Начав смотреть сериал "Тюдоры", решил прочитать "Утопию" Томаса Мора и "Государь" Никколо Макиавелли. Жили два этих достопочтимых господина в одно время. Книги написаны в начале 16 века.
Если у Мора описана неработающая модель коммунизма с небольшой примесью справедливого рабства, то Макиавелли цинично режет правду-матку. Жестокость по Макиавелли не следует применять лишь по своей прихоти, но иногда жизнь вынуждает. Например, если ты сверг правителя и сел на его места, то позаботься об истреблении всего его рода. Иначе могут начаться проблемы с родственниками свергнутого правителя. А оно тебе надо? А вот о благополучии народа надо беспокоится, что бы самому не оказаться на месте свергнутого правителя. Только переусердствовать не стоит, народ - еще та неблагодарная сволочь. Причем, выводы об эффективном управлении Макиавелли делает не на пустом месте, а пытается анализировать средневековую и античную историю.
Но процитировать небольшой кусок я хотел бы из "Утопии". При чтении главы о военном деле утопийцев, у меня возникла ассоциация с в то время еще не существовавшим государством. Заранее предупреждаю, что цитаты злобно вырваны из контекста и в квадратных скобках мною прокомментированы. Извиняюсь за шрифт. Слишком муторно все настроить, либо найти другой источник.
Они [утопийцы] никогда не начинают войны зря, а только в тех случаях, когда
защищают свои пределы, или прогоняют врагов, вторгшихся в страну их друзей
[да так любая страна поступает],
или сожалеют какой-либо народ, угнетенный тиранией, и своими силами
освобождают его от ига тирана и от рабства; это делают они по человеколюбию.
[а вот из таких благородных побуждений только США]
Правда, они посылают помощь друзьям не всегда для защиты, но иногда также с
целью отплатить и отомстить за Причиненные обиды.
[Так нефиг башни ломать]
Но они поступают так
только в том случае, если, когда еще все было по-хорошему, к ним обращались
за советом, они проверили дело, требовали и не получали удовлетворения.
После всего этого они решают напасть на зачинщиков войны. Так поступают они
во всех тех случаях, когда враги произвели набег и угнали добычу. Но
особенно яростно действуют они тогда, когда их купцы, где бы то ни было,
подвергаются, под предлогом справедливости, несправедливому обвинению на
основании поддельных законов или злостного подмена настоящих.
[Вторжение в Панаму?]
С такой жестокостью мстят утопийцы за обиды, даже денежные, причиненные
их друзьям. К собственным обидам они менее чувствительны. Если они потерпят
в силу обмана имущественный ущерб, но при этом дело обошлось без физическою
насилия, то до получения удовлетворения они выражают свой гвев только тем,
что воздерживаются or сношений с этим народом.
[Иран?]
Во время войны утопийцы имеют в виду исключительно одно: добиться
осуществления той цели, предварительное достижение которой сделало бы войну
излишнею. Если же обстоятельства запрещают это, они требуют для врагов особо
сурового возмездия, наводя на них такой ужас, который не даст им дерзнуть на
то же самое впоследствии. Эти свои цели и намерения они намечают ясно и
стремятся осуществить возможно скорее, но все же на первом плане стоит у них
забота о том, чтобы избегнуть опасностей, а не о том, чтобы добиться похвалы
и славы. Поэтому сразу по объявлении войны они стараются тайно и
одновременно развесить в наиболее заметных местах вражеской страны
воззвания, скрепленные своей государственной печатью. Здесь они обещают
огромные награды тому, кто погубит вражеского государя.
[С Фиделем Кастро,правда, не сработало]
Таким
образом, они посылают на войну солдат, нанятых отовсюду, а особенно из среды
заполетов. Этот народ живет на восток от Утопии, на расстоянии пятисот миль,
и отличается суровостью, грубостью и свирепостью. Они предпочитают всему
непроходимые леса и горы, которые их вскормили. Это - племя дикое, привычное
к жаре, холоду и труду, чуждое всякой изнеженности; земледелием они не
занимаются, на свои жилища и платье не обращают никакого внимания...
Этот народ сражается на стороне утопийцев против кого угодно, потому
что получает за свою работу такую высокую плату, как нигде в другом месте.
Именно, утопийцы ищут не только хороших людей на пользу себе, но и этих
негодяев, чтобы употребить их на зло. В случае надобности они подстрекают
заполетов щедрыми посулами и подвергают их величайшим опасностям, из которых
обычно большая часть заполетов никогда не возвращается за обещанным. Но тем,
кто уцелеет, утопийпы добросовестно выплачивают, что посулили, желая разжечь
их на подобный же риск. Поступая так, утопийцы имеют в виду только гибель
возможно большего количества их, так как рассчитывают заслужить большую
благодарность человечества в случае избавления вселенной от всего сброда
этого отвратительного и нечестивого народа.
[Все правильно, никто не любит моджахедов, их должно быть меньше]
Ну, а если народная масса увеличится более надлежащего на всем острове, то они
выбирают граждан из всякого города и устраивают по своим законам колонию на
ближайшем материке, где только у туземцев имеется излишек земли, и притом
свободной от обработки; при этом утопийцы призывают туземцев и спрашивают,
хотят ли те жить вместе с ними. В случае согласия утопийцы легко сливаются с
ними, используя свой уклад жизни и обычаи; и это служит ко благу того и
другого народа. Своими порядками утопийцы достигают того, что та земля,
которая казалась раньше одним скупой и скудной, является богатой для всех. В
случае отказа жить по их законам утопийцы отгоняют туземцев от тех пределов,
которые избирают себе сами. В случае сопротивления они вступают в войну.
Утопийцы признают вполне справедливой причиной для войны тот случай, когда
какой-либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой не
пользуется сам, отказывает все же в пользовании и обладании ею другим, кото-
рые по закону природы должны питаться от нее.
[А вот это уже похоже на колонизацию США. У индейцев же не было земледелия, столько земли зря простаивало.]