1 августа в России отмечается день памяти героев Первой Мировой войны. По такому случаю хочу предложить вашему благосклонному вниманию свою статью трёхлетней давности, которую я когда-то написал к премьере фильма "Батальонъ". Оригинал
здесь.
Накануне 23 февраля 2015 года наш кинопрокат, видимо, решил на очень наглядном примере продемонстрировать нашим мужчинам, в чём, собственно, состоит их главная обязанность. На большой экран наконец-то вышел давно анонсированный фильм "Батальонъ" - о Женском Ударном батальоне, созданном в 1917 году. Фильм, как уверяли с афиш его авторы, "основан на реальных событиях". В данном случае реклама не обманула.
Афиша фильма "Батальонъ".
Вот об этих самых "реальных событиях", на которых основан фильм, давайте немного и поговорим.
Женский Ударный батальон (или как его ещё называли, Женский батальон смерти) был создан весной 1917 года. Обстановка на фронте Первой Мировой войны к тому времени уже явственно обозначилась как катастрофическая. Столь чаемое либералами падение монархии и последовавшая за ним "демократизация" армии в корне подорвали боеспособность войск. "Декларация прав солдата" и "Приказ № 1" отменяли чинопочитание, запрещали офицерам иметь при себе оружие, а чтобы обеспечить контроль солдатской массы над "реакционным" и "старорежимным" офицерством учреждали солдатские комитеты. Фактически офицеров лишили возможности какого-либо дисциплинарного влияния на войска, но при этом продолжали требовать выполнения боевых задач.
Надо сказать, что к моменту Февральской революции положение отнюдь не было столь катастрофическим. "Великое отступление" 1915 года, породившее столько спекуляций, вплоть до прямых обвинений императора и его семьи в национальной измене и тайном сговоре с кайзером, было успешно остановлено, армия не только закрепилась на новых рубежах обороны, но и перешла в полномасштабное наступление (Вильно-Молодеченская операция, Брусиловский прорыв). Михаил Гордеевич Дроздовский (а он был грамотным штабным работником) писал, не приукрашивая ситуацию: "В общем, дела идут хорошо... Самое важное, конечно, то, что у немцев окончательно вырвана из рук инициатива. Немцы уже нигде не наносят ударов, они только отбиваются, где удачно, а где и совсем неудачно, и положение наше, в общем, настолько прочное, резервы так велики, что никакие активные попытки противника уже нам не страшны. Нет никакого основания думать, что немцам удалось вырвать инициативу. Можно думать, что наступил перелом. Конечно, рассчитывать на скорый мир нельзя - противник очень силён, он знает, какие драконовские условия его ожидают, и, конечно, будет защищаться со всей энергией отчаяния. Во всяком случае, мы должны запастись большим, очень большим терпением - рассвет начался, но солнце ещё не взошло" [1].
М.Г. Дроздовский в форме офицера Российской Императорской Армии
Терпения, как мы знаем, не хватило. Лживая пропаганда либеральных СМИ сделала своё дело - менее, чем через год после написания этих строк грянула революция. А следом за ней фронт рухнул. Крестьяне начали делить помещичью землю, солдаты на фронте всерьёз опасались, что этот, давно чаемый ими, "чёрный передел" обойдётся без них. Всеми овладело одно неудержимое стремление: штыки в землю и по домам, активно подогреваемое немцами и большевистскими агитаторами [2]. Началось повальное дезертирство. Банды потерявших человеческий облик некогда защитников Отечества шатались по дорогам и деревням, грабя и насилуя собственное население. Офицеры пытались призывать к порядку - их начали сперва поколачивать, а потом и просто убивать [3].
В этих отчаянных условиях Марии Бочкарёвой, сражавшейся добровольно на фронте с самого начала Великой войны, пришла в голову оригинальная мысль создать воинскую часть из девушек и женщин, которые, возможно, захотели бы повторить её собственный патриотический порыв. Цель создания Женского Ударного батальона была не столько военная, сколько пропагандистская. Вид хрупких девушек, добровольно явившихся на фронт в то самое время, когда здоровые мужики этот фронт массово бросали, должен был пробудить в солдатах чувство стыда. Да и желание защитить этих девушек, любой ценой не дать им погибнуть - тоже. Бочкарёва была родом из самых низов общества, службу начинала с рядовых, и потому надеялась, что психологию солдата она понимает хорошо.
Мария Бочкарёва, автор идеи Женского Ударного батальона и его первый командир.
СПРАВКА. Бочкарёва Мария Леонтьевна (1889 - 1920) - одна из первых русских женщин-офицеров, георгиевский кавалер. Из крестьян. В 1905 году вышла замуж. Однако муж оказался алкоголиком и подвергал молодую женщину систематическим побоям. Не выдержав издевательств, Мария сбежала от него с любовником-евреем, промышлявшим разбоем и связанным с китайскими хунхузами. Несмотря на то, что Мария добровольно последовала за возлюбленным в ссылку после того, как его преступные деяния вскрылись, новый кавалер запил и тоже стал заниматься рукоприкладством. Неизвестно, чем бы кончилась эта история, не случись Первая Мировая война. Мария добровольно ушла на фронт, получив в этом поддержку от самого императора Николая Второго. После двух ранений и четырёх наград (включая георгиевский крест) она была произведена в унтер-офицеры. В 1917 году возглавила Женский добровольческий батальон, в составе которого приняла участие в боях при Сморгони, за которые получила чин подпоручика. В 1918 году перебралась в США, где агитировала за оказание помощи Белому Движению. Пыталась формировать женские ударные части в Архангельске (что ей было запрещено), впоследствии работала сестрой милосердия у Колчака. По официальной версии, расстреляна в 1920 году за симпатии к Белому Движению. Однако, ряд историков полагают сообщение о её смерти фальшивкой и предполагают, что следователь мог спасти её жизнь. По этой версии Бочкарёва успешно вышла замуж во второй раз, а её сыновья принимали участие в Великой Отечественной войне.
Групповое фото женщин-ударниц
И ещё одно групповое фото. Девушек на нём меньше - зато можно разглядеть их лица
и детали униформы.
Батальон формировался на абсолютно демократических принципах, прежние сословные различия при записи в него не учитывались. При этом в нём царила железная дисциплина. История донесла до нас жалобы некоторых девушек на то, что Бочкарёва "бьёт морды, как заправский вахмистр старого режима". В результате многие доброволицы отсеялись. Зато из оставшихся удалось сколотить вполне боеспособную воинскую часть.
Ударницы со знаменем
21 июня 1917 года состоялась торжественная церемония вручения знамени Женскому Ударному батальону. А 27 июня батальон уже прибыл в действующую армию и поступил в распоряжение 1 Сибирского армейского корпуса 10-й армии. 9 июля войска Западного фронта должны были перейти в наступление. Однако, немцы не зря инициировали по всему фронту массовые братания и затрачивали столько сил на разложение солдатской массы. О планах русского командования им было прекрасно известно - и 8 июля они сами нанесли удар по позициям Женского батальона. За 3 дня девушки отразили 14 (!!!) атак врага, после чего сами перешли в наступление. И... успешно выбили немцев с их позиций. "Википедия" приводит слова из рапорта полковника Закржевского: "Отряд Бочкарёвой вёл себя в бою геройски, всё время в передовой линии, неся службу наравне с солдатами. При атаке немцев по своему почину бросился как один в контратаку; подносили патроны, ходили в секреты, а некоторые в разведку; своей работой команда смерти подавала пример храбрости, мужества и спокойствия, поднимала дух солдат и доказала, что каждая из этих женщин-героев достойна звания воина русской революционной армии". Однако из 300 девушек-доброволиц 30 были убиты, а 70 - ранены. Получила ранение и сама "госпожа командир". В результате новый главковерх, генерал Лавр Корнилов, распорядился вывести Женский батальон с фронта.
Женский Ударный батальон на походе.
Война - войной, а от быта никуда не денешься.
Впоследствии батальон Бочкарёвой, уже под командой гвардейского офицера А.В. Лоскова, участвовал в обороне Зимнего Дворца во время Октябрьской революции. Многих ударниц после этого ждали арест и надругательство. Некоторым из них удалось пробраться на Дон и принять участие в Белом Движении на стороне Добровольческой Армии А.И. Деникина.
Погон Женского Ударного батальона
К сожалению, основному замыслу Бочкарёвой не суждено было сбыться. Её батальон не только не произвёл отрезвляющего впечатления на солдат, но, напротив, вызвал к себе повсеместную ненависть. В девушках-ударницах видели оплот ненавистного "старого режима" и возможной контрреволюции, а главное - цели Бочкарёвой радикально расходились с чаяниями солдатских масс, среди которых немедленно пошли разговоры о "проститутках". Возможно, сказалось и то, что девушек обрили наголо под машинку, как обычных солдат, и нарядили в традиционную военную форму, рассчитанную на мужчин, лишь с незначительными форменными отличиями. В таком виде они теряли всю свою женскую привлекательность. А суровый график тренировок, в которые Мария Леонтьевна загнала своих подопечных, ещё более усугубили впечатление. "Хрупких девушек", трогательных в своём порыве защищать Родину и, самое главное, в своей беззащитности, солдаты перед собой так и не увидели. Хорошую идею загубило неудачное воплощение.
Девушки-ударницы на учебных стрельбах
Статью о самом фильме см.
здесь.
______________________________________________________
Примечания.
[1] Гагкуев Р.Г. Последний рыцарь // Дроздовский и дроздовцы. - М.: Информационное агентство "Белые воины", 2012. - с. 31.
[2] При том, что значительные территории Российской империи оставались под вражеской оккупацией. Однако деморализованной солдатской массе, успевшей почувствовать, что ей теперь всё можно, оказалось наплевать на независимость Родины. Делить помещичьи земли было интереснее, да и безопаснее как-то.
[3] Об этом очень ярко написано в первом томе "Очерков Русской Смуты" А.И. Деникина.