Пока сердца для чести живы
Дмитрий Шмарин
в корниловской форме в период работы над одной из картин.
Белое движение - одна из тем его творчества.
Дмитрий
Александрович Шмарин родился в Москве в 1967 году, отец - коренной
москвич, мама происходит из семьи кубанских казаков. По окончании
детской художественной школы и МСХШ при Суриковском институте, в 1985
году Дима поступил в МГАХИ им. В.И. Сурикова. Сразу после поступления
юношу забрали в армию, и лишь в 1987 году он смог начать занятия в
институте под руководством И. В. Шацкого и А. Т. Даниличева. С 1990 года
Дмитрий занимался в мастерской В. Н. Забелина. Темой, взволновавшей его
в то время, стала трагедия новой русской смуты начала XX века. При
горячей поддержке руководителя, Вячеслава Забелина, Дима начал писать
картину «Расказачивание», с которой позже вышел и на диплом в 1993 году.
Спустя год Дмитрия Шмарина приняли в Творческие мастерские живописи РАХ
и предложили должность референта Академии Художеств. Тема трагедии
казачества его не отпускала.
По
приказу ВЦИК от 24 января 1919 года о поголовном уничтожении казачества
большевики стали хладнокровно истреблять казачье сословие, начав с
Донских станиц. Не выдержав надругательств, казаки восстали, но
восстание было подавлено с чудовищной жестокостью. Ранней весной 1919
года в станицах Вешенская и Казанская производились расстрелы. Казаков
выбивали семьями, - от мужчин, способных держать оружие, до несмышленых
детей. Вместе с казаками убивали и станичных священников. Для исполнения
кровавого приказа в качестве палачей русского народа были призваны
отряды китайцев и латышей, не гнушалась власть и уголовниками. Страшный
миг предстояния казаков пред лицом смерти Дмитрий Шмарин избрал сюжетом
для своей картины «Гражданская война. Расказачивание. 1919» (1990 - 1995
гг). Достойное смирение перед волей Божией поражает не менее, чем
суровое мужество в стоянии за правду людей, представленных на полотне.
На фоне призрачной серой нежити, - большевистских палачей, ярко сияют
белые рубахи приговоренных мучеников, синевой горит васильковая юбка
казачки, рыдающей на плече у мужа. Вдалеке, в прозрачной дымке,
подчеркивая трагичный и торжественный покой, тихо светятся купола
станичного храма, мирно дремлют светлые хаты, широко расстилается
Донская степь. Все замерло…
В
течение двух лет Дмитрий Александрович работал над картинами «За Русь
Святую» (2000 г.) и «За Великую, Единую и Неделимую Россию. Молитва
дроздовцев» (2001 г).
На
полотнах представлены бойцы добровольческой дивизии имени генерала М.
Г. Дроздовского во время последнего молебна в селе Новогуполовка 22
сентября 1920 года. Войска стоят под боевыми знаменами, - белоснежным
Андреевским стягом и Николаевским, на малиновом фоне которого вышит
образ благословляющего святителя и чудотворца Николая под девизом:
«Верою спасется Россия». Строги, полны решимости лики русских воинов,
вышедших в новый крестовый поход, вставших на защиту матери-Родины от
разгула нахлынувших смрадных волн беспощадного русского бунта, умело и
жестоко направляемого ненавистниками Святой Руси. Большинство из
дроздовцев скоро падет, но никто не дрогнет и не предаст свое стояние за
Отечество и православную веру. «Да, они любили Россию и безумно
складывали за нее свои буйные головы!», - вспоминал митрополит Вениамин
(Федченков).
В
работе «За Русь Святую» ранит сердце образ «белых витязей», - русских
детей, подростков, наравне со взрослыми вставших в боевые ряды, чью
молодость так рано увели из дому, чью «неневестную юность» (И. Савин)
украли грозные годы. Они «стали священными жертвами за Россию» (Генерал
А. В. Туркул).
"Батюшка,
неужели мы проиграем? Ведь мы за Родину и за Бога!" - по-детски
доверчиво спрашивали юные воины владыку Вениамина. "Победим, детки,
победим …".
«Вечерними
жертвами» назвал их писатель из казаков И. А. Родионов. «Люди тогда не
рассуждали, а жили порывами сердца. Сердце же требовало борьбы за Русь,
буквально до последней пяди земли» (Митрополит Вениамин (Федченков).
Кто украл мою молодость, даже
Не оставил следа у дверей?
Я рассказывал Богу о краже,
Я рассказывал людям о ней.
Я на паперти бился о камни.
Правды скоро не выскажет Бог.
А людская неправда дала мне
Перекопский полон да острог.
И. Савин. 1925г.
Продолжая
тему русской смуты, в 2002 году Дмитрий Шмарин написал портрет барона
Р. Ф. Унгерна во главе Азиатской конной армии («Последний поход за Веру,
Царя и Отечество»). Барон был полностью во власти фантастической идеи
силой восстановить и утвердить монархическую власть не только в России,
но и во всей Европе. Поэтому он шел в бой под золотым стягом с
монограммой «М», предполагая, что царем станет великий князь Михаил
Романов. В том же году Дима создал картину «За Веру, Царя и Отечество»,
посвященную памяти государя Николая II.
Трагичный
эпизод русской истории, к которому обращается в своем творчестве
Дмитрий Шмарин, - народный раскол 1917 года, не теряет своей
актуальности и теперь. До сих пор Россией не изжит глубокий кровавый
разрыв, разлом живого народного сердца, - церковный раскол XVII века.
«Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или
дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12, 25). «Всякий раскол
оставляет в уме страшные следы отчуждения, злобы и вражды. Раскол по
природе своей есть дело нелюбви и плод гордости! … Легко разрушить,
разбить единство, а как трудно восстановить его!» (Митрополит Вениамин
(Федченков). Рана, нанесенная Русской Церкви и русскому народу более
трех столетий тому назад, тяжкой болью отозвалась в годы страшной
народной смуты XX века.
«История
народных стомиллионных масс тогда была красная, революционная, а идти
против стихии таких колоссальных исторических штормов всегда было
бесполезно и гибельно для меньшинства, по крайней мере, вначале бури,
пока она бушует» (Митрополит Вениамин (Федченков). Белое движение было
более движением защитительным и протестующим: против большевиков, за
реставрацию каких-то, не всем ясных, форм старого строя. Далеко не все
участники белого движения ставили себе задачей защиту православной веры,
но нельзя отрицать высокий дух самой искренней жертвенности за Родину,
за Русь в Белой армии. Поскольку большевики виделись губителями России,
всякому честному русскому нужно было бороться против них. Вместе с тем,
многие духовно ослепленные противники их так же искренне желали добра
своему Отечеству, своей России. В добровольческие революционные дружины
бежали такие же мальчики-подростки, которые тоже умирали «за правду». Но
пути у них и понятие о правде были разные: Меч Христов разделил Русь,
забывшую Христа. «В начале был мятеж. Мятеж был против Бога …» (М.
Волошин). Именно в этом состоит трагедия столкновения России Белой и
России Красной.
В
память победы русского народа в Великой Отечественной войне Дмитрий
Александрович написал большое полотно «Победа. Берлин. 1945» (2005 г).
Произведение
решено в серых тонах, оттого особенно празднично, словно языки пламени,
полыхают яркие красные башлыки, оттеняемые черными казацко-кубанскими
черкессками, вспыхивают огоньки взлетающих в воздух кубанок с алыми
верхами, - на фоне свинцово-каменной громады Бранденбургских ворот,
плывущей в удушливом мареве порохового дыма.
Пейзажи
Дмитрия Александровича необычайно музыкальны, лиричны. Трепетной, тихой
мелодией звучит в них взволнованное, радостное любование натурой,
растворенное некоторой печалью. Чудное, - ясное и вместе поэтичное
выражение святых отцов древности наиболее точно определяет общее
настроение полотен художника: радостно-печалие.
«Нам, русским, послан Крест тяжелый, и мы должны его влачить …» (С. Бехтеев).
Действительно, вот уже более тысячи лет Русь хранит великий и
тяжкий Крест верности Христу, Божией Правде, Божией Красоте. Пусть не
всегда, и даже весьма редко в реальной жизни мы видим следование народа
заповедям Божиим, но тем ярче во тьме их нарушения сияет свет идеального
образа Божия, - Господа Иисуса Христа. Печально склоняется ныне Лик
Христов над поруганной, обезображенной, оскверненной Россией. Над своей
некогда верной, а ныне обезумевшей дочерью, потерявшей Бога. Не дали ей
подняться в годы Первой Великой войны. Со страшным напряжением,
кровавыми муками пережила страна и ее народ десятилетия большевистского
морока, но вновь поднялась в образе Советской Империи. Постепенно
изживалось безбожное сознание, сердца людей начинали просыпаться,
оживать. Души, встрепенувшись, как яркие цветы подсолнечников,
поворачивались ко Христу. Но, не сумев духовно уничтожить народ слева,
не соблазнив его до конца «Россией красной», ненавистники его решили
ударить справа, поманив призрачной «Россией белой».
Кинулась
восторженно доверчивая толпа к дозволенным радостям открыто верить,
открыто мыслить, открыто любить. … Но только идеалы оказались несколько
замутненными, в открытых бочках с медом обнаружилось некоторое
количество дегтя. Толпа шарахнулась, поскольку сохранять трезвость и
искать истину трудно. Зато теперь ей легко стало предлагать в качестве
эрзац-истины любые замены. Для тех, кто нравственно послабее, -
вседозволенность любых запретных, грязных наслаждений, - свободу
скрытого самоубийства; либо языческое двоеверие, точнее, безверие
плюшевого патриотизма; либо свободу экуменических или сектантских
исканий, - то есть свободу жить своевольно, по своим похотениям в любой
среде. Если же кто-то умудрился сохранить нетронутым стремление к
внешней благопристойности, чинности, обрядности, - что же, тем вполне
подойдет мертвенная, сухая, лишенная духа Христовой любви красота
раскольников-старообрядцев или жесткое законничество самосвятов. Главное
- оторвать людей от реальной жизни сегодня и сейчас, лишить их
трезвости, рассудительности, духовной зрячести. Увести из Святой
Православной Церкви. Неважно, куда, - влево, вправо, вбок иль вниз.
Главное - похитить и увести от Христа, выхолостить Его дух истинной
любви.
Безусловно,
одним из важных, действенных орудий в борьбе за русский народ служит
изобразительное искусство. Оно может быть использовано равно в деле
борьбы против образа Божия и России - в разрушительном творчестве
авангардистов, акционистов всевозможных групп и толков; а может стать
служением Богу и Святой Руси. Творчество земного художника отражает его
характер, цельность, душевные качества, духовную высоту, - так же
величественное творчество Господа, - Небесного Художника, Творца миров,
отражает Божественное Величие и Божественную Красоту. Венцом
Божественного творения является человек, созданный по образу и по
подобию Бога-Троицы. Образ Божий открывается и в Его творении -
Божественной книге природы. Поэтому реалистическая живопись, являющая
красоту мира видимого как отражение мира невидимого, может называться
«богословием в красках», - то есть словом о бытии Бога в мире
посредством красок.
Наши матери влюблялись при луне,
вместе слушали с любимым соловья...
Твой возлюбленный - в шинели, на коне;
среди крови гаснет молодость твоя.
Не жених ли твой под Харьковом погиб?
На носилках там не твой ли без ноги?
Сероглазая моя, ведь это твой
комиссарами расстрелян под Москвой!
Молодого мужа, вырвавши из рук,
растерзала разъяренная толпа...
А у той на южном фронте милый друг
под буденновскими шашками упал...
Римма Покровская 1930г.
Источник :
http://rys-arhipelag.ucoz.ru/publ/khudozhnik_dmitrij_shmarin_quotpoka_serdca_dlja_chesti_zhivyquot/55-1-0-1539 Источник:
http://www.liveinternet.ru/users/songwolf/post194649279//