Выход Паланика за рамки своего художественного мироздания, либо уход в те потаенные зоны, куда он еще не пускал своих читателей, а если и пускал то лишь на мгновение (и не зря). Раньше его книги содержали фантастику лишь в незначительном количестве, в романе "Рэнт" на ней строится все повествование - недалекое будущее, киберпанк с комендатскими часами и людьми, подключающимися к виртуальным переживаниям, путешествия во времени. Все это прекрасно, но только когда я читаю Филипа Дика.
Паланик же прежде всего силен погружением во внутренний мир персонажей. Здесь априори погружение невозможно - роман построен на многочисленных интервью, о главном герое нам рассказывают другие люди.
Условно книгу можно разделить на три части, по сто страниц каждая. Первая часть - "Осиная фабрика" с описанием жуткого детства странного ребенка, наслаждающегося болью и обучающего своих сверстников искусству страдания. Вторая часть - заход на сюрреалистическую территорию Берроуза, бредовый киберпанк с автогонками. Третья часть - вывернутый наизнанку "Эффект бабочки". А где Паланик-то? Если фантастический элемент необходим лишь для финального сюжетного финта, весьма неожиданного, но нисколько не оправдывающего довольно скучную вторую часть, то это явный признак авторского кризиса.