Я вообще-то, как русский имперец, сторонник красно-белого примирения. Колчаком же в послешкольное время не интересовался совсем, поэтому допускал про него любые вещи - и что он тиран и военный преступник, и что достойный офицер и жертва большевизма (и даже допускал некое переплетение этих версий). Тем интересней было посмотреть
встречу Романа Носикова со сторонником Колчака, фамилию которого я уже успел запамятовать за бессодержательностью его выступления.
По первой же фразе колчаковца стало ясно, что
- бокс начнётся без разведки,
- дрища будут бить все 15 раундов или сколько встреча продлится, возможно, ногами. Ибо категории бойцов совершенно разные. Или, как стало очевидно чуть позже, представитель категории бойцов встретился с представителем партии божьей росы.
Совершенно неясно было, чем закончится матч: дисквалификацией / самоустранением одного из участников, или всё-таки будут "все 15 раундов". Неясен был также и счёт; в первую очередь, потому что он говорил не только об убедительной силе аргументов, но и о политориентации аудитории "Баррикад".
Тем, кому лень смотреть видео, передам его содержание очень вкратце. Аргументы Романа Олеговича, выраженные, в основном, в цитатах самых разных источников (большевийских из них была малая толика), свелись к следующему:
1) Колчак есть военный преступник, которому даже в наше либеральное время несколько раз отказано в реабилитации. В числе преступлений - приказы о децимации мирного населения, отказывающегося выдавать актив, при наличии сведений, что такой актив есть.
2) В гражданской войне Колчак участвовал, приняв присягу Британской империи.
3) Цитаты о садистских истязаниях пленных колчаковцами от британского же генерала.
4) Установка памятной доски Колчаку незаконна, потому что закон запрещает устанавливать памятные доски нереабилитированным преступникам. Тем более установка доски - пощечина общественному мнению, настроенному против неё.
5) Мифология о том, какой Колчак полярный исследователь и вообще красавчик, построена на полярной экспедиции, которую Колчак бросил.
Это я всё очень вкратце; в реале всё было очень развернуто и хорошо подкреплено источниками. Я был уверен, что оппонент будет атаковать надёжность источников. Хрен там, ничего подобного ни разу не было. Контригра оппонента строилась на том, что, мол, "время было такое", "был и красный террор", "не по каждому поводу надо проводить референдум", "мэр не тварь дрожащая, а право имеет" (на установку доски), и что Колчак боролся с совдепией, а совдепия ему отомстила. Вот так вот гуттаперчево оказалось можно пропрыгать, прособирать все удары и гордо заявить, что не больно ни капельки.
Какое с этого всего резюме? А вот оно. До красно-белого примирения настолько далеко, что мы, похоже, не доживём. И потому, что нынешние поклонники белых не хотят примирения, а хотят они политико-идеологического реванша, хотя бы частичного. (Здесь я говорю о "белых" из медийного поля - того самого дрища, а также Ирину Прохорову, Игоря Чубайса и пр.; вплоть до мерзавчиков типа Просверлена.) А для реванша им надо выстроить свой собственный пантеон героев, сопоставимый с "красным пантеоном" - в котором Гагарин, Жуков, Дегтярев, Шпагин и даже сиделец Королёв.
Задача эта, по-честноку, невыполнима просто потому, что "белый период" - это только гражданская война, а "красный период" - это семьдесят лет истории; запас "материала для пантеона" несопоставим.
Задача невыполнима, однако идейно-политический заказ есть, и он выполняется - "белый пантеон" выстраивается не из непонятных публике Виноградова-Чаянова, а из дерьма и палок - мясников вроде Колчака и Маннергейма.
Роман Олегович предполагает, что это заказ на гражданскую войну - как на Украине. Я же покамест предположу, что дело в клинической интеллигентской глупости. Покамест.
Позже эта глупость, конечно, раковой опухолью вырасти в культ каких-нибудь садистов - так же, как на Украине. Зависит от ресурсов, которые к этой глупости привлекутся.
Ах, да, чуть не забыл. Роман набрал 75% голосов. Какая с этого мораль, пока умолчу, там есть много подтекстов.