Трудный город Армавир

Sep 23, 2018 01:10

100 лет тому назад, 19 сентября 1918 года победой белых войск завершилась Армавирская наступательная операция Добровольческой Армии. Город Армавир был занят войсками генерала А.И. Деникина, красные войска И.Л. Сорокина с большими потерями откатились от города. При штурме Армавира особо отличились 3-я дивизия полковника (в недалёком будущем - генерала) М.Г. Дроздовского и 1-я конная дивизия генерала П.Н. Врангеля, только недавно принятая Петром Николаевичем под своё командование. Собственно, Армавирскую операцию можно считать первым стратегическим успехом Врангеля, доказавшим, что Деникин не ошибся, доверив Петру Николаевичу дивизию. И вдвойне примечательно, что соавтором победы явился политический единомылшленник Врангеля Дроздовский.



Карта Армавирской операции из воспоминаний П.Н. Врангеля

Освобождение Екатеринодара - столицы Кубанского казачьего войска - ещё не означало достижения всех целей, которые ставил перед Добровольческой Армией её главнокомандующий А.И. Деникин, начиная Второй Кубанский Поход. Северо-Кавказская Красная Армия под командованием Сорокина по-прежнему продолжала оставаться грозной боевой силой и по-прежнему сохраняла численный перевес над белыми войсками. В любую минуту она могла перейти в контрнаступление, что было чревато стратегическим поражением. Эту армию необходимо было разгромить, чтобы окончательно закрепиться на Северном Казвказе и обеспечить себе надёжный тыл при наступлении на Москву. А значит, следовало продолжать наступление, освобождая от большевиков города и громя силы Сорокина прежде, чем он успеет сосредоточить достаточно мощный войсковой кулак для удара.


Армавирская наступательная операция началась 8 сентября 1918 года. За несколько дней до этого, когда 2-я дивизия белых во главе с генералом Боровским вышла к верховьям Кубани, Дроздовский получил приказ главнокомандующего перейти Кубань и овладеть Армавиром. Дроздовский считал операцию рискованной, поэтому в наступление решился перейти лишь после неоднократных разведок. План Дроздовского, составленный в лучших традициях генштабистов Первой Мировой войны,предусматривал обход с фланга основных сил армавирской группировки красных. Расчёт, видимо, был сделан на то, что красные, опасаясь обхода и окружения, начнут покидать свои позиции. Несколько раз за время идущей Гражданской войны Михаилу Гордеевичу удавалось добиться успеха таким способом. Однако Дроздовский не учёл, что времена изменились, что у противника громадный перевес в силах, а Красная Армия сентября 1918 года - это уже не те недисциплинированные банды, которые он имел перед собой в апреле - мае. Дроздовский хотел поберечь свои измотанные предыдущими боями войска, но избежать путём манёвров новых кровопролитных сражений в создавшихся условиях было нереально.

3-я дивизия переправилась через Кубань у станицы Тифлисской, от которой развернула наступление на восток. В течение 4-х дней дроздовцы вели упорные бои с Противокавказской группировкой красных. 13 сентября белым удалось отбить у большевиков станцию Гулькевичи. Следом была взята станция Кавказская, и дальнейшее наступление Дроздовский повёл вдоль железной дороги, что давало ему возможность оперативно получить подкрепления и пользоваться поддержкой бронепоездов. 14 сентября красные, перегруппировавшись, нанесли контрудар и отбросили Дроздовского после упорного боя обратно к Гулькевичам. При этом Самурский пехотный полк (сформированный Дроздовским в порядке эксперимента из пленных красноармейцев и неплохо себя зарекомендовавший) попал в окружение и сумел пробиться к своим лишь на следующий день.



Михаил Гордеевич Дроздовский в период Второго Кубанского похода

Врангель должен был вести в бой войска, которые его совершенно не знали - он лишь 10 сентября принял под командование свою дивизию. В состав дивизии Врангеля входили Корниловский кубанский казачий полк, сформированный из казаков - участников Ледяного Похода, 1-й Линейный казачий полк, 1-й Екатеринодарский казачий полк и 2-й Черкесский полк, сформированный из горцев-мусульман. Состояние вверенной ему дивизии Пётр Николаевич описывает так: "Технические средства в дивизии почти отсутствовали. Ни телефонов, ни телеграфов не было, но имелась радиостанция. Снабжение огнестрельными припасами, как и во всей Добровольческой армии, производилось исключительно за счет противника. Во время господства большевиков большинство оружия и патронов в станицах были запрятаны казаками и при освобождении той или иной станицы казаки являлись в части, в большинстве случаев, вооруженными и с некоторым запасом патронов. Изредка штаб армии присылал добытые с Дона снаряды и патроны. При дивизии имелась небольшая санитарная летучка с доктором и несколькими сестрами, однако почти без всяких средств. Лекарств почти не было, перевязочный материал отсутствовал, бинты заготовлялись из подручного материала. Беспрерывные походы и бои, постоянно менявшийся состав частей, с одной стороны вследствие большой убыли, с другой - благодаря притоку новых людей из освобожденных станиц; сборный, часто чисто случайный, состав офицеров делали почти невозможным правильное обучение и планомерную подготовку войск. Казаки каждый в отдельности дрались хорошо, но общее обучение и руководство хромали". В отличие от Дроздовского, имевшего в подчинении слаженный воинский коллектив, большая часть которого имела за плечами поход Яссы - Дон и бои в Области Войска Донского, войскам Врангеля, по сути, ещё только предстояло стать полноценной дивизией. Тем не менее, эта импровизированная дивизия при колоссальной нехватке технических средств уже вела наступательные операции против армавирской группировки красных.

Силы противника Врангель оценивал в 12 - 15 тысяч человек (больше, чем вся Добровольческая Армия!!!). И недостатка в снабжении боеприпасами сорокинцы, в отличие от врангелевцев, не имели. Красные располагали 20 пушками и несколькими  броневиками. Врангель, однако, отмечал и слабые стороны противника - нехватку кавалерии (несколько сотен против полнокровной дивизии Врангеля) и откровенно рыхлое руководство.

Оборонительные позиции большевиков в районе станицы Михайловской, которую предстояло штурмовать врангелевцам, Пётр Николаевич характеризует так: "Занятая красными позиция с левого фланга прикрывалась многоводным руслом Реки Лабы, на левом берегу которой противником удерживался небольшой плацдарм, обеспечивающий мостовую переправу близ аула Кош-Хабль. К северу от станицы Михайловской позиция проходила по ряду холмов, прикрытая частью с фронта заросшим камышом и болотистой балкой "Голубой", вдоль которой она тянулась на восток верст на 10 - 12 параллельно Армавиро-Туапсинской железной дороге".

По свидетельству Врангеля, дивизия в течение трёх недель безуспешно пыталась нащупать в этой обороне хоть какие-то слабые места, но при практически полном отсутствии боеприпасов его атаки были заранее обречены на неудачу и легко отбивались красными, которые, впрочем, ограничивались пассивной обороной и не рисковали переходить в контрнаступление. Врангель пытался сочетать лобовые атаки с обходными манёврами, которые предпринимал на своём участке Дроздовский, обходя вражеские позиции с востока значительными массами конницы (значительными, разумеется, по добровольческим меркам - красные над численностью этих "масс" могли бы только посмеяться). В конце концов, Врангелю удалось, сбив красных на своём левом фланге, одной дивизией обойти станицу Михайловскую и выйти у Армавиро-Туапсинской железной дороги к станции Андрей-Дмитриевка. Большевики однако не растерялись и отхода со своих удобных позиций не начали, а восстановили оборону с помощью бронепоезда и двух броневиков, просто "загнув" фланг.

Отчаявшись добиться успеха с помощью обходных манёвров, для чего у Врангеля недоставало сил, Пётр Николаевич попытался прорвать оборону красных внезапной кавалерийской атакой. Расчёт был сделан на низкую моральную устойчивость большевиков. Под покровом темноты Врангель лично повёл в наступление два полка. Белые успешно переправились через прикрывавший позиции красных болотистый ручей и с рассветом Врангель бросил свои полки в конную атаку. Врангелевцам удалось дойти до самой станицы, но здесь с окраинных домов они были встречены пулемётным огнём во фланги и откатились на исходные позиции.

Тем не менее, свою роль в успехе Армавирской операции Врангель и его дивизия сыграли: Михайловская группировка красных оказалась скована боями, Сорокин не смог взять оттуда ни единого солдата на помощь своим войскам, отражавшим атаки Дроздовского. Кое-каких успехов, впрочем, Врангелю удалось добиться - в ночь с 13 на 14 сентября его казаки взяли штурмом станицу Петропавловскую.



Пётр Николаевич Врангель

Руководство Добровольческой Армии с Деникиным во главе вовремя почувствовало момент, когда красные втянули в бой все свои возможные резервы. И 15 сентября по приказу Деникина генерал Боровский двинул в наступление свою 2-ю пехотную дивизию. В состав дивизии Боровского входили прославленные Ледяным Походом Корниловский ударный и Партизанский (будущий Алексеевский) пехотные полки. Эти закалённые в боях части обрушились на станицу Невинномысскую и смяли удерживавшие её красные войска, которые в беспорядке отхлынули к Армавиру, внося в ряды его защитников панику. Этот удар предупредил намеченное большевиками на тот же день наступление и переломил настроения в пользу белых.

16 сентября красные снова атаковали дроздовцев, пытаясь отбить стратегически важную станцию Гулькевичи. Однако в их действиях уже не чувствовалось ни напора, ни организованности. Дроздовский, бывалый генштабист, вовремя почувствовал перелом в настроениях красных, понял, что с тыла на них навалились свежие добровольческие силы - и погнал противника к Армавиру. На рассвете 19 сентября 1918 года части Дроздовской дивизии вышли на окраины Армавира. Белые атаковали город с двух сторон. К этому времени руководство большевистской Северо-Кавказской армии осознало безвыходность своего положения. Армия Сорокина оказалась зажата в междуречье Кубани и Лабы, причём ближайшие к городу переправы находились в руках белых. Железные дороги из Армавира в нескольких местах были взорваны войсками Боровского и Шкуро, на станции Андрей-Дмитриевка периодически появлялись врангелевцы. Тем не менее, Армавир красные обороняли крайне упорно, дивизиям Боровского и Дроздовского удалось сомкнуться в городе, завершив его освобождение от большевиков, только после многочасового боя, к вечеру. Преследование разбежавшихся красных продолжалось до темноты.

Развивая успех, 30 сентября 1918 года дивизия Дроздовского прибыла в район Михайловской, и здесь состоялась встреча двух генералов-монархистов Дроздовского и Врангеля. Бытует мнение, что Дроздовский по непонятным причинам, вместо того, чтобы атаковать Михайловскую совместно с Врангелем, проявил своеволие, сменив на позициях части 1-й конной дивизии. В результате новая атака на Михайловскую оказалась столь же безрезультатной. Однако Врангель в своих мемуарах убедительно опровергаетданную версию. В действительности (а Врангелю, вроде как, незачем лукавить и оправдывать Дроздовского) план действий по овладению Михайловской был согласован двумя комдивами. Дроздовский, сменив на позиции войска Врангеля, должен был атаковать красных в лоб, связав их боем, в то время как Врангель, усилив свою дивизию Вторым Офицерским конным генерала Дроздовского полком, совершал обходной манёвр, имея своей целью замкнуть кольцо окружения михайловской группировки красных у станицы Курганной. Этот план также провалился в силу упорства красных и их громадного численного перевеса. Дроздовская дивизия понесла тяжёлые потери. Впрочем, это была уже совсем другая история.



Дроздовцы идут в атаку

Итак, в ходе Армавирской наступательной операции, благодаря согласованным действиям трёх белогвардейских дивизий и правильно выбранному времени для перехода в решительное наступление, белой Добровольческой Армии удалось овладеть важным транспортным узлом - городом Армавир - и ликвидировать крупную группировку красных, превосходившую по численности всю Добровольческую Армию. Как главнокомандующий Деникин, так и его комдивы - Дроздовский, Боровский и Врангель - проявили в период Армавирской операции незаурядное личное мужество и несомненные полководческие способности.

Спустя четыре дня после взятия Армавира, к городу неожиданно подошла новая большевистская группировка - 35-тысячная Советская Таманская армия. Столкновения со столь многочисленным противником дроздовцы не выдержали и к вечеру 25 сентября вынуждены были оставить Армавир. После чего город пришлось штурмовать снова. Так что Армавир оказался для белых поистине проклятым городом.

(с) Источник

Врангель, Дроздовский и дроздовцы, Гражданская война, Добровольческая армия

Previous post Next post
Up