«Президент»: Самарский «распил» Хабаровска. Часть 1

Jul 03, 2023 14:40




Итоговая часть расследования о коррупции и махинациях при осуществлении мусорной реформы в Хабаровском крае.

Независимый журналист Александр Никишин публикует итоговую часть расследования о коррупции и махинациях при осуществлении мусорной реформы в Хабаровском крае.

По его словам, вот уже четвертый год в Хабаровском крае длится эпопея, непосредственно связанная с мусорной реформой. С приходом нового губернатора общественно-политическая обстановка, которая и так была в достаточной степени протестной, вследствие истории с арестом и осуждением прежнего губернатора Сергея Фургала, стала накаляться в ещё большей степени, грозя вновь перерасти в гражданские беспорядки. Ведь коррупционные схемы, появившиеся при новой власти, напоминают о себе ежемесячно в виде платежек за вывоз мусора каждому жителю Края, каждому бизнесмену, каждому государственному, муниципальному, бюджетному и коммерческому предприятию. И каждый месяц деньги из их кармана плавно перетекают на частные самарские счета.


Подоплека и сущность происходящей «мусорной» вакханалии в Хабаровске были ранее изложены в статьях «Мусорная реформа в Хабаровске: и смех, и слёзы, и коррупция» , «Мусорная реформа в Хабаровске: факты и цифры» , в газетах «Завтра» и «Президент», а также в отдельно изданной брошюре «Самарский «распил» в Хабаровске» серии «Независимые журналистские расследования», изданной тиражом 10 000 экземпляров.

В свою очередь, настоящая статья представляет собой своеобразный итог, логичное обобщение фактов и раскрытие коррупционной схемы, при помощи которой ежедневно обкрадываются хабаровчане, бюджеты всех уровней и предприниматели разных масштабов.

С чего все начиналось…

В декабре 2020 года в Хабаровске новый губернатор заявил, что он будет добиваться уменьшения тарифа за вывоз и утилизацию мусора в Крае, расторг прежний договор с региональным оператором ООО «ТСК ФЕСТ», который действовал до конца 2030 года, и назначил новый конкурс по выбору нового регионального оператора.

Именно в тот момент начала действовать довольно хитрая, но очень топорно сделанная коррупционная схема. В результате детального анализа конкурсной документации, Соглашения и утвержденных тарифов на 2022 - 2025 гг., был выявлен ряд серьёзных нарушений со стороны должностных лиц Министерства ЖКХ и Комитета по ценам и тарифам, а также регионального оператора с самарскими корнями ООО «Хабавтотранс ДВ».

Нарушения в дальнейшем повлекли за собой причинение материального ущерба федеральному, краевому и муниципальным бюджетам, а также простым жителям зоны № 1 и представителям крупного, малого и среднего бизнеса на территории зоны деятельности № 1 (г. Хабаровск и район им. Лазо).

В приложении № 10 к конкурсной документации чиновниками Комитета по ценам и тарифам Хабаровского края была допущена грубая ошибка. Сумма всех начальных валовых выручек (далее - НВВ) за 10 лет составила 18,095 миллиардов рублей, а приведённая стоимость в Расчёте якобы - 11,554 млрд руб. Но фактически, приведённая стоимость составляет 17,512 млрд руб.



Таким образом, разница между реальным и приведённым Комитетом значением составляет 5,985 млрд руб. При этом весь дальнейший Расчёт тарифов производится Комитетом, исходя из суммарной НВВ в 18,095 млрд руб. и приведённой стоимости в 17,5 млрд. руб., а не 11,554 млрд руб., как это указано в Соглашении. Естественно, зная об этой «ошибке», Комитет везде: в тарифном деле, в судебных заседаниях, в ответах прокуратуре и т.д., ссылается на пункт 84 Главы VI «Особенности формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО» Методических указаний. Более того, он упорно игнорирует и не использует в расчётах и утверждении тарифа п. 83 этих же Методических указаний, который чётко определяет порядок Расчёта единого тарифа и сформулирован следующим образом:



«Единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается в соответствии с условиями соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемого между региональным оператором и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам конкурса на выбор регионального оператора».

Заявка победителя конкурсного отбора, на которую ссылается Комитет по ценам и тарифам в п. 84:



Именно с этой заявки и пошла реализация всей коррупционной схемы. Никишин обращает внимание на допущенную в Заявке аналогичную ошибку, что не похоже на совпадение и может указывать на кооррупционные соглашения.

Говоря простым языком, Комитет производит Расчёт из реального значения приведенной стоимости в 17,512 млрд. руб., а не из приведенной стоимости, указанной в Соглашении и конкурсной документации (в 11,554 млрд руб.). Юристы характеризуют такое деяние как признаки превышения своих полномочий и нарушения действующего российского законодательства в сфере тарифного регулирования, а также допущения должностного подлога и использования своего должностного положения, повлекшее за собой причинение умышленного ущерба федеральному, краевому, муниципальному бюджетам, а также гражданам России, проживающим в зоне № 1 и предпринимателям в пользу коммерческой структуры - ООО «Хабавтотранс ДВ».

Расхождение расчётов чётко отражено в «Заключении Специалиста по обоснованию приведенной стоимости услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края в Зоне деятельности № 1: городской округ «Город Хабаровск» и муниципальный район им. Лазо», которое заказало региональное отделение социалистической политической партии «Справедливая Россия - Патриоты - За Правду» в Хабаровском крае.

Журналисту Александру Никишину из доверительных бесед с местными предпринимателями удалось выяснить, что, в соответствии с их утверждениями, разработчиком и организатором этой коррупционной схемы, с согласия А.В. Милеева, являлся некий гражданин С.А. Пайст, с которым и согласовывались все изложенные ранее действия Комитета. Примечательно, что непосредственно Пайст ни на каких документах личную подпись не ставил, а использовал для этого тогдашнего директора ООО «Хабавтотранс ДВ» Матвеева. Руководящие же указания Комитету, в частности начальнику Отдела регулирования тарифов Марине Булановой якобы поступали от «человека, похожего на губернатора».

При этом Матвеев, де-факто, исправно играл роль послушной марионетки своего тогдашнего руководителя. Речь идёт об арестованном за мошенничество в особо крупных размерах директоре АО «Спецавтохозяйство г. Хабаровска» Алексее Изотове, имеющем в настоящее время статус подследственного. О нём более подробно изложено в статье «Мусорная реформа в Хабаровске: цифры и факты».

В мае 2021 года С.А. Пайст встречался с предпринимателями, занятыми в сфере «мусорного» бизнеса, тщеславно заявляя, что вопрос о его назначении в качестве регионального оператора уже решён с «человеком, похожим на губернатора» и Министром ЖКХ Края Дарием Тюриным. На той же встрече он открыто сообщил предпринимателям, что сотрудничество с ними ограничено одним-двумя годами в зависимости от поддержки его со стороны «сильных мира сего», но в любом случае будет прекращено в 2023 году. И действительно - через три месяца, 16 августа 2021 года - начался Конкурс, а 17 августа Пайст стал учредителем победителя конкурса ООО «Хабавтотранс ДВ». При этом он честно признавал, что в случае проигрыша на выборах нового губернатора, он мгновенно покинет Край и вылетит в Москву. Чего, как все знают, не случилось.

Что интересно, дата самого Конкурса также была назначена с учётом выборов губернатора, можно сказать, приурочена к ним: завершение приёма заявлений было 17 сентября 2021 года, а принятие решения о победе регионального оператора ООО «Хабавтотранс ДВ» - 20 сентября, то есть, сразу после выборов 19 сентября.

Кроме того, Пайс, вероятно, используя коррупционную поддержку со стороны администрации Края, установил ценовой штраф в Конкурсе и, соответственно, в Соглашении всего лишь в 1 тысячу рублей, хотя по закону он должен составлять 1,1 миллион рублей, что в тысячу раз меньше.

Ошибка, точный расчет или преступление?

Возвращаясь к теме об «ошибке» в расчётах Комитета по тарифам и ценам, хотя, если внимательно изучить приведённое ранее «Заключение», то там чётко указано, что существует не сам расчёт, а только порядок расчёта, можно сделать несколько важных выводов о причинах столь существенного снижения приведенной стоимости на 6 млрд руб.:

Первое - умышленное ограничение конкуренции. Безусловно, на сумму 17,5 млрд руб. на Конкурс заявились бы многие. А 11,554 млрд руб. - это себестоимость по Хабаровску с минимальной прибылью, а с учётом района им. Лазо - гарантированный убыток. Поэтому и был единственный участник Конкурса и в дальнейшем победитель - ООО «Хабавтотранс ДВ».

Второе - 09 декабря 2020 года в Хабаровск прилетел депутат Самарской Губернской Думы от «Единой России» А.В. Милеев, который является бенефициаром самарского регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс» и Хабаровского ООО «ХАТ ДВ», о чём он активно писал в ныне запрещенной в России социальной сети «Твиттер». Очевидная цель - встреча со своим другом еще по Самарской Губернской Думе, «человеком, похожим на губернатора».



После встречи «человек, похожий на губернатора» вышел с предложением к полномочному представителю Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутневу, руководителю администрации Президента России А.Э. Вайно и его заместителю С.В. Кириенко о прекращении деятельности местного и уже работающего с 01 декабря 2020 года регионального оператора ООО «ТСК ФЭСТ».

В качестве основных обозначались две следующие причины:

- инкриминировалась якобы существующая связь с прошлым губернатором Сергеем Фургалом;

- высокие тарифы.

Соответствующее разрешение он получил и 24 декабря 2020 года на совещании заявил, что расторгает Соглашение с ООО «ТСК ФЭСТ» из-за высоких тарифов. Хотя достаточно было снизить тариф через Комитет по ценам и тарифам или, как предусматривает законодательство, сменить на другого, но по стоимости Соглашения не больше, чем у прежнего, то есть 13 млрд руб. за 10 лет. Но эта цена новых бенефициаров не устраивала, поэтому, по мнению Никишина, очевидно, МинЖКХ Края было расторгнуто Соглашение и дополнительное Соглашение, что также однозначно говорит о полной аффилированности данного Министерства и ООО «Хабавтотранс ДВ».

«Человек, похожий на губернатора», вероятно, заверил своих руководителей - федеральных чиновников - в существенном снижении общей суммы Контракта с новоявленным региональным оператором. Поэтому и появилась сумма Соглашения в 11,554 млрд рублей. Но реальная цена Соглашения составила 17,695 млрд руб. То есть, в действительности, он, совместно с Комитетом и МинЖКХ, собственными манипуляциями с цифрами ввёл в заблуждение не только своё руководство, но и всех потребителей. Всё предельно логично. Показано снижение на 2 млрд руб., а по факту произошло увеличение стоимости услуги регионального оператора на 4 млрд руб. Почему и стало возможным «очевидное - невероятное», заключающееся в том, что при снижении суммы Соглашения вдруг произошло нелогичное увеличение тарифа более чем на 30%.

К сожалению, приходится констатировать, что самарские «гастролеры-иллюзионисты» своим «фокусом» ввели в заблуждение всех, и даже суды, и прокуратуру. Примечательно, что помогали им в этом местные органы власти.

Кстати, в самой Самаре, согласно сообщению депутата Государственной Думы Михаила Матвеева, против ООО «ЭкоСтройРесурс» уже возбуждено уголовное дело. по фактам неправомерного завышения тарифов. Почерк в Самаре и Хабаровске одинаковый, поскольку бенефициар один - самарский друг человека, похожего на губернатора, депутат от Единой России Милеев Александр Владиленович.

Чиновники и коррупция

Самое прискорбное состоит в том, что в реализации вышеизложенной коррупционной схемы активно участвовали и чиновники МинЖКХ Хабаровского края. Совершенно очевидно: они были в курсе всех махинаций-манипуляций с цифрами со стороны Комитета по ценам и тарифам. Вот следующие доказательства их явной осведомленности и вовлечённости в данную противоправную схему:

МинЖКХ, вероятно, преднамеренно удалило Приложение № 10 к конкурсной документации, не включив его в Соглашение. Хотя названное Приложение, согласно действующему федеральному законодательству, должно быть неотъемлемой частью Соглашения. Дело в том, что именно в нём указывается цена Контракта с разбивкой по годам (с 2022 по 2031 гг.). Без этого Приложения не могли законным образом рассчитаны тарифы с разбивкой по каждому году. Цифры НВВ (НВВ/объем ТКО = предельная величина тарифа) Комитет брал из конкурсной документации, а именно из Приложения № 10, которого, как было отмечено, нет в Соглашении.

Начиная с момента заключения (с 19 октября 2021 г.) и по настоящее время, МинЖКХ не разместило рассматриваемое Соглашение в Единой автоматизированной информационной системе (далее - ЕАИС) для публичного ознакомления, вероятно, с тем чтобы не привлекать излишнее внимание к отсутствию в Соглашении Приложения № 10, в котором указана противоречивая информация. Данное публичное размещение в ЕАИС необходимо еще также в целях казначейского сопровождения. Более того, Соглашение отсутствует на официальном веб-сайте регионального оператора, что является обязательным условием честной и отрытой работы организации.

Сумма годовой банковской гарантии исполнения Контракта с ООО «Хабавтотранс ДВ» составлена не с учётом 11,5 млрд руб., а с учётом 17,5 млрд руб.

В январе 2022 г. и феврале 2023 г. региональный оператор (ООО «ХАТ ДВ») разместил на своем веб-сайте официальную информацию об Аукционе по выбору оператора на предмет транспортирования отходов по соответствующим районам г. Хабаровска. Торги обязаны проводиться ежегодно, что и происходит. Цену и сумму они указывали и указывают с учётом 17,5 млрд руб., а не 11,5 млрд руб., как зафиксировано в Соглашении, по которому они сами взяли обязательства вывоза ТКО за 11,5 млрд руб., а не за 17,5 млрд руб. В качестве заказчика МинЖКХ согласовывает и в дальнейшем утверждает результаты указанного ранее Аукциона с цифрами в 17,5 млрд руб. Эти цифры не соответствуют сумме Соглашения в 11,5 млрд руб., а существенно завышены. Тем самым, они собственными действиями - как Заказчик - сами же нарушают сумму государственного контракта, то есть подписанного ими же Соглашения.

Хабаровские предприниматели может и хотели бы принять участие в торгах, поскольку цена по лоту была внушительной в 17,5 млрд. руб. и выгодной. Однако, вследствие отсутствия конкретных цифр, участие не представлялось возможным. Поразительно, но не были указаны даже места утилизации и захоронения отходов. На эти размытые условия согласились только две фирмы: ООО «Норма» и ООО «Квант», имеющие самарские реквизиты. Так, организатор торгов имел псковскую прописку, и через неделю после завершения Аукциона сменился учредитель и директор В. Дунисов, имеющий самарскую прописку, что совершенно четко свидетельствует об аффилированности ООО «ХАТ ДВ» и ООО «Норма», и ООО «Квант».

Комитет по ценам и тарифам, в чей функционал входит недопущение подобной аффилированности при рассмотрении и утверждении тарифов, допустил факт полной аффилированности между региональным оператором и его самарскими субподрядчиками.

Кроме того, прокуратура Хабаровского края в процессе проведения антикоррупционной экспертизы тарифов почему-то не обратила внимание на присутствие полной аффилированности самарских юридических и физических лиц. «Око государево» просто не заметило этот вопиющий факт. Таким образом, вполне возможно констатировать, что Прокуратурой, Комитетом по ценам и тарифам и МинЖКХ было допущено участие в работе регионального оператора исключительно самарских заинтересованных лиц, кроме подконтрольного Мэрии города Хабаровска - АО «САХ», которое, как Никишин сообщал ранее, также работает в интересах самарских участников дела, предоставляя им технику и свою МПС «Северную» по «убыточному» тарифу, а также собственные производственные мощности на общественных началах.

В целях искусственного ограничения конкуренции и недопуска к участию других участников, была завышена сумма штрафов и пеня, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1042. Ранее сумма штрафа для регионального оператора была всего 1 тыс. руб., при контракте в 11,5 млрд руб., как уже было отмечено, практически в тысячу раз меньше положенного. Данное важное обстоятельство также свидетельствует о полной аффилированности краевых чиновников и частной структуры.

Естественный вопрос: «Это случайно?»

Любой незаинтересованный человек, ознакомившись с изложенными ранее фактами, придет к однозначному выводу, согласно которому чиновники краевой администрации, заключая Соглашение от имени и в интересах всех потребителей, например простых граждан, предпринимателей, муниципальных краевых и федеральных субъектов, в реальности действовали в интересах частной структуры, да ещё и из чужого региона.

От источников Александра Никишина в руководстве регионального оператора стало известно о двух коррупционных схемах, которые были осуществлены исполнительным директором ООО «ХАТ ДВ» господином Владимиром Капишниковым. Кстати, этот господин был осужден на 7 лет по ч. 8 ст. 204 УК РФ (Коммерческий подкуп в особо крупном размере) и на настоящий момент условно-досрочно освобожден.

Схема первая:

«Для утверждения высоких тарифов необходимы акты, подтверждающие существенный объем вывоза, хотя по факту объемы были незначительными. В этих целях в некую переговорную комнату, в которой я тоже побывал (находящуюся в г. Хабаровске на ул. Ленина, 57), где располагается и офис ООО «Хабавтотранс ДВ», приглашались крупные потребители из числа федеральных и муниципальных краевых структур, а также бизнеса для подтверждения несуществующих объёмов. Со стороны потребителей указания им давали лица, связанные с правительством Хабаровского края и Мэрией города. Были среди них люди и в военной форме, чью принадлежность к определённой силовой структуре мне выяснить, к сожалению, не удалось. Данный факт может быть легко подтвержден методом «кассового разрыва». Те, кто не соглашался, был предупреждён лично Владимиром Капишниковым о том, что через суд они всё равно начислят всё по нормативам накоплений ТКО, после чего потребители становились сговорчивее, тем более что им обещали не производить начисления за приписанный объем. Господин Капишников объяснял всё это необходимостью формального характера. Практически все подтверждали завышенные объёмы».

Член Союза журналистов России, член редакционного совета журнала «Вестник Национального комитета общественного контроля» Александр Никишин.

Схема вторая:

По словам Александра Никишина, в целях увеличения суммы получаемой субсидии из краевого бюджета, Капишников дал указание подчиненному ему Отделу по работе с физическими лицами искусственно увеличить в ноябре и декабре 2022 г. объём площадей по частному сектору. В результате подобных действий, региональный оператор в конце декабря 2022 г. получил из бюджета дополнительно ещё более 20 млн руб. за счёт таких манипуляций. Дело в том, что частный сектор является более привлекательным в плане выгоды, поскольку с многоквартирных жилых домов (далее - МКД) сумма субсидии составляет 59 коп. с 1 м2, а с частного сектора - более 3,0 руб. на 1 м2, так как субсидируется все, что свыше 5,0 руб. за 1 м2.

По МКД тариф составляет 5,59 руб. за 1 м2, по частным - свыше 8 руб. В настоящее время возникшая проблема серьёзным образом озадачила заместителя директора по финансам регионального оператора. Отчетливым индикатором такой озадаченности явились осязаемые признаки того, что на определённом сленге называется «замести следы». Так, в январе текущего года многие собственники частного сектора не получили квитанций к оплате за указанный месяц. Тем самым, на наш взгляд, региональный оператор пытается при помощи весьма незатейливого приёма - не выставления счетов за свои услуги - хоть как-то исправить сложившуюся ситуацию.

«Что касается субсидий, то при сумме Соглашения в 11,5 млрд руб. они просто не нужны. Приведу абсурдность ситуации. При контракте у ООО «ТСК ФЕСТ» в 13,5 млрд руб. в 2020 г. стоимость услуги составила 4,02 руб. с м2 МКД, а при сумме контракта у ООО «Хабавтотранс ДВ» в 11,5 млрд руб. в 2022 г. - почему-то 5,59 руб. за м2, из которых 0,59 руб. субсидируется Краем.

Поэтому для обоснования их необходимости и была поднята «планка», причём абсолютно незаконно, в 17 млрд руб. А ведь сумма субсидий составляет аж 240 млн руб. в год.

Чрезвычайно «сладкая» сумма. Несмотря на то, что долг краевого бюджета составляет более 54 млрд руб., эти средства можно было направить на расселение людей из ветхого аварийного фонда (хотя бы 100 семей каждый год), или на решение других социальных проблем жителей региона. Но, увы! Эти средства уплывают в карман ушлых самарских парней».
Член Союза журналистов России, член редакционного совета журнала «Вестник Национального комитета общественного контроля» Александр Никишин.

Это называется хитросплетенным «обещанным снижением тарифом» с самарским колоритом. Получается: Заказчик в лице МинЖКХ, который от имени всех потребителей и в их интересах заключает Соглашение, и Исполнитель в лице Самарского регионального оператора ООО «Хабавтотранс ДВ» сами же нарушают стоимостное значение, ими же подписанного Соглашения, тем самым грубо нарушают законодательство РФ в сфере государственных закупок, ведь Соглашение имеет статус государственного контракта.

Возникает риторический и сакральный вопрос: А где Краевая прокуратура? Где «око государево»? Всё очень странно получается в Хабаровском крае. Складывается впечатление, что это не субъект Российской Федерации, а какое-то коррупционное государство, находящееся где-то весьма далеко за пределами нашей страны, например, в Африке.

Продолжение следует...

Хабаровск, Коррупция, мусорная реформа

Previous post Next post
Up