Иллюстрации к роману Булгакова "Белая Гвардия".
Художник Андрей Владимирович Николаев о себе:
"Родился в Москве. Вскоре после школы попал в Велико-Устюгское пехотное училище, откуда в
декабре 1942 года был выпущен лейтенантом. Воевал на Волховском фронте в должности
командира минометного взвода, а затем, окончив курсы усовершенствования
офицерского состава при Ленинградской военной академии, в должности начальника
разведки 534-го минометного Выборгского полка прославленной 106-й гвардейской
военно-воздушной дивизии с боями дошел до Австрии,
где и встретил Победу. Трижды ранен. Награжден орденами Отечественной войны обеих степеней,
Красной Звезды, медалями "За взятие Вены", "За победу над Германией" и другими.
После демобилизации (1946) окончил второй курс училища Памяти 1905 года и - с отличием -
Всесоюзный институт кинематографии по кафедре художественного оформления фильма (1953).
Как книжный иллюстратор сотрудничал с издательствами "Гослитиздат", "Детгиз",
"Советский писатель", "Молодая гвардия", "Московский рабочий", журналами "Юность",
"Смена", "Работница", "Пограничник".
За сорок пять лет работы проиллюстрировал около двухсот литературных произведений.
Среди них «Пиковая дама» А. С. Пушкина, «Князь Серебряный» А. К. Толстого, «Мирович» и
«Сожженная Москва» Г. П. Данилевского, «Приваловские миллионы» Д. Н. Мамина-Сибиряка,
«Рославлев» и «Юрий Милославский» М. Н. Загоскина, «На дне» А. М. Горького,
«Радости жизни» и «Рим» Э. Золя, проза крупнейших советских авторов».
В последние годы А. В. Николаев выполнил цикл монументальных портретов русских исторических,
военных и духовных деятелей «Каметя истории»; его перу принадлежат также обширные мемуары, литературные и богословские труды. По словам близко знавших Андрея Владимировича, сочинения
свои печатать он отказывался, выставлять живописные работы, созданные в эпоху «перестройки»
и позднее, - тоже (лишь некоторые из них были опубликованы - в частности, «Московским журналом»), посему до сих пор известен преимущественно в качестве иллюстратора, что представляется глубоко несправедливым. Предлагаем вниманию читателей подборку работ художника, в том числе публикуемых впервые, а также интереснейшую «Творческую автобиографию», написанную им в 1982 году специально
для Государственного музея Л. Н. Толстого.
.