Скрадено отсюда:
http://ab-pokoj.livejournal.com/105714.html ...Почему-то сегодня крайне мало пишется о том, что в 1990 годах на постсоветском пространстве был проведен полный аналог западной Реформации. Подобно тому, как Реформация европейская была по сути массовым отказом от религиозного коллективизма -- её постсоветская калька стала отказом от кллективизма идеалистического. Обе Реформации внедряли, по сути, одну идею: чтобы спастись от бед, человеку не нужны другие люди.
Разница между двумя вариантами - скорее ситуационная. В упрощённом виде главный практический вывод из протестантской идеи «Sola Gratia» звучал так: мир коллективно катится в ад. Но есть примета того, что лично вы -- не относитесь к списанному туда большнству грешников. Это когда Небо отличает вас уже при жизни - вы благополучны и владеете маслобойней. (Далее, как известно, Небо выпало из схемы, и осталась лишь нервная идея заколачивания, замешанная на ужасе перед лузерством. Носители её, по меткому выражению К.Воннегута, стали ненавидеть себя за свою бедность).
В момент зарождения на пост-советском пространстве Законов Лошариата мир современника был коллективным терпилой: всё вокруг подвергалось ограблению, наглой разводке и поруганию. Поэтому общепротестантскую песню о личном спасении постсоветский человек перепел в ином ключе: «есть примета того, что лично вы не относитесь к списанным на убой лошарам. Это когда вас никто не может развести: вы не ведётесь ни на какие пирамиды, ни на какие политтехнологии, гербалайфы и удивительные пылесосы».
...В итоге спустя два десятилетия наш современник по-прежнему до истерики, больше смерти и нищеты, боится попасть в категорию наивных лошар. В отличие от западного аналога, он ненавидит в себе не бедность, а доверчивость. Современник, живущий по Лошариату, свято верит в свою полную умственную автономность -- даже если не имеет к этому никаких оснований. Какими бы плачевными крокозябрами, выхваченными из телевизора и интернета, ни была населена его голова - он готов с пеной у рта утверждать, что сам дошёл до них путём длительных раздумий, заставивших его отвергнуть Общепринятую Лохами Версию (именно этим объясняется популярность в экс-СССР любого бреда, поданного в форме разоблачения чего-нибудь общепринятого: от истории до физики).
Лошариат велит своему адепту верить: уж он-то знает, что делает. Уж ему-то точно ничего не навязано. Уж он-то видит всё как есть, в отличие от стада баранов. Только не веря и не ведясь, он выживет. В отличие от остальных, повторяющих как попки за своими авторитетами и потому обречённых.
...Сейчас мы наблюдаем закономерный итог этой слепой веры в недоверие. Глядя на то, как власть и экономическая верхушка, посвистывая, занимаются своими неплохо идущими делами посреди глобального кризиса и роста тарифов в дольнем мире - современник чувствует, что в его концепции что-то не так. Он не ведётся, не поддаётся на обман, не даёт свои уши под размещение лапши и вообще никому не верит - а его автономная неподстебаемая жизнь всё равно плавно паршивеет вместе с ситуацией на планете.
Так не должно быть. Видимо, он всё-таки чему-то поверил, подозревает сторонник Лошариата, и за это его наказывают. Поэтому он начинает разоблачительно кипеть с нарастающей интенсивностью -- но не смеет сделать из своих разоблачений никаких выводов. Кроме необходимости ещё более усилить глубину разоблачений.
Не зря, кстати, известие о продолжении в России В.В.Путина лошариатские массы восприняли так, как будто последние пять лет работали волонтёрами в штабе какого-то другого, внезапно запрещённого кандидата - хотя на самом деле мирно чесали подмышки по кухням и не велись ни на чьи призывы.
...К сказанному остаётся добавить, что лошариатская мысль по определению не может сделать ни шага вперёд с нынешней позиции пассивного карканья. Для её носителей отказ от этой позиции означал бы возвращение в ненавистный мир доверия, в статус лошар, которых могут развести и кинуть.
Излишне говорить, однако, что все большие перемены к лучшему, происшедшие в нашем мире, происходили одинаково: люди придумывали общее дело и массово начинали в него верить.