Закат Хомо Сапиенса

Mar 30, 2014 13:50

Эта последняя лекция Харари посвящена не прошлому, а будущему. Люди прошли через аграрную, индустриальную революцию, смену политических систем и разные другие изменения.  Но при этом тело  человека оставалось более-менее неизменным. В будущем же Хомо Сапиенс может исчезнуть как вид, переродившись в новой форме. Существует три направления для изменения: генетическая инженерия, киборгизация и полный отказ от человеческого тела.

Хотя генная инженерия появилась недавно, и пока еще не использовалась на человеке, с древних времен существовала биомодификация тела. По сути даже при прокалывании уха под серьгу, мы уже модифицируем тело. В Средние Века кастрировали мальчиков с целью возможности получить певцов с высоким женоподобным голосом. Произвести генетическую модификацию сложнее, но уже в лабораторных условиях получены мыши с повышенным интеллектом. Геном человека больше генома мыши всего на 40%. Поэтому не существует каких-либо значительных технических преград для создания сверхлюдей.

Второй путь совершенствования заключается в киборгизации, который заключается в совмещении биологической с механической и/или электронной частями. Механика позволяет расширить возможности человека. В какой-то мере уже все мы расширяем возможности нашего зрения с помощью линз или возможности нашего мозга с помощью смартфона, а протезы уже встраиваются непосредственно в организм. Причем, продолжение тела может находиться даже в совершенно другом месте. При совмещении технологии чтения мыслей с интернетом можно управлять своими искусственными руками, находящимися на другом континенте. Это уже не фантастика. В будущем можно будет получать информацию напрямую из мозга своего собеседника. Т.е. не читать или слушать и представлять, что он чувствует, а именно ощущать его чувства, напрямую передавая эмоции.

Третий путь заключается в загружении человеческой личности в компьютер. И хотя это на данный момент все еще неясно возможно ли такое вообще, исследования в этом направлении ведутся. В 2013 году ЕС запустил проект Human Brain Project, заключающийся в создании эмуляции человеческого мозга. Его общая стоимость составит свыше 1 млрд. евро.

При развитии этих новых технологий поднимается вопрос о том, кого вообще считать человеком. Насколько радикальными должны быть изменения, что бы можно было сказать, что возник новый вид или даже форма жизни.

На данный момент мы используем только лишь небольшую часть потенциала от описанных технологий. Эта технологическая революция происходит на наших глазах, и она поднимает множество политических, этических, социологических вопросов. Например, уже сейчас можно считать свое ДНК, что бы определить каких болезней надо опасаться в будущем, а каких нет. А также подбирать для лечения наиболее подходящее лекарство. Но с другой стороны страховая компания или работодатель могут заинтересоваться вашими генами. И если у вас есть проблемные гены,  то вам могут поднять стоимость страховки или не взять на работу. Была дискриминация по расовому и половому признаку, может быть и по генному. Еще большая проблема возникает с тем, кто будет наслаждаться плодами новой революции. Раньше аристократия заявляла, что она лучше нижних классов, но это был всего лишь самообман. Теперь элита может действительно оторваться от остальных людей. К сожалению, довольно высок риск, что неравенство между людьми достигнет невиданного до этого размера.

Большинство научной фантастики описывает технологии будущего. В окружение будущего помещаются люди ничем не отличающиеся от нас. Но в действительности в будущем будут жить люди, которые также отличаются от нас, как мы от неандертальцев. По-крайней мере, мы с неандертальцами полностью состоим из живой плоти. Многие футурологи предсказывают, что мы  достигнем точки, когда будем просто не в состоянии осознать происходящее в рамках нашего текущего опыта. Этот момент называется сингулярностью. Термин взят из физики.  Он используется для описания черных дыр и Большого взрыва, в которых ломаются наши законы физики. Также и с технологической сингулярностью мы не можем описать будущее, используя наше текущее знание. Прогнозы о том, когда наступит сингулярность, конечно, расходятся. Самые смелые прогнозы предсказывают, что уже примерно в 2030 году появится постчеловек. Другие говорят о столетии или двух.

Хотя мы и не можем предсказать, что будет за сингулярностью, мы можем сформулировать вопросы. Наиболее важным среди них является «кем мы хотим быть». Ведь речь идет не только о программировании нашего тела, но и наших чувств, желаний. Для постчеловека все нынешние споры о территориальных, экономических, политических или религиозных разногласиях вероятно будут незначительными. Пока же современную биоэтику больше интересует, имеем ли мы право изменять геном человека или можно ли клонировать человека. Но это наивный взгляд, потому что научный прогресс не остановить.  Рано или поздно все барьеры сломаются, потому что искушение излечить любую болезнь или достичь вечной жизни слишком велико. Мы можем лишь направить течение науки в нужном для нас направлении.

Еще более смелым вопросом, чем «кем мы хотим быть», может быть «что мы хотим хотеть».  Это будет последний открытый вопрос, завершающий эти лекции. Стоит только отметить, что не следует воспринимать эту модель истории как истину. Многие темы спорные, и мнение может расходиться. Но главное научиться ставить вопросы и пытаться находить на них ответы.

P.S. Фильм в тему - Гаттака.

Харари

Previous post Next post
Up