Триумф и трагедия Александра Казакова

Mar 07, 2019 14:13

Если самым знаменитым русским лётчиком Первой Мировой войны, безусловно, был Пётр Николаевич Нестеров, то самым результативным следует признать Александра Александровича Казакова. На его счету 17 личных побед над немецкими и австро-венгерскими лётчиками и 20 побед в группе. О нём и пойдёт наш рассказ.



Лётчик Александр Казаков

Александр Казаков продолжал воевать до самого конца, не позволяя своей 1-й боевой авиагруппе подвергнуться тому развалу, который охватил всю русскую армию после Февральской революции. И последний вражеский самолёт сбил уже после октябрьского переворота. Однако, когда большевики ввели в армии выборное командование, авиагруппа отстранила Казакова от должности, предпочтя ему унтера-большевика. Казаков выехал в Москву, некоторое время пытался найти компромисс с новой властью, чтобы продолжать служить России, но в итоге оказался под подозрением в контрреволюционной деятельности.


В те самые дни на севере России, в районе Мурманска высадились союзнические войска Англии и США. Поскольку русский фронт стараниями "временных" и сменивших их большевиков окончательно развалился, встала реальная угроза занятия Финляндии германскими войсками. Опасаясь, что за Финляндией может последовать Мурманск - единственный незамерзающий порт на Северном Ледовитом океане, с огромными запасами военного имущества - союзники России по Антанте спешили их опередить. А когда большевики заключили с немцами Брестский мир - начали формирование в окрестностях Мурманска и Архангельска белой Армии Северной области.

В эту-то армию и предложили вступить Казакову. Поскольку выбирать ему было особо не из чего - над ним витала угроза ареста, а его неудовлетворённое патриотическое чувство звало аса на фронт, продолжать борьбу с немецкими захватчиками, Казаков охотно согласился.



Часть, в которой предстояло служить Казакову, называлась Славяно-Британским авиаотрядом, входившим в состав Славяно-Британского легиона. Как в легион, так и в авиаотряд русских добровольцев, в основном - офицеров, зачисляли рядовыми британской службы. Исключение сделали лишь для Казакова и ещё нескольких героев, которым дали чин лейтенанта (в Русской Императорской Армии Казаков числился подполковником). Англичане утверждали, что это - лишь до сформирования полноценного армейского корпуса, однако, не зря русская народная мудрость гласит, что нет ничего более постоянного, чем временное. Казаков был согласен принести эту жертву - лишь бы продолжать сражаться с ненавистными оккупантами и их местными пособниками. Вспомним, что тёзка нашего героя - адмирал Александр Колчак - готов был записаться в английскую армию рядовым, лишь бы продолжать войну.
Вместе с Казаковым в белом авиаотряде служили и его недавние соратники по Первой Боевой авиагруппе - С.К. Модрах, с которым они вместе бежали из красной Москвы, снабжённые всеми  необходиыми документами и паролями, и Н.И. Белоусович. Славянско-Британский авиаотряд носил английскую форму, но имел особый знак отличия: русскую авиационную эмблему, которую лётчики, сняв со своих прежних боевых погон, прикрепили к головным уборам.



Фронт Армии Северной Области, возглавил которую генерал Е.К. Миллер, делился на два чётко выраженных участка - "железнодорожный", пересекавший железную дорогу Архангельск - Вологда, и "речной" - в районе Северной Двины. Казакову довелось вести бои на "речном" участке. Правда, бои эти были весьма странные: если в течение 1917 года Александр Александрович уничтожил 16 самолётов противника - немцев и австрийцев, то в 1918 ни одной воздушной победы за ним не числилось. Объясняется это просто: противниками Казакова и его товарищей были красвоенлёты 6-й Красной армии, большинство из которых являлись такими же офицерами Императорской Армии, что и Казаков. Нередко красные и белые лётчики оказывались в недавнем прошлом сослуживцами. Так, награждённый за бои весны 1919 года орденом Красного Знамени П.А. Пентко во времена, не столь отдалённые, служил в 1-й Боевой авиагруппе под началом Казакова. Не мудрено, что ни тем, ни другим воевать друг против друга не хотелось. Правда, красные записывали на свой счёт воздушные победы, и даже получали за них ордена, но сегодняшние историки смотрят на эти победы скептически, а нередко и прямо их опровергают.

Отсутствие побед над красными военлётами Казаков с лихвой компенсировал крайне успешными действиями против наземных целей противника: перед большевистской пехотой и красными матросами Двинской флотилии он никаких моральных обязательств не чувствовал, помня безобразия лета 1917-го.



Вот только два факта, приводимых В. Бондаренко в очерке об А. Казакове. 17 июня 1919 года Казаков лично разработал и лично же возглавил атаку на красный аэродром Пучуга. Несколько истребителей белых обстреляли ангары красных зажигательными пулями, уничтожили на земле 2 красных истребителя "ньюпор", один истребитель "СПАД" и запасы горючего. Поскольку о жертвах большевиков в живой силе автор очерка не сообщает, дерзну предположить, что их и не было. Казаков сразу убил двух зайцев: нанёс противнику ощутимый урон и избавил своих бывших соратников по Великой Войне от необходимости вести тягостные и ненужные им бои против своих.

Успех 17 июня был повторён днём позже - на этот раз Казаков атаковал Двинскую красную флотилию. А в июле англичане совместно с миллеровцами предприняли своё последнее наступление. Казакову выпала честь поддерживать его с воздуха. Вот что пишет В. Бондаренко об этом эпизоде: "Взмывая с аэродрома Кургомень в десяти верстах от линии фронта, истребитель Казакова на бреющем полёте, с высоты 10 метров расстреливал красноармейские окопы. Лётчик не обращал внимания на убийственный ружейно-пулемётный огонь и раз за разом повторял рискованный манёвр. В конце концов красноармейцы, не выдержав, бросили позиции и в панике бежали. Больше ста человек было убито, полтысячи сдалось в плен". Однако, этот успех англичан уже не интересовал. Вместо развития наступления они начали эвакуацию, обрекая белую армию Миллера, в силу её малочисленности, на неизбежный разгром.



Впрочем, Казакову предложили насовсем перейти на службу в королевский военно-воздушный флот. ПРославленный лётчик от такого предложения не отказался, но и согласия своего не дал - ведь в этом случае ему пришлось бы покинуть Родину навсегда. А этого Казаков позволить себе не мог.

В итоге блистательная эпопея самого результативного русского аса завершилась трагедией. Не желая покидать Родину, но и не видя для себя перспектив под властью большевиков, Александр Казаков покончил с собой. Произошло это следующим образом. Двое из его соратников, Модрах и Белоусович, отбывали в Сибирь, в армию Колчака, надеясь добраться до Омска с экспедицией полярника Вилькицкого. Казаков в возможность добраться до Колчака, видимо, не особо верил, однако, вызвался проводить друзей. И в воздухе его "сопвич" неожиданно стал резко набирать высоту, словно готовясь к мёртвой петле, а затем столь же неожиданно рухнул вниз. На полной скорости. Казаков погиб мгновенно от перелома позвоночника.





Официальная версия гласила об отказе мотора, однако свидетели в один голос утверждали, что мотор "сопвича" работал до последнего мгновения. Действия Казакова в боях с красными в июне - июле 1919 года недвусмысленно свидетельствовали, что своей лётной квалификации Александ Александрович не растерял и вполне мог бы посадить самолёт даже в случае поломки. Но жить дальше в условиях, когда любимое Отечество гибло, преданное союзниками, а война, которая по всем параметрам должна была бы завершиться полной победой России, закончилась позорной капитуляцией, он не видел смысла.

Тем трагичнее, что в годы Великой Отечественной войны имя Казакова получила 1-я истребительная эскадрилья в так называемой "русской освободительной армии" предателя Власова. Имя человека, любившего Россию до того, что эмиграции он предпочёл самоубийство, стало знаменем для предателей Родины и злейших врагов русского народа. Как жаль, что в 1945 году белый ас уже не мог заступиться за собственную честь. Трагично закончилась его жизнь - трагичной была и судьба его имени после смерти. Слава Богу, хоть сейчас мы имеем возможность воздать должное его светлой памяти.

(с) Источник
При написании данной статьи была использована книга:
Бондаренко В.В. Герои Первой Мировой войны. - М.: Молодая Гвардия, 2013.

Гражданская война, Белые патриоты России, Белое Движение, Первая мировая война, Офицеры

Previous post Next post
Up