Мысли о статье Михаила Гордеевича Дроздовского

Jul 24, 2018 11:48


...о выводах, которые из неё следуют,
и о выводах, которые из неё делать не надо.

Речь идёт о статье, написанной Михаилом Гордеевичем в середине 1918 года, в перерыве между Походом Яссы - Дон и 2-м Кубанским Походом. Называлась статья "Россия или комиссария?", ознакомиться с ней можно в книге "Дроздовский и дроздовцы" (стр. 187 - 189), а если кому-то трудно найти эту книгу, то электронный вариант статьи находится здесь.



Думаю, не нуждается в доказательствах, что текст, созданный в условиях крупных исторических событий и непосредственно с этими событиями связанный, нельзя рассматривать в отрыве от исторического контекста. Скажем, статья Эренбурга "Убей немца!" была очень актуальна на момент своего написания, когда немцы стояли под Сталинградом и блокировали Ленинград. Мобилизовала народ, звала на борьбу с захватчиками. Но когда русские войска оказались под стенами Берлина и Кёнигсберга, потребовались совсем иные слова и совсем иные призывы, а текст Эренбурга с его экспрессией, будь он озвучен кем-то из командиров Красной Армии в 1945 году, причинил бы немало вреда будущим победителям на финальном этапе войны, ибо геббельсовская пропаганды и без того трудилась над созданием русским образа кровожадных варваров, уничтожающих всё на своём пути.

Очевидно, и статья Дроздовского в те полные драматизма дни 1918 года будила правильные чувства и внушала правильные мысли своим читателям. Но сегодня теми самыми лозунгами, которыми Дроздовский звал на борьбу за Россию, размахивают геополитические враги нашей Родины, в открытую мечтающие о её расчленении. Ради чего - не так уж важно. Не так уж принципиально, хотят ли наши враги расчленить Россию из-за того, что ненавистная им "эта страна" контролирует слишком большие территории и слишком много природных ресурсов, или же ради построения утопического "расово-чистого государства" и не менее утопического "возвращения в единую семью белых европейских народов".


Так стоит ли слова, написанные Дроздовским в 1918-м году, принимать к исполнению в 1941-м?  Стоило ли в июне 1941-го года, когда, по словам А.И. Деникина "проклятые немецкие бомбы рвали на части тела русских людей", вспоминать о том, что "смешно искать объединения Руси поддержкой большевизма"? Стоило ли в условиях Московской или Сталинградской битвы, или в условиях блокады Ленинграда вспоминать слова Михаила Гордеевича о том, что "никогда и никогда не назовём мы большевистское оружие братским"? Или же стоило вспомнить другие его слова из этой же статьи: "Не мщение, а государственная необходимость ведёт нас по пути борьбы"?

Полагаю, что сам Дроздовский ответил на эти недоумения своими поступками, отказавшись от любого сотрудничества с немцами (которое, к слову, ему не раз предлагали - в отличие от нацистов, которые почему-то не спешили призвать белоэмигрантов под свои знамёна). Более того: Дроздовскому, принявшему активное участие в освобождении Новочеркасска, донской атаман Краснов предложил не присоединяться к Добровольческой Армии, а сделаться пешей гвардией Всевеликого Войска Донского. Дроздовский отказался - и был в этом безоговорочно поддержан чинами своего отряда. Краснов - не просто оголтелый коллаборационист. Краснов писал германскому кайзеру Вильгельму, с которым Россия вела войну и войска которого стояли на русских землях, о своих "верноподданнических чувствах" к нему. Более того - он звал немецкие войска вглубь России, гораздо восточнее тех границ, которые определялись Брест-Литовским миром, рассчитывая, что немцы помогут ему в борьбе против большевиков. Но то, что не составляло никаких моральных затруднений для Краснова, оказалось категорически неприемлемо для Дроздовского. И если Дроздовский не соглашался сотрудничать с немцами ради свержения большевиков на излёте Первой Мировой войны, вряд ли он стал бы с ними сотрудничать в ходе Второй.

Но вполне буквально можно приложить слова Дроздовского о невозможности "искать объединения Руси поддержкой большевизма" сегодня, когда многие открыто ностальгируют по временам СССР, забыв не только кровавый террор большевиков против лучших представителей русского народа, но и предательские Брест-Литовский мир, отдававший немцам лучшие российские земли, и гонения на Православие (о которых очень хорошо написала в своём журнале прекрасная киевская публицистка Ника Паздрий (
nikotorix)), и героизацию откровенных национальных изменников, вроде Кондратия Булавина. Собирание воедино Русских Земель - безусловно благая цель. Но утопично при этом благом начинании искать опору в давно рухнувшей и исчерпывающим образом доказавшей свою несостоятельность большевистской идеологии. Слишком многим эта идеология успела осточертеть за 70 лет советской власти. Слишком у многих воспоминания о советском периоде отнюдь не радостные. Не вокруг большевистских лозунгов соберутся снова потомки тех, кто пережил распад СССР. А если, паче чаяния, воссоздание СССР (именно в качестве социалистического государства) и состоится, оно окажется столь же недолговечно, как и его предшественник - слишком уж много мин замедленного действия заложили большевики под здание собственной государственности. От пресловутого "права наций на самоопределение вплоть до отделения от Союза" и нерационального распределения ресурсов (которое больше напоминало паразитирование остальных республик на теле России) до восхваления средствами искусства всевозможных национал-сепаратистов (под личиной "героев национально-освободительного движения").

Для собирания русских земель нужны совсем другие лозунги, некоммунистические (при безусловном уважении к положительным достижениям советского периода, таким, как Победа 1945 года или космическая одиссея, и к героям Великой Отечественной войны), учитывающие национально-культурные особенности русского народа (да и не только русского) и нашу многовековую историю, которую большевики долгое время напрочь игнорировали, пытаясь начать с чистого листа. И тут очень важен не только образ Дроздовского, но и его опыт, и опыт Белого Движения в целом.

А ещё статья Дроздовского вполне может прозвучать серьёзным предупреждением для современных политиков. Вчитаемся: "Большевизм и именно только советская власть явилась главным, почти единственным фактором расчленения России. Большевистские, совершенно неприемлемые формы жизни, проводимые теперь в центре России, оттолкнули от неё области, в которых власть комиссародержавия удалось свергнуть... Именно поддержкой комиссаров, попытками продлить агонию их власти сильнее вколачиваются расчленяющие Россию клинья, углубляется процесс самоопределения. Смешно искать объединения Руси поддержкой большевизма". Итак: почему же "смешно искать объединения России поддержкой большевизма"? Не потому, что большевизм по каким-то личным причинам ненавистен конкретному отдельно взятому полковнику Дроздовскому. А потому, что большевизм порождает "совершенно неприемлемые формы жизни". И эти неприемлемые формы отталкивают от советской власти окраины, которые в ужасе начинают провозглашать независимость от центра, лишь бы этих "совершенно неприемлемых форм" избежать. Какие же это неприемлемые формы? Об этом можно только догадываться, а взять интервью у Дроздовского, увы, уже не получится, ибо он скончался в новогоднюю ночь 1919 года. Но дерзну предположить, что речь идёт о массовом красном терроре, об убийствах офицеров - убийствах столь же жестоких, сколь и немотивированных. О гонениях на Православную веру, когда большевики не только грабили храмы, оскверняя вековечные народные святыни, не только массово арестовывали духовенство, мешая ему правильно организовать приходскую и епархиальную жизнь, но и подвергали арестованных священнослужителей нечеловеческим пыткам и унижениям. О фактическом уничтожении товарно-денежных отношений, на смену которым пришёл неприкрытый грабёж продотрядов.



Одно из наиболее мерзких проявлений большевизма,
с которым мог сталкиваться Дроздовский -
грабёж православных храмов

А теперь задумаемся: разве всё вышесказанное могли чинить только большевики? Разве другие политические силы (включая те, которые от большевизма сознательно и целенаправленно дистанцируются) не способны повторить ошибки большевиков, хотя бы некоторые? Разве только большевики способны создать подконвойным гражданам абсолютно неприемлемые условия жизни, за которыми неизбежно последует желание избавиться от таких условий и такой власти, пусть даже ценой отделения от своей страны? Увы, нет.

А ещё важно помнить, что большевики пришли к власти в ходе вооружённого переворота. Никто их не избирал, никто не уполномочивал говорить от имени всего народа. Если в стране происходит такой переворот, то только логично возникновение сопротивления ему. И чем с большим остервенением новая власть будет себя навязывать - тем бескомпромисснее будет и сопротивление. Посмотрите на дроздовцев и вспомните, против чего они поднялись.

И ещё один важный момент в статье Дроздовского, о котором важно помнить сегодня - и особенно если мы хотим числить себя христианами: "Если вождям и деятелем большевизма нет ни прощения, ни пощады, то рядовым борцам, отрекшимся во имя Родины от прежних преступных заблуждений, мы найдем место в наших рядах. Пусть забудут они свой мелкий эгоизм, подчинять свои классовые интересы патриотизму, и мы сумеем тогда забыть, как бы то ни было трудно, все перенесенные оскорбления и все испытанные мучения", - пишет Михаил Гордеевич. Дроздовский, которого сегодня кое-кто норовит выставить сторонником беспощадного террора, оказывается очень тонко чувствующим и понимающим человеком. Понимает он, в частности, и то, что в период Гражданской войны и смуты очень много запутавшихся людей, которым трудно разобраться в лозунгах всевозможных партий и создаваемых этими партиями "правительств". И зачастую бывает так, что хороший человек оказывается заложником некогда принятой им дурной идеологии. И Дроздовский обращается к таким людям, к их сердцам, он даёт заблудшим чёткий ориентир - интересы Родины - как абсолютный критерий поверки собственных убеждений. Дрозовский согласен забыть большевистское прошлое тех, кто сам добровольно от этого прошлого отречётся и подчинит свои желания государственной необходимости. А к своим соратникам по борьбе обращает столь же горячий призыв ради Родины забыть собственные обиды и принять кающихся в свои ряды. Дроздовский ведёт себя в полном соответствии с традициями христолюбивого русского воинства, того воинства, о котором император Александр I некогда сказал: "Русские умеют воевать, но никогда не мстят". И даёт тем самым нам пример.

Дай Бог нам сегодня расслышать призывы Михаила Гордеевича. А расслышав - сделать из них правильные выводы, адекватные нашему времени.

Белые патриоты России, Дроздовский, Белая Идея

Previous post Next post
Up