел вокруг - почему у дерева есть корни, зачем строят дом, куда едет скорая помощь, кто живет за окнами... Она просила рассказывать еще и еще, хотя не умела задавать вопросы. Потом стала вспоминать все, что произошло в течение дня, запоминать географические привязки (наш дом, наш двор, зеркало в той комнате, кукла в детской...). Потом начала помогать папе рассказывать сказки, придумывать и выстраивать события. Стала понимать, почему надо или не надо что-то делать, и аргумент в споре "или пойдешь в угол" мы стали заменять на "или будет грязно", "или брату будет больно", или "цветочек умрет"...
Это все произошло буквально за 2-3 недели, причем английский и китайский пока остались на том же уровне (слов и отдельных выражений).
И самое интересное заключается в том, что в таком возрасте (лет до 3-4) невозможно заставить ребенка учиться больше, чем ему интересно, поэтому давать информации можно сколько угодно, вопрос в мотивации.
А еще в этом возрасте (2-3 года) развивается устная речь (учебник по общей психологии Ю.Б. Гиппенрейтер), ребенок запоминает слова с 1-2 повторений. Поэтому именно сейчас важно как можно больше говорить с ребенком (ну или хотя бы ставить ему хороший медиа-контент) и желательно это делать на нескольких языках.
И если Ваш ребенок еще не проявил навыки речи и памяти - наберитесь терпения и говорите с ним. И скоро волшебное превращение откроется и в Вашем доме:)
Ну а с сентября пойдем снова в детский сад и будем надеяться, что наконец-то узнаем в рассказах, чем и как там занимаются малыши)

психология, дети, 2-3 года, детские сады

Previous post Next post
Up