Первый опыт тут. Однажды я уезжал в Тверь из Клина.
До отправления нужной мне электрички оставалось полчаса, у меня жутко болела голова, а обе кассы по продаже билетов были, к моему удивлению, закрыты. Я отправился к начальнику станции.
- Здравствуйте. Я хочу купить билет, но все кассы закрыты. Подскажите, пожалуйста, мне мои действия.
Начальник станции выслушала меня и набрала внутренний номер: "Ты где??? У меня тут пассажиры! Не могут купить билет". В голосе начальницы я почувствовал легкую агрессию.
"Отправляйтесь к кассам и покупайте" - посоветовала мне начальница станции.
Когда я подошел к кассам, у открытого окна стоял таджик, а кассир ругалась на него: "Что, читать не умеешь? Бегут, понимаешь, сразу жаловаться! Ты зачем жаловался?". Выглядела женщина очень рассержено. Таджик-пассажир на ломанном русском успокаивал ее как умел: "Не ругайтесь пожалуйста".
"Это я жаловался" - встал между кассиршей и таджиком я.
Кассирша, похоже, была удивлена и даже замолчала на секунду. Затем, те же самые упреки посыпались на меня: "Читать умеешь?"
"Да" - ответил я.
"Так читай! У меня перерыв!" - продолжила "разговор" кассирша.
Вы хотите поругаться на меня или продать билет? - спросил я.
Кассирша опять замолчала на секунду.
Куда вам? - резко спросила она, и получив ответ, стала бить по клавишам, оформляя билет, и говоря что-то уже себе под нос. Я протянул ей деньги.
"Спасибо!" - очень спокойно сказал я, и забрав билет, ушел.
***
В заключении хочу сказать две вещи:
1. Во-первых, обратите внимание на фразу "это я жаловался".
Подтверждение слов собеседника используется в амортизации ("да, я тупой"). При этом, это ухудшает нашу репутацию. И там, где она важна, лучше использовать частичное присоединение(присоединение к факту) - "Да, это я спрашивал когда откроется касса".
2. Напомню, что я сравниваю инструмент "вопрос о цели" с хлыстом. Он "бьет" по собеседнику. О побочных эффектах я уже писал в
первой части.