Последнее время в ленте новостей очень часто проскальзывают репосты на тему "10 секретов успешного человека" и иже с ними, а также всевозможные негативные описания "ошибок" финансово-неуспешных. Как правило, это набор общечеловеческих ценностей, совершенно не характерных для истиной финансовой верхушки, но существенно повышающих ее социальный статус в глазах обывателей.
В таких случаях, чтобы восстановить покачнувшуюся справедливость, в качестве "финансово успешного" мы представляем себе случайного топового блогера рунета или случайную же популярную телеведущую, а "неудачником, которому нужно стремиться и расти" может оказаться непритязательный доктор наук, академик РАН или врач городской поликлиники.
К чему приводит изначально некорректно сформулированная реклама "успешных" людей?
На 1 июля 2014 года общая задолженность физлиц кредитным организациям в РФ составила приблизительно 10.5 трл рублей Население РФ - примерно 143 млн человек, соответственно на сегодня средний долг россиянина, включая грудных младенцев и стариков, 73.5 тыс рублей. Причем средняя ставка по кредитам физлицам - около 30%.
Среднемесячная начисленная заработная плата за апрель 2014 в РФ составила 32.947 тыс рублей"Одновременно с тенденцией снижения частоты общения представителей небедных с представителями бедных слоев населения в российском обществе шло постепенное, но чётко прослеживающееся ухудшение отношения к бедным. Так, за последние 10 лет среди россиян резко (более чем в полтора раза) сократилось число относящихся к бедным с сочувствием и резко (тоже более чем в полтора раза) увеличилась доля тех, кто относится к ним не лучше и не хуже, чем ко всем остальным. Почти втрое выросла за этот период и доля тех, кто относится к ним безразлично.
...
Почему же, живя в целом все хуже и хуже и оценивая свою жизнь все более негативно, российские бедные активно залезают в долги, чтобы покупать все новые виды домашнего имущества? Объяснить этот феномен можно двумя обстоятельствами. Во-первых, давно известная маркетологам закономерность опережающего стремления именно низших слоёв общества к престижному потреблению в ущерб многим другим, казалось бы, более значимым своим потребностям. В основе этого стремления - неудовлетворённость своим социальным статусом, ярко выраженная и у российских бедных, их попытка повысить самооценку через приобретение не соответствующего их структурной позиции в обществе имущества...
Во-вторых - особая роль имущественного набора в сохранении социального капитала человека в российском обществе. В этом плане покупка дорогостоящего имущества типа смартфона, айпада и т. д., не входящих ни в какие прожиточные минимумы, играет роль своего рода маркера,
свидетельствующего о том, что человек ещё не «за чертой» и поддерживает его статус в сообществе. "
Бедность и неравенство в современной России, Институт социологии РАН, 2013