Ничего личного и лишнего, просто по моим индивидуальным ощущениям соцсети сегодня источают настолько концентрированный аромат Рождественского поста, что мне при вкушении добытой на недавней охоте кабанятины становится прямо как-то неловко...
Прямо лик мой застилает краска стыда ( увы, слабо-розовая, а не интенсивно бордовая, но ведь застилает же!), что все, блин, блюдут, а аз… Причем особенно рьяно блюдут те, кто еще буквально недавно знал только одно толкование слова «пост» и исключительно в сочетании с «пограничный» или «ГАИ».
Впрочем, суть не в этом и даже не столько в информационном поводе. Просто меня не то чтобы мучает, вовсе даже не мучает, а просто периодически занимает логическая задачка, сформулированная, прости Господи, отнюдь не православным, а совсем наоборот, первоиерархом. Маловспоминаемым - особливо на Руси и наипаче матерью нашей Русской Православной Церковью - папой Иоанном аж XXII.
Между тем, персонаж очень даже занимательный. Из сапожников, писать и читать научился в возрасте сильно за сорок (а в те мрачные средневековые времена к этому возрасту уж помирать готовились), а, кроме того, учинил самый длинный понтификат - полных 18 лет. Рекорд.
Обойдемся без лишних подробностей, перейдя к собственно задачке. Иоанн этот имел обыкновение - как утверждают в принципе академические источники - спать не более трех-четырех часов в сутки, где-то с 21 часа до полуночи, а потом предавался разным умственным упражнениям и фиксации их на бумаге или там пергаменте, не считая деловой переписки. Плодом одного из таких бдений явились следующие занимательные умозаключения.
Господь наш, в коего веруем, через посредство сына своего Иисуса Христа, посланного с небес и пострадавшего за все грехи наши, заявил: мол, грядет судный день (сиречь день Страшного суда), когда вторично Иисус явится, воссядет на подобающий ему престол и начнет судить всех поголовно от почивших до на тот момент еще пока физически живых. Отделяя, как декларировалось, овец от козлищ. Те - направо, эти - налево. Которые направо получают вечное блаженство, которые налево - в геену огненную с прилагающимся скрежетом зубов. Так? Так. Это равнохристианская догма, касаема православных и еретиков.
Идем дальше.
Но, задает себе вопрос экс-башмачник, если это так, то - по логике - получается сия картина: на данный текущий момент времени ( и на тот, и конкретно на сегодняшний) Второго Пришествия нет, и, следовательно, суда нет. Нет правых и левых, нет овец, нет козлищ. И - та-дам!!! - нет ни рая, ни ада.
А что это означает? - вопрошает папа сам себя. И отвечает - только то, что все пока формально равны. Нет сертификатов на святость, нет волчьих билетов за закоснелость во грехе. Фундамент под это твердейший: Господь непогрешим и ошибаться не может, не может он воздать святым и наказать плохишей ДО обещанного им судебного процесса с огромным количеством подсудимых, коим еще и из могил вставать. Лопата при нем, но жатвы еще не было, не было суда - не было приговора, а без оного сами понимаете.
По мне - так блестяще. Железная логическая цепь - не разорвать. И - что самое интересное - никто (абсолютно никто) средствами логики не смог опровергнуть уроженца Кагора. Ни тогда, ни сейчас. Да, перед смертью он отрекся от этого, пришедшего ему в голову догмата, но на смертном одре, фактически в агонии это не мудрено - не до того. Все враги Иоанна XXII так же абсолютно логично острили - мол, теперь сам лично убедится есть ад или нет, однако, повторюсь, опровергнуть равноценными методами папский домысел никому не удалось.
Но они ж католики! Но мы-то - православные. Так вот, православные, можете срезать давно почившего понтифика, или как? Но только логикой, логикой, без подмен понятий и прочих хитромудростей. Полезно будет вне зависимости от результата. А то процентов 95 из вас фундаментальных основ учения не читали. Включая священнослужителей.