Высшая школа: деградация на фоне коррупции. Часть 1

Jan 11, 2022 12:50




Системные провалы в работе по противодействию коррупции министерства науки и высшего образования России.

9 декабря 2021 года, в Международный день борьбы с коррупцией, председатель Следственного комитета России (СК) Александр Бастрыкин заявил, что количество возбужденных дел коррупционной направленности увеличилось по сравнению с прошлым годом. За девять месяцев 2021 года в следственные органы поступило 23 тыс. 634 сообщения о коррупционных преступлениях, по итогам их рассмотрения возбуждено 17 тыс. 563 уголовных дела. Это на 15% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В «лидерах» - дела о мошенничестве, о присвоении или растрате, а также о конфликтах интересов. Статистика, конечно, внушает некоторый оптимизм, тем более, что в последнее время Президент России Владимир Путин постоянно высказывается о беспощадной борьбе с коррупцией, особенно среди государственных чиновников. Но так ли хорошо указания Президента выполняются теми, кто просто обязан беспрекословно их выполнять? Или их «работа» в этом направлении сводится к формальным отпискам и не менее формальным планам мероприятий, в реальности лишь дискредитируя указания Президента в глазах граждан России?

Ответить на эти вопросы я хочу на примере «антикоррупционной» деятельности Министерства науки и высшего образования России. 27 сентября 2021 года приказом министра Валерия Фалькова был утвержден «План противодействия коррупции министерства науки и высшего образования Российской Федерации на 2021-2024 годы». Я тщательно изучил этот документ. Чего там только нет, казалось бы, ни одной лазейки для проявления коррупции в министерстве не оставлено. Возникает даже некое чувство гордости за наших кристально честных чиновников. Но в свете истории, которую я хочу вам рассказать, любому человеку станет понятно, что и этот план, и вообще вся борьба с коррупцией в Министерстве - всего лишь профанация. А сами коррупционные проявления в системе высшего образования, к сожалению, носят устойчивый, системный и глобальный характер.

***



Национальный Комитет Общественного Контроля и Московский Антикоррупционный Комитет, общественные организации антикоррупционной направленности, составные части реально действующего общественного социального механизма в сфере противодействия коррупции, важнейшим элементом которого является независимая антикоррупционная общественная экспертиза, получили первичную информацию о том, что   ректор ФГБОУ ВО «Тюменский Индустриальный Университет» Вероника Ефремова абсолютно безнаказанно и фактически открыто для  окружающих ее людей совершает в режиме нон-стоп в течение всего времени своего ректорства целый ряд тяжких преступлений коррупционного характера. Хотели бы подчеркнуть, что круг крайне серьезных нарушений, в том числе уголовно-правового характера, выявленных специалистами Комитета и обозначенных в указанной статье, далеко не исчерпывающий. организованный госпожой Ефремовой коррупционный беспредел в подчиненном   Министерству ВУЗе своим вероломством впечатлил даже наших видавших виды журналистов, юристов и экспертов-финансистов.

Но весь калейдоскоп созданного в Университете безобразия отнюдь не огранивается одной лишь юридической тематикой.  Наглость, самодурство и вседозволенность, систематически допускаемые госпожой Ефремовой на посту ректора, постепенно из-за безнаказанности перешли все разумные рамки и пределы.  Я в составе группы журналистов и экспертов комитета выехал в Тюмень и провел журналистское расследование, по итогам которого представил доклад Правлению Комитета. Приведу только одну цитату из этого Доклада: «пиар поводы стараниями Ефремовой просто изобилуют, а сами злоупотребления носят какой-то поистине гротескный характер...». Количество выявленных нарушений и преступлений настолько велико, что именно поэтому данная статья является всего лишь первой из целой серии запланированных НКОК статей. В последующем, в случае неисправления Министерством ситуации, будут вскрываться подробности злоупотреблений ректора Ефремовой, анализ причин этого явления, таких, как полное системное отсутствие контроля за ситуацией со стороны Министерства. И, самое главное, акцент будет делаться на набирающих силу примерах, где будет показана крайняя степень зловредности и опасности отсутствия такого контроля со стороны Министерства науки и высшего образования. Рукотворная, вызванная избыточной лояльностью к преступникам и откровенной халатностью при исполнении обязанностей по обеспечении контроля за руководителями ВУЗов, деятельность может привести к организации системного кризиса, одним из проявлений которого является появление антикоррупционных «революций снизу».

Описанные мною факты, как минимум, свидетельствует о явных просчетах в организации перманентного сканирования и контроля ситуации на местах Департаментом государственной службы и кадровой политики Министерства науки и высшего образования России. Такое укрывательство со стороны чиновников и ощущение творящейся на их глазах несправедливости привело к внутренним антикоррупционным волнениям сразу в нескольких трудовых коллективах ВУЗов системы Министерства, мы все знаем существующий сейчас «ректоропад». Ситуация угрожает лавинообразным ростом антикоррупционных «бунтов снизу» против потерявших берега и порой фактически бесконтрольных ректоров ВУЗов системы Министерства.  Эта информация стала достоянием руководства НКОК.

По указанию и поручению руководства МОО НКОК я в составе группы экспертов - финансистов, юристов и журналистов, выехал в Тюмень для осуществления проверки этих фактов, сбора материала, бесед с сотрудниками ВУЗа, правоохранительных органов, прокуратуры и руководителями области. После анализа полученных данных были сделаны ошеломительные выводы, о которых я сейчас подробно, по пунктам, расскажу.

***



1. Будучи уже назначенной Министерством на должность и. о. ректора ФГБОУ ВО «Тюменский Индустриальный Университет», Вероника Ефремова фиктивно, причем без уведомления учредителя, числилась работающей преподавателем в филиале ВУЗа в г. Ноябрьск, куда группа экспертов была вынуждена выехать. «Работа» Ефремовой в данном качестве носила исключительно «документарный» характер. Она ни разу не выезжала в филиал для проведения занятий. Зачетно-экзаменационные ведомости по дисциплинам, якобы преподаваемым Ефремовой студентам филиала, находились в филиале ВУЗа в г. Ноябрьск и привозились ректору на подписи в г. Тюмень. Ни одной лекции, семинара, промежуточной аттестации студентов Ефремова не проводила. Повторюсь, она ни разу даже не выезжала в филиал, дистанционное обучение ею также не проводилось. В данном случае установление обстоятельств совершения преступлений предположительно не составит никакого труда, так как наряду с изобличающими документами (ведомостями, зачетными книжками, биллингом телефона Ефремовой, подтверждающим факт отсутствия ректора-преподавателя на занятиях в г. Ноябрьск) круг потенциальных свидетелей также крайне обширен. Это, во-первых, студенты филиала, которым якобы «преподавала» и. о. ректора Ефремова и во-вторых, руководители филиала, которые предположительно из чувства ложно понимаемой лояльности ректору и чинопочитания, помогали ей фальсифицировать экзаменационные ведомости и зачетные книжки студентов, привозя их «на подпись» ректору в Тюмень. Тем самым ректор Ефремова получала зарплату за неотработанные часы, то есть предположительно совершила преступления, предусмотренные ст. ст. 159, 286 и 292 УК РФ, а именно:
- совместно с иными лицами совершила мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 159 УК РФ);
- превысила должностные полномочия, то есть, являясь должностным лицом, совершила действия, явно выходящие за пределы ее полномочий, которые повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, и причинили тяжкие последствия (ст. 286 УК РФ);
- совершила служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 292 УК РФ);

Соответствующие части названных статей будут зависеть от конкретных обстоятельств дела, и в первую очередь от суммы незаконно, безосновательно полученной ректором Ефремовой заработной платы и от круга лиц, участвовавших в совершении указанных преступлений.

2. Ректор Ефремова незаконно, без согласия работодателя, Министерства науки и высшего образования РФ, инициировала оплату банковских процентов по своей личной ипотеке за счет бюджета подчиненного ей ВУЗа. Хочу акцентировать внимание на то, что речь идет о государственных средствах. Соответственно, в действиях ректора Ефремовой, совершившей растрату с использованием своего служебного положения, то есть хищение чужого имущества, вверенное виновному, усматриваются признаки ст. 160 УК РФ. По имеющейся у меня информации, общая сумма незаконных выплат, произведенных за счет государственных средств Университета в пользу Ефремовой, превышает миллион рублей, а соответственно предположительно было совершено преступление, предусмотренное ч.4 ст.  160 УК РФ.

3. Ректор Ефремова предоставила проверяющим из Министерства науки и высшего образования Российской Федерации сфальсифицированный договор поручительства. В подлинном договоре поручительства, заключенном между банком и ФГБОУ ВО «Тюменский Индустриальный Университет» указано, что ВУЗ оплачивает все банковские проценты ректора Ефремовой В.В. как заемщика, тогда как проверяющим из Министерства была выдана сфальсифицированная «заверенная» копия договора, где в соответствующем пункте расплывчато указано, что Университет является гарантом заемщика. То есть об оплате ВУЗом процентов по кредиту за госпожу Ефремову уже ничего не сказано. Подлинный договор находится в архиве ВТБ. Этот договор проверяющие из Министерства почему-то в ВТБ не запросили, а удовлетворились сфальсифицированной копией, предоставленной им Ефремовой. Более того, Ефремовой был не только заключен преступный договор, но он был еще и исполнен фактически.  Финансовые операции ВУЗа по незаконной оплате процентов по личному кредиту ректора скрыть и фальсифицировать нереально. Возможный возврат денег ВУЗу Ефремовой не декриминализует указанное преступное посягательство. Из этого явно следует, что ректор ФГБОУ ВО «Тюменский Индустриальный Университет» предположительно совершила не только растрату вверенных ей средств государственного ВУЗа, но и служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 292 УК РФ);

4. Ректор Ефремова, действуя вразрез со всеми нормами права, предписывающими ей поступать разумно и добросовестно в интересах ВУЗа и его учредителя - Министерства, создала в организационной структуре Университета новое «пустое» подразделение - Управление социальной инфраструктуры, которому формально подчиняются бассейн, медпункт, база отдыха, столовая, и приняла на должность начальника Управления своего родственника при отсутствии у него даже необходимой квалификации. При этом подчиненные этому родственнику сотрудники отмечают, что в результате перераспределения функций ускорения документооборота, либо административной оптимизации в любой иной форме не произошло. То есть единственная цель создания ректором Ефремовой этой структуры было трудоустройство ее некомпетентного родственника на высокооплачиваемую должность в руководимом ею ВУЗе. Таким образом, Вероника Ефремова предположительно превысила должностные полномочия, то есть, являясь должностным лицом, совершила действия, явно выходящие за пределы ее полномочий, которые повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, и причинили тяжкие последствия (ст. 286 УК РФ);

5. Трудоустройство ректором Ефремовой в дочернее ВУЗу ООО «НИПИ Нефтегазпроект» (ИНН 7202234780), единственным учредителем которого является учредитель ВУЗ, своего сына и предоставление ему ведомственного жилья ВУЗа, на которое он не имел права в связи с наличием регистрации по месту жительства в г. Тюмени. Таким образом, Вероника Ефремова предположительно также превысила должностные полномочия, то есть, являясь должностным лицом, совершила действия, явно выходящие за пределы ее полномочий, которые повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, и причинили тяжкие последствия (ст. 286 УК РФ);

6. ООО «НИПИ Нефтегазпроект» является коммерчески успешным предприятием, только налог на прибыль за 2020 г. составляет 27 033 051 руб. Размер нераспределенной прибыли ООО «НИПИ Нефтегазпроект», по имеющейся в моем распоряжении информации, около 300 млн. руб. Однако ВУЗу, как единственному учредителю, дивиденды не выплачиваются, и ректор Ефремова, как руководитель ВУЗа-участника названного ООО, даже не ставит вопрос о необходимости распределения прибыли. Это предположительно свидетельствует о ее коррупционных побуждениях. Также ООО занимает целый этаж № 4 в ВУЗе при сомнительных основаниях законности такого предоставления федеральной недвижимой собственности без соответствующего согласия собственника. Обществу предоставляется и иная материально-техническая база ВУЗа. По имеющейся в моем распоряжении информации, Министерство по данному вопросу ничего Университету не согласовывало. Полагаю, что в ходе осуществления оперативно-следственных мероприятий необходимо провести тщательную проверку законности предоставления коммерческой структуре федеральной материально-технической базы ВУЗа, помещений и т.д. Сотрудникам ВУЗа, кроме того, известно, что ООО «НИПИ Нефтегазпроект» учреждает уже свое дочернее ООО «СТРОЙПРОЕКТИНЖИНИРИНГ» (ИНН 7714469792), через которое по надуманным основаниям выводятся денежные средства, заработанные ООО на материально-технической базе государственного Университета. Из этого следует, что ректор Вероника Ефремова и иные пока неустановленные лица совершили квалифицированное мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере  (ст. 159 ч. 4 УК РФ);

7. Незаконное предоставление в пользование еще одному близкому родственнику Ефремовой, с  легкой руки ректора ставшему без соответствующей квалификации сотрудником Университета, ведомственного жилья - однокомнатной квартиры. Таким образом, В.В. Ефремова предположительно превысила должностные полномочия, то есть, являясь должностным лицом, совершила действия, явно выходящие за пределы ее полномочий, которые повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, и причинили тяжкие последствия (ст. 286 УК РФ);

8. Нарушение кратности при определении размера выплаты при увольнении начальника Управления по работе с персоналом ВУЗа. Ректору Ефремовой необходимо было избавиться от скандального сотрудника, который «много знает». Для того, чтобы экспрессивная сотрудница не жаловалась на ректора, не распространяла компрометирующий ректора и ее окружение материал и не судилась с ВУЗом, ей абсолютно безосновательно и волюнтаристски за счет государственных средств были сделаны соответствующие незаконные выплаты, в разы превышающие те выплаты, которые необходимо было произвести согласно действующим нормативно-правовым актам. В этих предположительно незаконных действиях Ефремовой усматриваются признаки причинения имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, совершенное в крупном размере (ст. 165 УК РФ);

9. Оплата ВУЗом обучения в аспирантуре племянника ректора Ефремовой по непрофильному для ВУЗа и для аспиранта направлению без каких-либо оснований и заслуг соискателя на обучение в аспирантуре, с явным конфликтом интересов, с коррупционной подоплекой, и без проведения необходимых в данном случае конкурсных процедур. Деньги были возвращены ВУЗу, между тем как указанный возврат денежных средств отнюдь не декриминализуют совершенное преступное деяние, а является всего лишь фактом, смягчающим назначаемое судом наказание.  Фактически возвратом денежных средств был признан сам факт совершения противоправных деяний. В указанных действиях Ефремовой в очередной раз усматриваются признаки злоупотребления должностными полномочиями, то есть использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 285 УК РФ);

10. Работа родственников ректора Ефремовой в ВУЗе без необходимого в данном случае согласования с Министерством, и без обеспечения надлежащей честной конкуренции с иными соискателями занимаемых должностей, незаконно доставшихся семье Ефремовой. По имеющейся в нашем распоряжении информации, в ВУЗе незаконно работали родственники ректора Ефремовой - сын, племянник, зять, племянницы.
Родственники ректора дружно уволились из Университета «по собственному желанию» после начала проверки Министерством, но ущерб интересам и интересам ВУЗа и интересам государства был уже причинен и увольнение отнюдь не декриминализует совершенное преступное деяние, а является всего лишь фактом, влияющим на назначаемое судом наказание. Из изложенного в данном пункте нашего обращения следует, что ректор Ефремова предположительно совершила следующие преступные деяния:
- злоупотребление должностными полномочиями, то есть использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 285 УК РФ);
- превысила должностные полномочия, то есть, являясь должностным лицом, совершила действия, явно выходящие за пределы ее полномочий, которые повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, и причинили тяжкие последствия (ст. 286 УК РФ);

Ну и еще несколько «мелочей», за которые, кстати, немедленно увольняют других, не наделенных неприкосновенностью ректоров, в частности ректора РГСУ Наталью Починок, таких как: систематическое, на протяжении многих лет, сокрытие договора ипотечного кредитования от ежегодного обязательного декларирования и также многолетнего сокрытия от декларирования фактов покупки и продажи автотранспортных средств супругом ректора Ефремовой.

***

Кстати, касательно того, как осуществлялась замена сотрудников НИИ «Нефтегазпроект» на «своих» людей. Еще в 2018 году РИА ФедералПресс сообщило, что сотрудники института подали жалобу губернатору Александру Моору и Президенту России Владимиру Путину, в которой указывалось на гонения специалистов и принуждение их к увольнению. Ефремова тогда была только исполняющим обязанности ректора, ректором ее утвердили в сентябре. И хотя многие факты нашли подтверждение, сотрудников все равно уволили. В своем письме ФедералПресс они утверждали:

«Руководством постоянно оказывается давление на сотрудников по поводу дальнейшего сокращения штата за счет увольнений по собственному желанию. Эскалация конфликта между генеральным директором ООО НИПИ «Нефтегазпроект» Суфьяновым и коллективом достигла своего апогея и выразилась в увольнении по сокращению сотрудников, которые подписали обращение коллектива».

По словам подписантов, увольнения являются «актом сведения личных счетов с людьми, выразившими свою открытую позицию по отношению к невежественной политике руководства института».

То есть, подобные методы Ефремовой практиковались еще более трех лет назад. Если бы ее остановили тогда, когда она только исполняла обязанности ректора и начала свой коррупционный «путь к звездам», сейчас не возникла бы подобная катастрофическая ситуация. Ситуация, не только выставившая в дурном свете малую родину Министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, но и реально угрожающая перерасти в антикоррупционную лавину «бунтов снизу» по целому ряду ВУЗов системы возглавляемого им Министерства.

Это невозможно в нашем правовом государстве, скажет любой нормальный человек, прочитав эти строки. Увы, не только возможно, но уже произошло и происходит в данный момент семимильными шагами, набирая сторонников антикоррупционеров из среды высококоммуникабельного и высокоинтеллектуального преподавательского состава ВУЗов России, обеспокоенного коррупционной ненасытностью своих зачастую абсолютно потерявших берега из-за отсутствия контроля из Министерства ректоров.

Продолжение следует...

Александр Никишин

Министерство высшего образования, Коррупция, Тюмень

Previous post Next post
Up