Вступление
*** Информация взята с нескольких разных источников из интернета. Могут попасться несколько похожих отрывков с разными изменениями в содержании. Спасибо всем тем, кто пишет о прошлом, чтоб не забывать его. Выкладываю информацию, скопировав с источников, как памятку, чтоб не забыть о ней и вновь вернуться как только будет что-то новое и интересное что сможет достойно дополнить и отшлифовать запись, а так же многое в виде заметок делается для того чтоб люди смоглиб подать мне информацию. Буду рад любой подсказке. Просто есть желание совместными усилиями сделать большее чем это сделает один человек. Спасибо!
P.S. на LiveJornal в первый раз, так что пока привыкну сильно не критикуйте )) ***
--------------------------------------------------------------------------------------
Храм Красного Евангелия - большой армянский собор в Тбилиси. По-армянски: Կարմիր Ավետարան. Так же называется "Храм Святой Богородицы шомкорцев". Исходя из этого названия существует версия, что он построен армянами из города Шамкор (сейчас в Азербайджане).
// Церковь Шамхорецоц Сурб Аствацацин, т.е. Церковь Пресвятой Богородицы Шамхорцев называется так же "Кармир Аветаран", т.е. "Пурпурное Евангелие". Храм находится в нескольких десятках метров от церкви Нор Эчмиадзин. Само название "Церковь Шамкорцев" уже является свидетельством того, что церковь либо основана, либо реконструирована выходцами из Шамхора.
Не первое, но наиболее массовое переселение Гандзакских (Гянджа; Кировабад) и Шамкорских армян в Тифлис имело место в 1723 году, когда, возвращаясь из Гандзака в Тифлис, сэр-аскер Ибрагим-паша переселил сюда "около 3000 человек из покорённых и подчинённых армян", о чём сообщает турецкий историк Кучук Челеби-заде. Количество переселенцев из армянской среды (Араратская долина, Лори, Гандзак, Карабах и т.д.) особенно возросло во второй половине XVIII в., в частности при царе Ираклии II, который тем самым создавал условия для укрепления экономики царства.
Нам неизвестно, основана ли церковь "Кармир Аветаран" именно общиной Шамкорцев, но так она называлась ещё до той коренной реконструкции, которой подверглась почти одновременно с церковью Эчмиадзинцев - в 50-е годы XIX в. Игн. Иоселиани убеждён, что она основана в 1775 г. Шамкорцами, но из каких источников он исходит при этом, не указывается. В неоднократно цитированном реестре армянских памятников сказано : "Св. Богородица Шамкорцев; построена общественностью в 1809 г." Данный реестр, как правило, опирается на те докладные записи и отчёты, которые были получены Нерсесом Аштаракеци от непосредственных настоятелей или священнослужителей этих церквей, поэтому более достоверной представляется эта дата - 1809 г. На этом месте, до строительной деятельности Шамкорцев, существовала обитель, основанная в 1775 г., дату основания которой Игн. Иоселиани отнёс к "Шамкорской". Как бы то ни было, "существующая ныне церковь" с массивным куполом, оригинально оформленная фасадами с круглыми окнами в верхней части, с обрамлениями окон и входов, снабжёнными надписями, с её довольно большими размерами и т.д., относится к 40-50-м годам прошлого века, о чём свидетельствуют поминальные надписи и разнородные скульптурные изображения выполненые неким М.Т.П. Кто такой скульптор М.Т.П., какие именно изображения выполнены им и какой они представляют искусствоведческий интерес - это вопросы, на которые должен ответить компетентный историк армянского искусства. \\
Для себя я назвал его "памятником первому грузинско-армянскому союзу". История вышла такая. Летом 1722 года Россия начала войну с Персией. Грузинскому царю Вахтангу предложили присоединяться, обещая помощь против персов и турок. Вахтанг согласился и ввиду этого отказался спасать Исфахан от афганцев. Шах объявил Вахтанга вне закона. Однако, Российская армия дошла только до Дербента и оттуда повернула обратно, оставив Вахтанга самому разбираться с персами и турками. Турция решила не упускать момент и ввела войска в Грузию (1723). Турки дошли до Ширвана - именно тогда они и переселили в Тбилиси несколько тысяч армян, в частности, из города Шамкора. Эти шамкорские армяне и построили потом собор Аветаран.
Точное время основания уже неизвестно. Есть версии 1725, 1785 и 1809 год. Где-то в середине XIX века его основательно перестроили. В итоге он стал самым большим храмом в Тбилиси. Относился к армянской григорианской церкви (не к католикам).
В 1937 году собор был закрыт. С собора сняли крышу и превратили его в хлебопекарню, потом в склад, потом во что-то еще.
13 апреля 1989 года собор был взорван. По странному совпадению это произошло через 4 дня после разгона митинга у Верховного Совета. О мотивах сейчас идут споры. Официально он был взорван из-за угрозы обрушения из-за землятрясения. Видимо, имеется в виду знаменитое землятрясение в Армении в декабре 1988 года, которое затронуло и Грузию. По другой версии - он был взорван из антиармянских соображений. Из-под завалов удалось извлечь некоторые элементы каменных украшений. Сейчас их можно увидеть у храма Сурб Геворк в Старом Городе.
Найти собор легко - для этого достаточно пройти 60 метров от Авлабарской площади по улице Метехи. Руины собора поросли травой и кустами, там интересно полазать, хотя некоторую осторожность соблюдать надо.