Первыми на фестиваль я отправила детей, на фильм
"Men, Women & Children", купившись на тему - подростки и родители, интернет и другие современные технологии, их вмешательство во взаимоотношения между поколениями. Талю понравилось, а с Линор был прокол - полфильма она просидела уткнувшись в Талино плечо. Родители - всегда проверяйте по imdb рейтинг фильма, тут он был "R" за море секса и язык. А в описании на сайте фестиваля ничего об этом не было сказано. Фильм, думаю, купят - и тема наболевшая, и актеры хорошие.
Мы начали с грузинского фильма "
פגישה עיוורת - Blind Dates". Очень "грузинское" кино - трогательное и достаточно безжалостное повествование о "потерянном поколении" 90-х. Половина актеров - непрофессионалы, на мой взгляд, ничем не хуже второй половины (а там
Кахи Кавсадзе, привет из детства). Фильм небыстрый, но длинноты не лишние, они задают правильный ритм. Очень хороши комедийные ситуации, которые именно грузинские режиссеры умеют так включить в полотно любой степени трагичности, что они приходятся к месту. Рекомендую.
Ленька посмотрел "
אויב הכיתה - Class Enemy" из Словении, до конца не досидел, но остался доволен в том смысле, что удалось почувствовать атмосферу места. Особенно по контрасту с итальянским фильмом, который мы смотрели назавтра - казалось бы так близко, а совсем разные характеры.
Мы с Линоркой посмотрели документальный фильм "
זו הארץ שלי - This Is My Land" на перманентно злободневную для нас тему израильско-палестинского конфликта. В фильме показано как школьники изучают историю. Школьники разные и история у всех тоже разная. Из израильских еврейских школ показана "Реали", старшеклассники из исторического спецкласса (5 ехидот по истории). По словам режиссера, обычным школам не разрешили сниматься в фильме. По той же причине, видимо, из арабских израильских тоже представлена частная школа из Иблина. Эти две школы можно сравнивать, в обеих показаны старшие школьники с какой-то подготовкой по теме. Арабский преподаватель говорит, что минпрос до сих пор не разрешил ни одного учебника на арабском, в котором отражена история после 48 года. Интересно было бы про это узнать поподробнее. Ну и, понятное дело, он преподает 48-й год как трагедию. В Реали показана, пожалуй, самая многоплановая подача материала и главная мысль - изучайте и анализируйте информацию, не заглатывайте речевки. (Но сколько там детей-то, берущих углубленно историю).
Остальные школы - начальные. Очевидное противопоставление - школы для мальчиков в Итамаре и в Рамалле. Вот тут и куются кадры для того, чтобы эта война была вечной. Мрачное впечатление.
И бредовая школа в Неве Шалом - совместная арабо-еврейская. Как там дети вообще ориентируются в подаваемой информации - ума не приложу. Скорее всего - никак, пропускают мимо ушей. Шестой класс, дети и еврейские и арабские, два учителя - арабка и еврей, разговор ведется одновременно на трех языках (арабский, иврит и английский, причем явно, что разные дети владеют ими по-разному). Между собой учителя не обсуждали план урока, для каждого слова коллеги очевидно неожиданны - короче ужас-ужас.
Вывод Линор в конце - похоже, так мы никогда не сможем договориться.
Два следующих фильма, хоть и сняты в разных странах (Чехия - "
שומקום במורביה - Nowhere in Moravia", Италия - "
אושר שקט - Quiet Bliss"), но выглядят +- одним и тем же сценарием с разной этнографией. Суровые будни. Это, наверное, новая киностилистика такая - отсутствие сюжета. Показывают какой-то кусок из жизни персонажей. Почему именно его - непонятно. С таким же успехом можно было вырезать год назад или два года вперед. Завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка - ничего этого нет. Течет себе жизнь с переменным успехом. Скучно.
Захотелось мне посмотреть местное арабское кино. Выбрала фильм "
וילה תומא - Villa Touma", заявленный на фестивале как черная комедия. Христианская семья из Рамаллы пытается найти жениха для племянницы. IMDB, кстати, называет фильм драмой. Так вот - это ни то и ни другое. Для комедии там нет ничего смешного. Для драмы персонажи слишком комедийно-гротескные, чтобы их можно было серьезно играть. Вся Рамалла снята в Хайфе. После фильма - овации. Я озираюсь и думаю - кто-то тут не в себе, то ли я, то ли остальные. Оказалось - все проще, это как на ежегодном выпускном концерте танцевальной группы, где Линор танцует - зал поддержит, что бы там на сцене не происходило, в зале мамы, папы, бабушки и дедушки выступающих.
"Левиафан" Звягинцева, особенно в свете всего выше сказанного, фильм настоящий, с большой буквы. Смотреть надо. Вот только зачем он снят? Неужели у кого то еще есть сомнения в том, что сюжет именно так развернется? Я не буду спойлерить, смотрите сами. Перечитайте книгу Йова предварительно и, что называется, почувствуйте разницу.
UPD:
Надо было снимать. Судя по тому, что происходит в России, большая часть знает один сюжет - с песней идти за хвостом впереди идущего к обрыву. Может хоть кого-то фильм образумит.